Игры как существенное дидактическое средство обучения иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".  
Сухомлинский В. А.

В настоящее время педагогическая наука дает право на существование различных образовательных практик. Новая лингвистическая парадигма ставит задачу внедрения альтернативных методов обучения иностранным языкам.

Особое место в арсенале приемов активизации иноязычной деятельности школьников по праву отводится учебной игре: использование игровых приёмов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребёнка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.

Анализ работ по данной проблеме позволяет отнести игру к действенному средству умственного развития человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Л. Коломенский и др.). Игра оказывает активизирующее воздействие на все психические процессы личности: внимание, память, мышление и прочие; игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. Возможности игры в плане развития непроизвольного внимания и памяти приобретают особую значимость в использовании ее на занятиях иностранным языком. Это обстоятельство психологически обусловлено эффективностью непроизвольного запоминания и воспроизведения речевого материала.

Игры помогают решить важные методические задачи, т.к. они:

  1. формируют психологическую способность детей к речевому общению;
  2. обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала;
  3. тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи.

Учеными-методистами разработаны требования к организации игр на уроках иностранного языка:

  1. игра не должна быть образцом для механического подражания, это образец творчества;
  2. учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
  3. в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре;
  4. формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке;
  5. игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.
    Анализ учебно-игровой коммуникации и сопоставление ее с моделью общения приводят к следующим выводам:
  • в игре присутствуют разного рода взаимоотношения: собственно игровые, отношения по поводу игры (обсуждение игры), взаимоотношения по поводу решения коммуникативной задачи. Это обстоятельство предполагает личностное общение учителя с учениками, обеспечивающее благоприятный психологический климат в группе;
  • здесь обучаемый вступает в общение по собственному желанию, и его речь, поэтому естественно мотивирована - она исходит из его потребности к самовыражению и самоутверждению;
  • взаимоотношения между партнерами игры на уровне личностного общения дает возможность сделать их более открытыми, позволяет варьировать ролевое поведение. Такой эффект становится возможным благодаря происходящей само- и взаимокоррекции поведения, общения, психического состояния.

В игре имплицированы все три способа общения:

  • интеракционный, когда происходит взаимодействие преподавателя и учеников в рамках игровой деятельности;
  • перцептивный, когда обучающий и обучаемый воспринимаются как индивиды, благодаря чему асимметричные отношения сменяются симметричными;
  • информационный, когда преподаватель и обучаемые обмениваются своими мыслями и чувствами, а усвоение слов и грамматических структур становится фоном.

Продуктом такого общения нередко является интерпретация информации – “столкновение” позиций, мыслей, чувств порождает новые взгляды, отношения, обогащает знания и т.д., таким образом, представляется возможным определить коммуникативную игру как модель естественного общения, организуемого учителем для имитации процесса реальной коммуникации.

Следует отметить, что коммуникативная игра характеризуется отсутствием “воображаемых” ролей. Здесь имитируются условия, определяющие речевое поведение коммуникантов. Такая игра поэтому характеризуется наличием только одной социальной роли, которая, в то же время, тиражирована, многослойна. Участники игры управляют своим собственным поведением.

В ходе проведения коммуникативных игр учебная деятельность школьников приобретает предельную прозрачность: в каждый момент участники имеют возможность наблюдать и контролировать действия своих партнеров по группе, отметить их слабые и сильные стороны, что само по себе положительно, так как позволяет каждому рефлексивно подойти к собственной деятельности, т.е. сравнить свой уровень знаний и языковой подготовки с знаниями других членов группы, что служит предпосылкой для самокоррекции. Это предоставляет дополнительную возможность участнику группы объективно оценить имеющиеся способности и дать правильную самооценку собственного познавательного труда. Кроме того, учебно-игровая деятельность всегда обнажает сущность каждого участника, и это позволяет преподавателю в ходе наблюдения за процессом коммуникативных игр изучать индивидуальные особенности, типологические группы обучаемых, с тем, чтобы в дальнейшем принимать их во внимание при учебно-игровом сотрудничестве в ходе реализации коммуникативных игр.

Нельзя не отметить, что в ходе проведения коммуникативных игр качественно меняется характер взаимоотношений в группе: они становятся более открытыми, дружелюбными, имеет место преодоление барьеров, блокирующих общение, и это, на наш взгляд, способствует лучшему усвоению знаний и сплочению коллектива.

