Литературный дилижанс Даля

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. расширять знания учащихся о жизни и творчестве В.И. Даля;
  2. учить пользоваться Толковым словарём;
  3. развивать умение наблюдать, сравнивать предметы по их близким и далёким признакам;
  4. развивать речь, фонематический слух, дикцию учащихся,
  5. воспитывать умение работать в коллективе, слушать друг друга, отбирать главное из предложенных версий.

Оборудование:

портрет В. И. Даля, Дерево Загадок, слова – названия станций, слова – названия видов дождя, удочки с магнитом, слова на карточках для толкования, карточки с загадками для Дерева Загадок, словари В.И. Даля,

I. Эвристическая беседа о жизни и творчестве В.И. Даля.

Учитель. - Наше занятие посвящено русскому писателю Владимиру Ивановичу Далю. (1801 – 1872 г.г.)

- Что вы знаете об этом удивительном человеке?

(ответы детей)

1 ученик. - Владимир Иванович Даль был человек необыкновенный. Он вспоминал, как его мать говорила детям: «Надо зацеплять всякое знание, какое попадается на пути» - и сам всю жизнь следовал этому правилу.

Учитель. - Родился Даль в городе Луганске в семье врача.

Окончил Морской кадетский корпус, из которого выпустился в звании мичмана. Владимир Иванович прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь.

2 ученик. - Даль был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мосты, написал для школьников учебники: «Ботаника» и «Зоология». С детства он любил, по его признанию «копаться над какой-нибудь ручной работой»: умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла.

Люди говорили про Владимира Ивановича, что он человек бывалый – опытный, много на своём веку повидавший.

Учитель .- Многие из вас читали сказки «Медведь – половинщик», «Старик – годовик», «Снегурочка», «Лиса – лапотница», но мало кто знает, что принадлежат они перу Владимира Ивановича Даля.

3 ученик. - Чем бы ни занимался Даль, было у него главное в жизни дело: он собирал слова.

Он колесил по России, менял профессии, изучал ремёсла – и всё время чутко прислушивался к речи разных людей, с которыми встречался. В походе на привале, в крестьянской избе, где ему случилось ночевать, среди корабельных мастеров, в рыбацкой артели, на шумной говорливой ярмарке – всюду, куда ни попадал, он узнавал множество прекрасных слов, которые прежде не были ему известны.

Учитель. Я хочу загадать вам очень простую загадку,

послушайте:

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

- Какие бывают дожди?

Из записей Даля: (выставка карточек на доске для словарной работы)

4 ученик. Слава Даля – его словарь.

Даль собрал двести тысяч слов. Столько ни у кого не было! Но пока слова прятались у него в тетрадках, бесценное сокровище принадлежало ему одному. А Владимир Иванович хотел отдать его всем, сберечь для всех живой язык народа.

Он решил составить словарь: поселить все слова вместе, в большой книге, каждый, кто ни пожелает, может, поставить словарь себе на полку. Многие заметки в словаре Даля - это маленькие рассказы о жизни народа, его трудах, о народных обычаях, поверьях, правах.

I I. Учитель. - Ну, а теперь в воображаемом дилижансе мы отправимся в путь. Кстати, как вы понимаете значение слова «дилижанс»? (Ответы учащихся) Для путешествия мы выберем две команды участников, но задания будут и для болельщиков. Оценивать ваши ответу будет жюри.

(Представление жюри)

- Счастливого вам пути, дорогие ребята!

Станция «Игровая»

Игра «Полетушки», которую описал Даль.

Все участники садятся за стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий называет летающее насекомое, птицу или транспорт и поднимает свой палец вверх – все должны делать то же самое. Кто замешкался или «полетел» с нелетающим предметом, выбывает из игры.

Станция «Толковая»

Игра «Словарная уха»

Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит) ловит рыбку-задание, где написаны слова из «Толкового словаря Даля»

Игрок должен найти это слово в словаре и дать его толкование.

(Слова для толкования: календарь, путина, поминать, изречь, настырный, депеша, отрок, столешник, хутор. Зрителям: каникула.)

Учитель. Первые читатели «Толкового словаря» восхищались:

- Какой необыкновенный словарь - совсем не похож на справочник! Какое занимательное чтение!

Например, слово «каша». Как вы растолкуете его, ребята? (Ответы детей)

- А вот как толкует его Даль:

  • Каша – густоватая пища, крупа, варённая на воде или молоке.
  • Крутая каша , гречневая, пшенная, полбенная, ячневая, овсяная, ржаная готовится в горшке и в печи, запекаясь сверху.
  • Жидкая каша или кашица - похлёбка с крупою.
  • Размазня, по густоте, между крутою и кашицей.

Учитель: - Но кашей называют не только пищу. Это ещё и артель, которая собирается для общей работы (артельщики иногда говорят: «Мы с ним в одной «каше»). Во время жатвы крестьяне помогают друг другу, такая помощь тоже порой именуются «кашей». Наконец, все мы понимаем, что пословица «Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай», тоже не про еду, здесь каша – беспорядок, суматоха, недоразумение.

Станция «Загадкино»

Здесь растёт Дерево ветках написаны загадки из книги Даля.

Загадок, на его

 

Загадки:

  1. Что выше леса? (Солнышко)
  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)
  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером (Ночь)
  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживет (Снег)
  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!» (Речка, берег и трава)
  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел (Гриб)

Станция «Гора пословиц»

- Найди продолжение пословицы

Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а участники называют вторую.

  1. Под лежачий камень… (вода не течёт)
  2. Кто хвалится… (тот с горы свалится)
  3. Труд человека кормит… (а лень портит)
  4. Дело мастера… (боится)
  5. Хлеб-соль кушай… (а правду слушай)
  6. У страха глаза, что плошки… (а не видят ни крошки)
  7. Не силой берут… (а уменьем)
  8. Не спрашивай старого… (спрашивай бывалого)

Станция «Скороговоркино»

2 участника от каждой команды должны произвести скороговорку из сборника Даля.

«От топота копыт пыль по полю летит»

Станция «Театральная»

Здесь команды принимают участие в экспресс - инсценировке сказки В. Даля «Старик - годовик». В конкурсе участвуют команды, им помогают зрители. Ведущий зачитывает текст сказки, а обе «театральные труппы» по ходу сценария одновременно выполняют действия на разных «сценах».

Учитель. - Над своим словарём Даль трудился более 50 лет. За него он был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Свой труд Даль назвал «Толковый словарь живого великого русского языка»

- Почему «толковый»?

(Ответ ученика: словарь объясняет – растолковывает)

- Пока жюри подводит итоги конкурсов, подведём итоги нашего занятия:

- Что нового узнали?

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение команд