Цели:
- формировать способности к решению задач
- закрепить термины, связанные с понятием «задача»
- запись задач, чтение схем
- совершенствовать устные вычислительные навыки
- развивать мыслительные операции: речь, память
- воспитывать интерес к предмету, навык самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент:
Все дети хором:
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок:
Все за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, потянулись,
За работу все взялись.
Учитель: (Эмоциональный психологический настрой)
Тут затеи и задачи
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!
2. Постановка учебных задач:
– Чтение высказывания о математике.
Чем мы занимаемся на уроке математике? (Чтение карточек: размышлять, думать, смекать.)
И учиться решать задачи, уча Мишу и Машу.
Дети:
Чтоб чему-то научиться,
Надо в школе не лениться
И урок внимательно слушать обязательно!
На вопросы отвечать громко, грамотно, на 5!
3. Актуализация знаний:
Цель: (повысить осознанность и активность детей при устном счете)
Учитель: Я читаю задачи- загадки, а вы ответы записываете в тетрадь.
Сколько яблок у ребят
Солнышком в руках горят
У Наташи и у Коли,
У Руслана и у Толи.
На столе еще одно, солнышком напоено.
Ну-ка, сколько яблок братцы,
Кто сумеет догадаться? /5/Три мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру
Тут следом явились подружки,
Четыре сереньких мышки-нарушки,
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир,
А, ну сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? /7/Два цыплёнка стоят,
На скорлупки глядят,
6 яичек в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поскорей, сосчитай поверней,
Сколько будет цыплят
У наседки моей? /8/
Вопрос: какие двузначные числа можно записать, используя эти цифры, не повторяя дважды?
57, 58, 75, 78, 85, 87
Запишите их в тетрадь.
Найдите самое большое число в этом ряду? Маленькое?
А на сколько больше?
Вывод: как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
На доске – карточки: 57–58, 78–58, 57–87, 75–85, 78–85–87.
Догадайся, по какому признаку я сгруппировала эти числа?
4. Физминутка:
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз! Раз-два, раз-два!
Раз-два! Раз-два!
Хватит-хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
5. Решение задач:
1) работа по учебнику (стр. 33, № 45) (на доске схема задачи)
– Рассмотрите схему.
– Есть в задаче целое? (36)
– Какие есть части? (12 и 8)
– Что надо найти? (часть)
– Как найти часть? (Ц – Ч = Ч)
2) Прочитайте задание под буквой б.
(Беседа по условию.)
– Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить.)
Запишите самостоятельно в тетрадь решение задачи и не забудьте про ответ.
Показать решение задачи разными способами на доске, (самопроверка).
4) Прочитайте задания с записью решения в тетрадь.
6. Физминутка.
Чищу овощи для щей.
(Хлопаем в ладоши.)
Сколько нужно овощей?
(Разводим руки в стороны.)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
(Массируем пальцы рук)
7. Домашнее задание.
Стр. 83, № 230.
(Беседа по задаче.)
– Решите ту задачу, которая вам больше понравилась.
8. Резервные задачи на карточках (с перекрестными ответами):
(приложение)
Найдите правильное решение к задаче. (Беседа по карточкам.)
– Прочитайте все пять текстов.
– Все ли это задачи? Давайте разбираться.
– Какие части должны быть в задаче? (Условие, вопрос.)
– А почему ты так считаешь? (Не достает данных № 2, неверный вопрос № 4.)
– Молодцы! Действительно это не задачи.
В задачах условие и вопрос должны быть связаны между собой!
– В карточке соедини каждую задачу с её решением.
9. Оценка работы (рефлексия):
(анализ собственного психического развития)
Притча:
Шел мудрец и встретил троих работников.
«Что ты сегодня делал?»- спросил он каждого.
Первый ответил: – «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил: – «Я добросовестно выполнял свою работу».
Третий ответил: – «Я строил храм».
Кто из вас на уроке был: (на доске) первым работником, вторым работником, третьим работником!
(Ответы учеников).