Наблюдение показывает, что в обстановке коммуникативных игр ответы обучаемых носят эмоциональный характер, т.е. в содержании высказываний, реплик обучаемых присутствует их отношение к конкретным жизненным ситуациям, нашедшим отражение в играх, что, несомненно, оживляет учебный процесс и делает его более занимательным, стимулируя познавательную активность, усиливает мотивацию к изучению языка. Кроме того, пережитые эмоционально знания становятся личностно значимыми, оставляя неизгладимый след в памяти, переходят в убеждения, а порой определяют жизненную позицию.

Важная особенность игр в том, что они подчиняются строгим логическим расчетам и в то же время несут в себе богатый эмоциональный заряд.

Внутренними механизмами игрового взаимодействия являются интеллектуальные и эмоциональные сопереживания, сомышления, содействия, которые вызываются личностями общающихся субъектов, личностной значимостью предмета взаимодействия, отношением сторон к этому процессу, что обеспечивает взаимопонимание и общность.

Таким образом, анализ научных исследований по проблеме использования игр в педагогике и собственная практика применения коммуникативных игр на занятиях английского языка дают основание считать, что учебная игра является существенным дидактическим материалом и должна занимать достойное место в арсенале педагогических средств.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, описаны типологии, выстроенные в зависимости от:

  • целей и задач учебной игры,
  • формы проведения,
  • способа организации,
  • степени сложности.
  • количественного состава участников.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на "аспектные" является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.

Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном или определенных видах речевой деятельности. Очевидно, что каждому виду речевой деятельности будет соответствовать определенный вид учебной игры, то есть здесь мы говорим об играх, нацеленных на обучение различным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму).

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т. д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на "простые" (моноситуационные) и "сложные" (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и групповые.

Наглядной иллюстрацией индивидуальной формы игры является самостоятельное разгадывание кроссворда, ребуса, шарады и т.д. Использование индивидуальной игры обеспечивает реализацию широкого спектра образовательных и воспитательных задач, а именно:

  • актуализацию лексико-грамматического материала;
  • более глубокое усвоение учебного материала за счет активизации непроизвольной памяти, внимания;
  • развитие у обучаемых чувства языка;
  • формирование у них индивидуальных возможностей и личностных качеств: самостоятельности, упорства, творчества и других;
  • воспитание у участников игры чувства персональной ответственности за результаты индивидуально выполняемой деятельности.

Психолого-дидактический и методический потенциал этой формы игры заключается в том, что она, во-первых, позволяет адаптировать обучение к уровню развития и языковой подготовки каждого члена учебной группы, во-вторых, показывает сразу преподавателю и участникам игры достижения и трудности в обучении и, в-третьих, дает возможность оказывать обучаемому своевременную помощь.

Наряду с достоинствами, индивидуальная игра имеет ряд существенных недостатков:

  • отсутствует непосредственный контакт обучаемых друг с другом и соответственно возможность социальной стимуляции со стороны членов группы и получения необходимой обратной связи;
  • требует больших затрат времени для подготовки индивидуального дидактического материала;
  • соревновательный характер индивидуально выполняемых заданий может способствовать разъединению обучаемых, созданию условий для развития у них чрезмерного эгоизма.

Рассматриваемые игры делятся нами на полностью и частично индивидуальные. Под последними мы понимаем игры, участвуя в которых все обучаемые получают одинаковое или же близкое по содержанию задание, но выполняют его каждый самостоятельно. Такая игра организуется при наличии следующих условий: 1) содержание игры доступно всем обучаемым, 2) все участники владеют навыками индивидуальной игры, 3) преподаватель осуществляет руководство игрой и в случае необходимости оказывает помощь отдельным участникам, или же усложняет задание другим, более “сильным” обучаемым.

Полностью индивидуальными мы считаем игры, которые составляются специально для каждого конкретного обучаемого в зависимости от его индивидуальных особенностей. Они используются чаще всего при закреплении материала, реже - в целях его презентации. Этот вид игры является наиболее эффективным (по сравнению с частично индивидуальной игрой), так как дает возможность каждому участнику работать самостоятельно в меру своих способностей. Подобные игры, тем не менее, требуют больших затрат времени для подготовки индивидуального дидактического материала.

Из всех аспектов индивидуальной формы игры нас в большей степени интересует возможность организации общения обучаемых друг с другом. Здесь следует отметить то обстоятельство, что, основанная на опосредованном общении, индивидуальная игра не предполагает непосредственного взаимодействия обучаемых. Каждый член учебного коллектива играет либо один, либо в малой группе, но обязательно без непосредственного контакта с партнерами.

Для формирования у обучаемых коммуникативной компетенции представляется правомерным использовать индивидуальную игру в сочетании и чередовании с другими социальными формами.

Групповая форма есть игра трех и более обучаемых. В дидактической и методической литературе групповыми принято называть ролевые и деловые игры.

