Ролевая игра как форма организации практики успеха и достижений на уроках технологии

Разделы: Технология


На протяжении 10 лет практика моей работы показала, что тема повышения эффективности образования представляет обширное поле для изучения. И этот вопрос всегда будет актуален и интересен. А обусловлено это тем, что с развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Хотелось бы отметить, что за это время уроки технологии очень изменились. Изменилась программа. Многие темы приходилось осваивать традиционными, словесными методами, что привело к снижению познавательной деятельности у некоторых учащихся и результаты обучения выявили неуспешность в изучении отдельных разделов. Также создание творческих проектов показалось ребятам неинтересным и утомительным, хотя они включают в себя большую практическую работу. А дети тянутся к яркому, новому, необычному и нетрадиционному.

В период с 2000г. по 2006г. можно отметить рост различных компьютерных программ, игровых технологий, которые привлекают подрастающее поколение. Они в свою очередь с интересом относятся ко всему новому. Вспомните пейджеры, тамогочи, а сотовые телефоны, которые для них не только средство связи, но и объект развлечений: игры, музыка, фото, Интернет. Что же видят они на уроке? Необходимость сосредоточиться, привлечение внимания учителем к новому материалу или практической работе, а это совершенно иная сфера деятельности, требующая прилежания, дисциплины, внимания. Все ли способны и имеют ли желание погрузиться в учебную познавательную атмосферу?

В связи с пониженной мотивацией к предмету некоторых учащихся, я выделила проблему: как сохранить интерес и потребность в познании.

А причиной данной проблемы считаю традиционные формы уроков, засилье словесных методов.

Решить данную проблему мне помогли различные курсы, литература, методические рекомендации. И в процессе работы я выделила идею ролевой игры как активной формы урока.

Моя система по реализации этой идеи опирается на следующее положение: современная педагогическая практика строится на использовании нестолько методики, сколько технологии, под которой понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи учебного материала, его закрепления и применения в процессе обучения.

Мною освоены и внедрены следующие технологии: проектная деятельность, технологии деловых игр и вот вашему вниманию я представляю технологию ролевой игры в работе: «Ролевая игра как форма организации практики успеха и достижений на уроках технологии».

Я поставила перед собой цель: сохранение интереса к учению и потребность к активной познавательной деятельности.

Вашему вниманию представляю способ организации ролевой игры:

 

1. Прежде чем описать замысел игры, я определяю связь учебного материала с ситуацией игры. А игры могут быть различными по классификации:

- территориальными – настольные и происходящие на определённом месте;
- различными по уровню сложности, учитывая возраст
- различными по целевому признаку, т.е. игроки, достигают цели, объявляется результат,
- игра с продолжением (из урока в урок),
- нон-стоп (игра без остановки, а продолжение игры начинается с того места, где она закончилась) и т.д.

В своей работе я использую следующие формы уроков по организации ролевой игры, которые представляю вашему вниманию в данной схеме.

Идея игры заключается или в изучении Н.М., или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала. Например, тема «Основы предпринимательства» в 8 классе. На уроке необходимо написать бизнес – план какой-либо фирмы или предприятия, отразив в нём вид деятельности, место работы, конкурентов, его сильные и слабые стороны, решить вопрос финансирования, составить финансовый план развития предприятия и т.д.

Игровую ситуацию можно разыграть на основе любой сказки по желанию ребят: «Буратино», «Белоснежка и 7 гномов», «Колобок» и др. после того как замысел игры раскрыт, определена цель игры и её результат, можно приступить к распределению ролей. Ученики на данном этапе должны осознать, что является результатом их работы и как можно его представить.

  1. На следующем этапе учащиеся очень хорошо ориентируются в возможностях, способностях и талантах друг друга, если им понятна будет ролевая функция, т.е. что требуется от каждой роли.
  2. На следующем этапе в качестве помощи может быть учебник, определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата. Определяются место действия, костюмы, временные рамки и др. необходимые атрибуты. Разрабатывают сценарий предстоящего действия, игровой ситуации.
  3. Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практически выполняют задания по созданию документа, подготавливают место действия. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.
  4. И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Здесь учащиеся инсценируют известную сказку с новым содержанием. Представитель каждой роли имеет возможность самовыразиться, раскрыть свои способности, талант. В игре ученик может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации. Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, возможность развить свой ум, воображение. Наблюдая друг за другом, слушая ролевую речь и результат учебного материала, учащиеся способны оценить каждого, критически выразить свои замечания и определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, и что ещё необходимо доработать или изучить дополнительно учебный материал.

Влияние технологии ролевой игры на результат обучения:

  1. Увеличение познавательной активности, т.к. все учащиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных.
  2. Повышение качества успеваемости.
  3. Расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли.
  4. Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма – знания, а нестандартные (игры) – знание через действие.

