Внеклассное мероприятие по теме: "Физик-шоу". 10-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 10


Подготовка игры, оформление кабинета:

- для проведения игры класс делится на команды, которые заранее готовят свои визитки;
- из старшеклассников выбирается секретарь игры, ведущий игры – учитель или старшеклассник;
- заранее готовятся задания и ответы к ним,
- готовится свидетель дела № 2;
- готовятся конверты, призовой фонд и главный приз – для команды – победительницы.

1. Анализ исходных данных

1.1. По тематическому плану эта тема входит в раздел, посвященный тепловым явлениям.
1.2. Материал носит практический характер.
1.3. Межпредметные связи – биология, химия.

2. Цели игры:

  • умение применять знания о тепловых явлениях при решении нестандартных задач;
  • умение находить выход из нестандартных ситуаций.

Задачи

Для учителя

Обучающие:

  • формирование общеучебных умений (причинно- следственные связи, анализ, синтез);
  • развитие любознательности, творческого подхода к решению задач

Развивающие:

  • создание условий для активизации мыслительной деятельности учащихся путем перебора вариантов решений, быстрого генерирования идей для решения проблемы и их оценки

Воспитательные:

  • формирование коммуникативных и организационных умений.

Для учащихся

Обучающие:

  • умение строить предположения, самостоятельно делать выводы.
  • совершенствование внимания, творческого воображения на основе межпредметных знаний.

Развивающие:

  • тренировка выдвижения гипотезы, на основе исходных данных
  • развитие интереса и логического мышления путем решения нестандартных задач.

Воспитательные:

  • повышение самоконтроля, тренировка совместной работы в группе;
  • развитие коммуникативных умений при обсуждении заданий.

Ход игры

1. В начале игра идет представление ведущих, команд – участников.

2. Ведущий объясняет порядок проведения игры, осуществляет настройку игроков на успешное выполнение заданий.

3. Блиц.

Ведущий зачитывает вопрос, дает время на обдумывание ответа (не более 1 минуты), выслушивает ответы всех желающих и отмечает правильный ответ. Если на какой-либо вопрос все игроки не дали правильного ответа, ведущий зачитывает правильный ответ.

Всего зачитывается 6 вопросов.

4. Команда, ответившая на наибольшее количество вопросов, приглашается за игровой стол.

5. Секретарь зачитывает дело № 1 "Неаполитанское чудо" и оглашает призовой фонд по раскрытию этого дела.

Играющая команда обдумывает ответ в течение 3 минут, задает не более двух уточняющих вопросов, записывает свой ответ, вкладывает его в конверт и отдает секретарю.

Играющая команда имеет право купить подсказки у ведущего за определенную сумму, назначенную секретарем или ведущим.

Ведущий предоставляет возможность остальным командам дать свой ответ по данному делу. Играющая команда решает: оставить свой вариант ответа или согласиться с ответом какой-либо из команд.

6. Дальнейший ход игры:

Если играющая команда дала правильный ответ, она остается за игровым столом.

Если играющая команда согласилась с ответом другой команды и не настаивает на вскрытии конверта с собственным ответом, то она теряет половину призового фонда по этому делу.

Если играющая команда настаивает на собственном ответе, а он не правилен и правильный ответ уже прозвучал в зале, то играющая команда покидает игровой стол с потерей призового фонда, а команда, давшая правильный ответ по делу садится за игровой стол

Если ни одна из команд не дала правильный ответ, то играющая команда остается за игровым столом, но теряет весь призовой фонд по этому делу – команда дело не раскрыла.

7. Секретарь зачитывает дело № 2 "Железнодорожный казус" с приглашением свидетеля, которому играющая команда имеет право задать 2 вопроса.

Игра продолжается по установленным правилам (см. пункт 6)

8. Секретарь зачитывает дело № 3 "Экономия электроэнергии по - японски"

9. Секретарь зачитывает дело № 4 "Гренландский лед"

10. Подведение итогов проводит ведущий, отмечая наиболее активных игроков.

Содержание игры

Блиц

1. Что произойдет с водой, если космонавт, выйдя из корабля в открытый космос, откроет сосуд с водой?

2. Отважный воздухоплаватель Огюст Пикар собрался подняться в стратосферу, на высоту 30 км. Он знал, что там не теплее, чем в Антарктиде. Как Пикар придумал обогревать пассажирскую гондолу?

Учтите, что каждый лишний грамм препятствует подъему.

