Цели урока:
- обобщить знания учащихся о культурно-бытовых преобразованиях России при Петре Великом;
- проверить усвоение материала, полученного на предыдущих уроках;
- привить некоторые навыки анализа реформ, проводимых правительством.
Оборудование урока:
- картины, дающие представление о петровской эпохе изображения предметов быта начала XVIII века;
- игровые задания (на отдельных листах)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока – это вопрос о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
Сегодня урок проводится в форме игры. Ознакомьтесь с правилами игры:
- Весь класс разбивается на команды.
- Команды получают задания.
- Задания, которые предстоит выполнить это: вопросы-тесты для участников, командное задание, задание на контурной картой. Отвечают представители команды: по одному игроку на вопрос.
- Если ученик сразу дает правильный ответ, то он и его команда получает 5 баллов.
- Если дан неверный ответ, то отвечает второй участник команды и приносит себе и своей команде 4 балла.
- Если неудача постигает и второго ученика, право ответа переходит к следующему участнику команды, который в случае правильного ответа получает 3 балла.
- На каждый ответ отводится не более десяти секунд.
- За командное задание и работу с контурной картой участники команды получают общую оценку.
- В конце игру подводятся итоги. Определяется лучшая команда и лучший участник игры.
2. Основная часть урока – игра
I ЭТАП
Задания для первой команды:
№ 1 В 1708 году в России впервые издается:
А) печатный календарь;
Б) русская газета «Ведомости»;
В) учебник «Арифметика»;
Г) «Домострой».
№ 2 Непримиримыми противниками новшеств, вводимых Петром I, были:
А) его близкие родственники;
Б) Боярская дума;
В) православное духовенство;
Г) старообрядцы.
№ 3 Кунсткамерой назывался:
А) дом, где «каждый мастер искусство свое показать может»;
Б) Голландский домик Петра I;
В) первый в России государственный музей;
Г) здание Академии художеств.
№ 4 Многие на Руси считали Петра антихристом, так как он:
А) был высокого роста;
Б) упразднил сан патриарха;
В) изменил жизненный уклад общества;
Г) носил длинную одежду, под которой скрывал хвост.
№ 5 На ассамблеях все мужчины были обязаны:
А) пить вино, танцевать, курить;
Б) курить, пить, читать стихи;
В) пить вино, курить или нюхать табак, танцевать, приводить жен.
№ 6 При Петре резко поднялся спрос на конский волос, который употреблялся:
А) для изготовления накладных бород;
Б) для украшения форменных шлемов гвардейской кавалерии;
В) для набивки накладных плечей мужских пиджаков;
Г) для изготовления париков.
I
№ 1 Новогоднюю елку до Петра Великого на Руси:
А) ставили в домах, но не наряжали;
Б) не ставили вообще;
В) ставили в домах и наряжали на Пасху;
Г) ставили во дворе и наряжали на Новый год.
Задания для второй команды:
№ 1 В России введение этикета началось с книги:
А) «Домострой»
Б) «Юности честное зерцало»;
В) «О повреждении нравов в России»;
Г) «Правда воли монаршей».
№ 2 В царствование Петра Великого было учреждено высшее учебное заведение. Оно называлось:
А) Московский императорский университет;
Б) Навигацкая школа;
В) Славяно-греко-латинская академия;
Г) Морская академия.
№ 3 Новый год в допетровскую эпоху отсчитывался:
А) с первого сентября;
Б) с первого марта;
В) с первого апреля;
Г) от праздника Рождества.
№ 4 Тот, кто носил бороду и не имел бородового знака:
А) получал 5 копеек на парикмахера;
Б) был «бит кнутом нещадно»;
В) подлежал насильному отрезанию бороды;
Г) подвергался церковному покаянию.
№ 5 До Петра табак на Руси курили:
А) священники в специально отведенных для этого местах;
Б) иностранцы;
В) больные по назначению врача;
Г) члены царской семьи.
№ 6 При Петре I на ассамблеи должны были являться:
А) мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет;
Б) только лица дворянского происхождения;
В) все приглашенные лица;
Г) имеющие чины согласно «Табеля о рангах».
Задания для третьей команды:
№ 1 При Петре I был введен:
А) лунный календарь вместо солнечного;
Б) григорианский календарь вместо юлианского;
В) юлианский календарь вместо церковного православного;
Г) отрывной настенный вместо перекидного.
№ 2 При Петре Великом в России появились:
А) театральные представления как массовые зрелища;
Б) первые спектакли на русском языке;
В) первые театральные представления;
Г) театральные представления для членов царской семьи и бояр.
№ 3 Люди не хотели стричь бороду или бриться:
А) так как Бог предопределил мужчине иметь бороду;
Б) потому что без бороды нельзя отличить русского от иностранца;
В) потому что не во что будет заплетать разноцветные ленточки;
Г) так как без бороды в России можно зимой обморозить щеки и подбородок.
№ 4 Сам Петр научился курить:
А) у своего домашнего учителя Никиты Зотова;
Б) бывая в гостях в Немецкой слободе;
В) у голландских моряков в Архангельске;
Г) во время поездки с великим посольством, в Голландии.
№ 5 Петр требовал ношения «немецкого платья». Так называлась одежда:
А) сшитая на западноевропейский манер;
Б) привезенная из Германии;
В) созданная по образцам из немецких журналов мод;
Г) любая заграничная.
№ 6 Появившаяся при Петре газета называлась:
А) «Новости»;
Б) «Ведомости»;
В) «Куранты»;
Г) «Правда воли монаршей».
Задания для четвертой команды:
№ 1 Академия наук была создана:
А) Василием Голицыным;
Б) Петром I ;
В) в год смерти Петра по утвержденному им «Положению»;
Г) Екатериной II.
№ 2 Царь хотел приучить своих подданных к табаку:
А) чтобы привлечь в страну иноземных купцов, торгующих табаком;
Б) с целью уменьшить население в стране;
В) чтобы получить высокие прибыли от своих табачных плантаций;
Г) надеясь приблизить жизни русских к европейскому.
№ 3 При Петре Великим бородовой знак давался тому, кто:
А) сбрил бороду и не отрастил новую;
Б) имел некрасивый подбородок, который имел право скрывать;
В) уплатил деньги за право не бриться;
Г) мог остаться в бороде в связи со своими религиозными убеждениями.
№ 4 В начале XVIII века в русском языке появилось много новых слов. Это:
А) генерал, адъютант;
Б) театр, ассамблея;
В) ассамблея, сенат, горизонт;
Г) циркуль, математика.
№ 5 С 1710 года в повсеместное употребление вошел гражданский шрифт. При этом:
А) старый славянский шрифт был запрещен;
Б) каждый издатель мог выбирать между старым и новым шрифтом;
В) новым шрифтом печатали только правительственные указы;
Г) прежний славянский шрифт использовался только при издании богослужебной литературы.
№ 6 До эпохи Петра Великого газеты в России:
А) были только рукописными;
Б) выписывались из других стран;
В) не существовали вовсе;
Г) печатались только для духовенства.
3. Заключительная часть
Учитель предлагает представителю от каждой команды назвать по одному мероприятию Петра I, которое было, по их мнению, необходимым. Затем другие представители от команд называют мероприятия необязательные для русского общества. Таким образом, предоставляется возможность высказаться всем ученикам. Если их выступления не встречают возражений, то команды премируются двумя дополнительными баллами.
В конце урока подводится итог игры, учитель называет победителей и лучшую команду.