Чтение как средство обучения коммуникативной речи детей младшего школьного возраста

Разделы: Иностранные языки


План

I. Роль чтения в обучении иностранному языку.

  1. Чтение – средство для получения информации и расширение знаний по изучаемому языку.
  2. Задача учителя на начальном этапе обучения чтению.

II. Обучение чтению.

  1. Виды упражнений при обучении чтению.
  2. Игровые приёмы при обучении чтению.

III. Заключение.

Литература

  1. Т.В. Рогова “Чтение, как средство обучения иностранному языку”. ИЯШ №3, 1977 г.
  2. Н.Н. Пруссаков “Обучение чтению с учётом специфики данного речевого умения”.
  3. М.Н. Шепер “Обучение чтению на начальном этапе”. ИЯШ №4 1984 г.

В наше время, когда количество информации на иностранном языке непрерывно возрастает, чтение на иностранном языке играет всё большую роль, поэтому одной из основных задач обучения иностранному языку в средней школе является обучение чтению. Без овладения этим видом деятельности дальнейшее использование иностранного языка очень ограничено, так как книга в большинстве случаев для многих является не единственным средством закрепления и дальнейшего совершенствования полученных языковых знаний и навыков.

Важной качественной стороной процесса обучения чтению в последние годы стало требование о том, что обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности. Таким образом, чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства обучения иностранному языку в школе: в первом случае учащиеся должны овладеть им как средством для получения информации, во втором – пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала и расширения знаний по изучаемому языку.

Использование чтения в качестве средства получения информации создаёт необходимые условия для стимуляции интереса к изучению этого предмета в школе, поскольку это такой вид речевой деятельности, для осуществления которого не требуется ни собеседник, ни слушатели, нужна лишь книга.

Достижение практической цели – овладение умением читать на иностранном языке – делает реальным и возможным достижение воспитательных и образовательных целей изучения данного предмета и тем самым позволяет учителю вносить определённую лепту в воспитание образования подрастающего поколения.

Процесс чтения чрезвычайно сложен даже на родном языке.

Действительно, учащиеся в процессе чтения должны “дешифровать” текст, не имея никакой опоры, кроме последовательности букв: объективно на страницах печатного текста ничего иного нет. В текстах не отражаются такие важнейшие такие важнейшие качества устной речи, как пауза и логическое ударение, значительно облегчающие восприятие иноязычного высказывания в устной форме. Следовательно, целесообразно проводить сначала устную отработку языкового материала, с тем, чтобы учащиеся в процессе чтения “узнавали” и соответственно членили этот материала на составные части.

Первоначальная задача учителя на начальном этапе обучения чтению – научить школьников пользоваться графической системой изучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, таким образом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительное восприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов и других единиц зрительно воспринимаемого печатного материала.

К концу 1 четверти учащиеся заканчивают изучение алфавита, хорошо знают гласную и согласную буквы. Только после этого мы приступаем к чтению. Все правила для чтения мы записываем в тетрадь. Каждый урок начинаем с повторения правил предыдущих уроков.

Длительность работы на уроке над чтением зависит от целого рода причин, среди которых и место урока в расписании, и работоспособность учеников.

Обычно на чтение я отвожу 10 минут во 2 четверти, 15 – 20 минут в 3 и 4 четвертях. Чем больше времени отвожу на чтение, тем более тщательно приходиться подбирать упражнения.

Поскольку в чтении главная роль принадлежит зрительному анализатору, то главным условием формирования механизма чтения является его активная работа, которая, к сожалению, в практике обучения чтению часто снижается. Учитель читает первым, а учащиеся повторяют за ним хором и индивидуально. В данном случае, это повторение, а не чтение. Бывают случаи, когда учащиеся не могут прочесть слово, тогда учитель или кто-либо из класса прочитывают за него это слово и ученик повторяет, не осознавая, почему нужно прочитать именно так. Более эффективным было бы вовлечение самого учащегося в чтение на основе знаний букв и графем языка. Поэтому я делаю так. После сообщения правила чтения, я показываю карточки со словами на данное правило и прошу прочесть ученика, другого и следующего. Таким образом, можно увидеть, как ученики справляются с заданием и помочь им, если они испытывают затруднения.

После того, как учащиеся познакомятся со слогами открытыми и закрытыми, я им предлагаю следующие упражнения:

1) Сколько слогов в слове? (назови их).
2) Назови открытые слоги.
3) На доске записаны слова: plate, take, name, tree, bus, cat, bed, dog, hat.

Выпишите в два столбика:

1 столбик – где гласная стоит в открытом слоге.

2 столбик – где гласная стоит в закрытом слоге.

При изучении алфавита наряду с буквами я ввожу и транскрипционные знаки. Поэтому когда мы начинаем читать, то сразу же заводим словари и записываем слова, которые читаем и транскрипцию. Это способствует усвоению графемно – фонемного соответствия в начале обучения чтению.

Приступая к чтению, мы условно делим весь алфавит на “певичек” (это наши гласные) и “музыкантов” (согласные). В зависимости от того, где стоят “музыканты” по отношению к “певичке”, она и поёт своё имя. Если она окружена с обеих сторон “музыкантами”, она начинает “кокетничать” и меняет своё имя. Итак, когда я ввожу правило о том, что гласная в открытом слоге читается так, как и называется в алфавите, то я использую доску, на которой написано слово и прикреплён рисунок.

Например: faсe.

Спрашиваю: “Сколько в слове слогов?” - Назовите первый слог.