3. В одной из русских летописей записано, что в 1028 году князь Глеб Святославович измерил расстояние между Крымом и Таманским полуостровом. Возможно ли это, ведь между Крымом и Таманским полуостровом – Керченский пролив шириной около 5 км?

4. Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода?

5. Индейцы племени гважажара, отправляясь на тропу войны, по обычаю выкапывали из земли топоры своих предков. "Они не ржавеют" – утверждали индейцы. А почему?

6. Чем объяснить, что вначале осени в реках и озерах вода не замерзает, хотя температура воздуха на несколько градусов ниже нуля?

Дело № 1 "Неаполитанское чудо"

Большой церковный собор Неаполя с давних времен славился среди католиков тем, что здесь происходит великое "чудо": "кипит кровь" святого Януария, которая хранится в соборе. "Чудо" – оно существует и ныне - совершается по строгому расписанию два раза в год – весной и осенью, в определенные дни.

В эти дни в соборе устраивается торжественная служба. Сосуды с "кровью" ставятся на виду у молящихся. Иногда священнослужители держат их в своих руках. И вот во время богослужения совершается то, чего каждый раз с нетерпением ждут верующие – "кровь" святого Януария закипает.

"Церковный вестник" – журнал Петербургской духовной Академии выступил с разоблачением этого религиозного "чуда".

Как они объяснили неаполитанский "фокус"?

Дело № 2 "Железнодорожный казус"

Это случилось в Великобритании в 1986 году. На участке пути между городами Лейстер и Питерборо на несколько часов в теплый солнечный день было прервано железнодорожное движение.

В зал приглашается главный свидетель происшествия – машинист поезда, из-за которого и было приостановлено сообщение.

Главный свидетель: "Дело в том, что я вел состав по этому пути как обычно и перед светофором резко затормозил, а после торможения состав как будто примерз к рельсам - я не мог его сдвинуть с места.

Почему состав не мог сдвинуться с места?

Дело № 3 "Экономия электроэнергии по-японски"

1979 год Японское управление природных ресурсов и энергетики приняло решение по экономии электрической энергии.

Они предупредили всех служащих, что кондиционеры будут работать с меньшей нагрузкой и температура в служебных помещениях будет поддерживаться на уровне 28 С. В связи с этим они призывали мужское население в летний период отказаться от …

От чего должны были отказаться служащие мужского пола?

Дело № 4 "Гренландский лед"

Во многие американские города доставляют самолетами лед из Гренландии. Его добывают там из подземных шахт полярные горняки. Этот лед тут же раскупают, хотя стоит он недешево.

Почему американцы покупают лед?

Ответы

"Блиц"

1. В безвоздушном пространстве (при малом давлении) вода начнет кипеть и быстро испаряться. Жидкость охлаждается и отвердевает, процесс испарения будет продолжаться, но более медленно.

2. Огюст Пикар выкрасил гондолу в черный цвет.

3. В 1078 году Керченский пролив замерз и князь Глеб Святославович смог измерить расстояние шагами, пройдя по льду.

4. Кипяток быстрее потушит пламя.

5. Топоры индейцев гважажара были каменными.

6. Большой теплоемкостью воды.

Дело № 1 "Неаполитанское чудо"

В сосудах было вещество с низкой температурой плавления; пока сосуды хранились в холодном месте, вещество остается твердым, но, попадая в атмосферу, разогретую присутствием множества народа, и подогреваемое руками священников, оно постепенно расплавляется, пока не переходит в жидкое состояние и затем кипит.

Дело № 2 "Железнодорожный казус"

Произошла утечка азота (азот кипит при температуре минус 195,8 С). Азот хлынул на рельсы, температура которых была выше температуры кипения азота более чем на 220 С, бурно закипел, быстро превращаясь в газообразное состояние за счет собственной энергии, значительно охладился и за несколько секунд намертво приморозил колеса к рельсам, не позволяя составу сдвинуться с места.

Дело № 3 "Экономия электроэнергии по - японски"

Они призывали мужское население отказаться на службе от галстуков, так как в летнее время человек без галстука легче переносит духоту служебных помещений.

Дело № 4 "Гренландский лед"

Американцы покупают лед в качестве питьевой воды, так как вода, замерзая, вытесняет все примеси.

Литература

1. Хомутский В.Д. Тепловые явлении. – Ч.: ЧОИУУ, 1991.
2. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. - М.: Просвещение, 1980.
3. Педагогика + ТРИЗ выпуск №6. – М.: 2001