Групповая игра наиболее полно отвечает специфике естественной коммуникации и поэтому использование её на занятиях иностранным языком может стать условием формирования у обучаемых навыков и умений межличностного общения.

Типичными признаками групповой формы игры являются взаимодействие обучаемых друг с другом и отсутствие прямого контакта с учителем.

В зависимости от структуры групповая игра может быть командной игрой и игрой в малых группах.

Применение последней является наиболее оправданным в силу определенных достоинств: во-первых, она развивает общую готовность участников к обучению, так как органически включает в себя индивидуальную, парную и фронтальную формы социального взаимодействия и, во-вторых, сама микрогруппа выступает в качестве резерва обучения каждого участника, поскольку на определенном этапе работы партнёры по игре взаимодействуют таким образом, что осуществляют взаимообучение.

По характеру социального взаимодействия малых групп представляется возможным выделить игру-сотрудничество, цель которой заключается в решении коммуникативной задачи усилиями каждой отдельной микрогруппы, и игру-соперничество, ее цель – опередить другую микрогруппу в темпе и качестве выполнения задания.

В зависимости от содержания различаем единую и дифференцированную групповую игру. В первом случае малые группы выполняют одинаковое задание, во втором – микрогруппы выполняют разные задания в рамках одной общей для всех темы.

Групповой игре присущи следующие особенности организации:

  • группа делится на малые группы для решения конкретных коммуникативных задач;
  • каждая микрогруппа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его.

В рамках групп возможны следующие варианты решения дидактической проблемы: обучаемый работает самостоятельно, записывая своё решение задачи, с последующим его обсуждением в паре/малой группе/целой группой; обучаемые в микрогруппах пытаются найти общее решение, которое должны будут представить и обосновать в итоговой совместной дискуссии.

По сравнению с другими социальными формами, групповая игра имеет ряд значительных преимуществ:

  • посредством групповой игры за один и тот же промежуток времени можно выполнить большую по объему работу, так как общий итог суммируется из результатов деятельности каждой микрогруппы;
  • групповая форма игры оказывает эффективное влияние на рост социальной зрелости обучаемых, поскольку приобщает их к сотрудничеству, к регулированию своего поведения в соответствии с потребностями группы, учит преодолевать конфликты и напряжения, возникающие в межличностном общении. В условиях групповой игры происходит самоутверждение личности обучаемых;
  • деятельность в группе приучает обучаемых чувствовать ответственность за свой конкретный вклад в общую работу.

Положительные факты групповой игры не исключают наличия негативных моментов. Слабые стороны групповой формы игры проявляются в том, что активное участие в решении коммуникативной проблемы принимают лишь наиболее подготовленные обучаемые. Деятельность остальных, более “слабых”, ограничивается выполнением вспомогательных функций. Иначе говоря, активность лидера приводит к подавлению ее у других членов группы. Последние, как правило, остаются в “тени”, обречены на пассивность.

Говоря об использовании игр на разных ступенях обучения иностранному языку, то в организации обучения иностранному языку на начальном этапе важно учитывать существенные психолого-педагогические различия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, которая балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Так, на первом этапе обучения основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры – соревнования. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами–клише, используемыми в различных ситуациях общения.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова и др. выделяют узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды); отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять учебные обязанности. А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к предмету снижается. Это говорит о том, что наличие желания изучать иностранный язык само по себе еще не обеспечивает положительную мотивацию. Она должна быть подкреплена интересом учащихся к выполнению учебной деятельности. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся интерес к предмету.

На этом этапе, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Переход к подростковому этапу развития личности характеризуется бурным физическим и духовным ростом, расширением познавательных интересов, тягой к самооценке, к общественной активности. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, применяются коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию учащихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни подростка. Поэтому, на наш взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры-соревнования, игры-конкурсы. Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них обязательно должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры-соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Организация общения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых/деловых и коммуникативных игр способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок.

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют обучаемых и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Согласно выше сказанному, мы можем сделать следующие выводы:

  • игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку;
  • использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации реального общения и повышения эффективности учебного процесса;
  • эффективность игры зависит от правильной ее организации;
  • проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;
  • разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Включение игр в процесс обучения обеспечивает возможность языковой практики, предлагает контекст и условия, при которых язык используется в полном объеме как лингвистическое явление и средство общения, выступает инструментом диагностики как для учителя, так и для ученика, освещая встречающиеся трудности, развивает творческие способности мышления.

Кроме того, что игры обладают огромной методологической ценностью, они просто интересны как учителю, так и ученику. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Следовательно, в играх, чтобы достичь лучшего результата, необходимо сочетать знание языка, психологию и методику преподавания.