- “Кто стоит у нас на конце слога?” Если “певичка” стоит на конце слога, то она поёт своё настоящее имя. (то есть произносит так, как и называется в алфавите).

- “Как произносятся согласные в данном слове?”

Читаем слово. Затем закрепляем это правило. Для этого я использую следующие упражнения:

А) читаем слова, выписанные заранее на доске.

б) Читаем слова по карточкам.

В) читаем учебник (упр. 1 стр. 17), вначале за диктором, затем по цепочке. Упражнение №2 можно прочитать в режиме “Учебник-класс”.

Работу над буквосочетанием я провожу следующим образом:

1) Называю слово с новым буквосочетанием и прошу выделить звук.

2) Показываю буквосочетание на карточке.

Например: th [ ] [ ] sh [ f ]

3) Показываю слова с выделенным буквосочетанием – shelf.

Предлагаю учащимся самим прочесть эти слова. Работу провожу в режиме: “Ученик – ученик – ученик”.

1 2 3

4) Называю отдельно буквы, из которых состоит слово, ученик выкладывает его на наборном полотне или пишет на доске, затем читает;

5) Произношу слово или показываю картинку, а ученики пишут это слово, затем читают.

Если позволяет время, то: записываем слова на доске и в тетрадях, подчёркивая буквосочетания. На следующем уроке повторно читаем по учебнику или по карточкам ранее усвоенные лексические единицы. С этой целью я провожу следующие упражнения:

1) Читаем все знакомые ЛЕ по таблице (или на доске).

2) Учащиеся выполняют задание: "Подбери подписи к картинке”.

Я показываю картинку, ученик находит карточку с данным словом из заготовленных карточек, которые выставлены на доске. Читает это слово, класс повторяет за ним. Или же ученик показывает карточку, а класс читает.

Когда мы приступаем к чтению утвердительных, вопросительных предложений, я постоянно обращаю внимание на интонацию, ударение. Для этого показываю на доске мелодикой той или иной фразы. Учащиеся читают фразу за учителем, а затем предлагаю им найти в двух – трёх предложениях места наибольшего повышения или понижения тона, пометить то стрелками.

Подчёркиваю в предложении слова и прошу прочесть предложение, делаю ударение на то слово, которое подчёркнуто. Очень часто я использую игровые моменты при обучении чтению. Так, например, в конце урока можно провести игру “Прочитай слово”. Класс делится на 2 (две команды). В очень быстром темпе показываю поочерёдно карточки со словами (знакомыми). Выигрывает команда, которая быстро и правильно прочитает слова. Можно в эту игру включить слова на это правило, но незнакомые. Можно вместо карточек использовать доску.

В процессе над чтением использую и следующую игру “Кто правильно назовёт пропавшие слова”. На доске стоят 5 – 6 карточек с написанными на них трудными для чтения словами, например:

Учащиеся быстро должны прочитать слова про себя, затем я быстро убираю 2 – 3 слова, а учащиеся должны назвать недостающие слова. Когда мы приступаем к чтению предложений, чтобы разнообразить работу, провожу игру на победителя.

Учащиеся получают карточки с написанными на них предложениями. У меня – карточки со словами. Когда показываю карточку со словом ученик, у которого данное слово встречается в предложении, сначала читает вслух это слово, а затем предложение по своей карточке.

Учащимся присуждаются очки в зависимости от качества чтения. (они получает цветные кружочки). Победителем является ученик, набравший наибольшее количество очков. Или провожу игру “Кто внимательнее”.

Я заранее составляю два рассказа, предложения, которых записываю вразброс: Victory has a sister. It in the box. She has many toys. The dog is little.

She has a pink, nice, big doll. The dog is funny. His sister is little.

Делю класс на две команды. Первая получает задание – прочитать вслух предложения, в которых говорится о мальчике, вторая – о собаке.

При обучении чтению на начальном этапе я пользуюсь разрезной азбукой. Она позволяет применять разнообразные приёмы, способствующие овладению графемно-фонемными соответствиями в английском языке. Вот некоторые из них.

Составляю из букв слово и прошу кого-либо из учащихся прочитать его, затем меняю буквы в слове и учащиеся читают новые слова.

Например: nine (name) etc. и т. д.

Роль учителя может заменить ученик. Иногда провожу игру-соревнование, кто больше прочтёт слов и пишу в воздухе печатными буквами слова. Никто не сидит без дела. Главное, что нужно усвоить ученикам: нельзя идти вперёд не доведя чтение соответствующих слов до автоматизма. Игра вносит азарт и разрядку в скучные тренировочные упражнения. Дети начинают работать увлечённо. Обучению правильному выразительному чтению помогают пластинки, на которых записана речь квалифицированных дикторов, носителей изучаемого языка. Таким образом, использование пластинок или магнитных записей обязательно при обучении иностранному языку и чтению в частности.

Но при обучении чтению мы сталкиваемся с главной трудностью: недостатком времени на индивидуальную работу с каждым учеником по обучению и контролю техники чтения. С первых уроков второго полугодия я приучаю учащихся читать в нормальном темпе, фиксируя скорость по секундомеру и предлагаю им и дома укладываться в это время.

Кроме того, использую и такие задания, как читаем парами (чётное предложение один, нечетное – другой), вопросы – один, ответы – другой, чтение на внимание (прерывать чтение одного, предлагаю продолжить другому), чтение хором двумя командами (или по цепочке).

Организованная таким образом работа над чтением в 5 классе даёт определённые результаты.