Урок - игра

Тема: художественное моделирование по индивидуальным особенностям заказчика

Цель: создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика

Задачи:

образовательные:

  • расширить представление о стиле, одежде, моде, силуэте, профессии художник-модельер;
  • формировать навыки художественного моделирования;
  • раскрыть идею, замысел игровой ситуации;

развивающие:

  • развивать коммуникативные умения в диалоге заказчика и художника модельера;
  • развивать творческие способности в создании модели и в ролевой игре;
  • развивать навыки самоконтроля и самооценки,

воспитывающие:

  1. совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание при создании модели;
  2. воспитывать аккуратность, добросовестность при выполнении работы.

Форма урока – ролевая игра

Тип урока – применение знаний на практике

Средства: кукла-заказчик, образцы ткани, бумага Ф А4, карандаш, журналы мод, эскизы моделей, доска.

Проект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний:

  • кто такие критики?
  • вы можете критиковать?
  • чтобы критиковать, может быть, нужны знания, представления о чём-то?
  • знания о стиле, одежде, моде, силуэте, художнике-модельере помогут вам узнать как необходимо одеваться?

3. Через систему вопросов подводит учащихся к формулированию темы урока: «Художественное моделирование»:

  • могли бы вы дать советы своим друзьям, близким, знакомым в выборе моделей одежды?
  • скажите, пожалуйста, зная понятия стиль, одежда, мода, силуэт, художник-модельер, чем мы можем сегодня на уроке заняться?

4. Предлагает закрепить знания и применить их на практике в игре. Описывает идею и замысел игровой ситуации. Игра «Ателье». Заказчики приходят в ателье со своим заказом (конкретные фигуры, конкретный заказ, некоторые фигуры нестандартные), художники-модельеры знакомятся с особенностями фигуры и с желаемым заказом. В соответствии с данными заказчика, изменяют желаемую модель, создают эскизы, предлагают новую модель, характеризуя данное предложение.

5. Обращает внимание на тему урока. Предлагает назвать её ещё раз с дополнениями, в соответствии с игровой ситуацией.

6. Задаёт вопрос: что будет результатом нашей игры и целью урока? Подводит к ответу: «создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика». Предлагает разработать критерии, по которым будет оценена работа

  • Раскрыть особенности фигуры заказчика
  • Выполнить эскиз в соответствии с фигурой и желанием заказчика
  • Охарактеризовать модель, обосновать предложение
  • Соблюдение этикета в беседе заказчика и модельера
  • Аккуратное выполнение эскиза с конструктивными элементами

7. Предлагает приступить к выбору ролей. Раздаёт «Кукол-заказчиков» с индивидуальным заданием. Даёт установку приготовить рабочее место.

 

8. Предлагает приступить к игре. Осуществляет (контроль) наблюдение за выполнением действий. Заказчик нетерпеливый, поэтому время на создание эскиза ограничено (15-20)

9. Даёт задание представить сцену действия в ателье, напоминая о критериях оценивания, задание остальным внимательно слушать, выявлять ошибки, в рассуждении исправлять или предлагать варианты.

10. Подводит итоги, обращает внимание на поставленную цель урока, просит выявить достигнута ли цель. Воспроизводит поставленные оценки

11. Задаёт вопрос: что полезного для вас вы извлекли сегодня на уроке?

12. Д/з выполнить эскиз вашей модели

1. Слушают учителя, отвечают на вопросы;

2. Слушают вопросы, рассуждают, высказывают определения заданным понятиям: стиль, одежда, мода, силуэт, художник-модельер

 

 

 

3. Слушают вопросы, рассуждают, обобщают, формулируют тему урока: «Художественное моделирование»

 

 

 

4. Слушают идею игры, вникают в содержание.

 

 

 

 

5. Читают тему, характеризуют игровую ситуацию с заказчиками. Дополняя, произносят новую тему урока «Художественное моделирование по индивидуальным особенностям заказчика».

6. Слушают вопрос, осмысливают, высказывают идеи результата игры, выводят цель и результат «создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика». Предлагают критерии оценивания результата работы

  • Раскрыть особенности фигуры заказчика
  • Выполнить эскиз в соответствии с фигурой и желанием заказчика
  • Охарактеризовать модель, обосновать предложение
  • Соблюдение этикета в беседе заказчика и модельера
  • Аккуратное выполнение эскиза с конструктивными элементами

7. Слушают. Распределяют роли в соответствии со своими способностями, интересами. В роли заказчика учащиеся получают «Кукол» с индивидуальными особенностями и заказом.

8. Приступают к игре. Осуществляют самоконтроль за выполнением задания. Контролируют время выполнения (15-20). Инсценируют сцену посещения заказчика в ателье, беседа с художником – модельером (репетиция)

9. 1) Представляют сцену диалога заказчика и художника-модельера, обосновывают предложенный вариант модели,

2) остальные слушают, определяют, в соответствии ли с фигурой предложена модель. Оценивают по критериям, обосновывая оценку

10. Слушают итоги урока, определяют достижение поставленной цели урока. Слушают оценки за урок.

11. Отвечают на поставленный вопрос

12. Записывают задание

Предмет технологии раскрывает большие возможности, т.к. он многогранен и я рада, что я учитель технологии.