На протяжении 10 лет практика моей работы показала, что тема повышения эффективности образования представляет обширное поле для изучения. И этот вопрос всегда будет актуален и интересен. А обусловлено это тем, что с развитием человеческого общества происходит развитие всех форм деятельности. Хотелось бы отметить, что за это время уроки технологии очень изменились. Изменилась программа. Многие темы приходилось осваивать традиционными, словесными методами, что привело к снижению познавательной деятельности у некоторых учащихся и результаты обучения выявили неуспешность в изучении отдельных разделов. Также создание творческих проектов показалось ребятам неинтересным и утомительным, хотя они включают в себя большую практическую работу. А дети тянутся к яркому, новому, необычному и нетрадиционному.
В период с 2000г. по 2006г. можно отметить рост различных компьютерных программ, игровых технологий, которые привлекают подрастающее поколение. Они в свою очередь с интересом относятся ко всему новому. Вспомните пейджеры, тамогочи, а сотовые телефоны, которые для них не только средство связи, но и объект развлечений: игры, музыка, фото, Интернет. Что же видят они на уроке? Необходимость сосредоточиться, привлечение внимания учителем к новому материалу или практической работе, а это совершенно иная сфера деятельности, требующая прилежания, дисциплины, внимания. Все ли способны и имеют ли желание погрузиться в учебную познавательную атмосферу?
В связи с пониженной мотивацией к предмету некоторых учащихся, я выделила проблему: как сохранить интерес и потребность в познании.
А причиной данной проблемы считаю традиционные формы уроков, засилье словесных методов.
Решить данную проблему мне помогли различные курсы, литература, методические рекомендации. И в процессе работы я выделила идею ролевой игры как активной формы урока.
Моя система по реализации этой идеи опирается на следующее положение: современная педагогическая практика строится на использовании нестолько методики, сколько технологии, под которой понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи учебного материала, его закрепления и применения в процессе обучения.
Мною освоены и внедрены следующие технологии: проектная деятельность, технологии деловых игр и вот вашему вниманию я представляю технологию ролевой игры в работе: «Ролевая игра как форма организации практики успеха и достижений на уроках технологии».
Я поставила перед собой цель: сохранение интереса к учению и потребность к активной познавательной деятельности.
Вашему вниманию представляю способ организации ролевой игры:
1. Прежде чем описать замысел игры, я определяю связь учебного материала с ситуацией игры. А игры могут быть различными по классификации:
- территориальными – настольные и происходящие на определённом месте;
- различными по уровню сложности, учитывая возраст
- различными по целевому признаку, т.е. игроки, достигают цели, объявляется результат,
- игра с продолжением (из урока в урок),
- нон-стоп (игра без остановки, а продолжение игры начинается с того места, где она закончилась) и т.д.
В своей работе я использую следующие формы уроков по организации ролевой игры, которые представляю вашему вниманию в данной схеме.
Идея игры заключается или в изучении Н.М., или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала. Например, тема «Основы предпринимательства» в 8 классе. На уроке необходимо написать бизнес – план какой-либо фирмы или предприятия, отразив в нём вид деятельности, место работы, конкурентов, его сильные и слабые стороны, решить вопрос финансирования, составить финансовый план развития предприятия и т.д.
Игровую ситуацию можно разыграть на основе любой сказки по желанию ребят: «Буратино», «Белоснежка и 7 гномов», «Колобок» и др. после того как замысел игры раскрыт, определена цель игры и её результат, можно приступить к распределению ролей. Ученики на данном этапе должны осознать, что является результатом их работы и как можно его представить.
- На следующем этапе учащиеся очень хорошо ориентируются в возможностях, способностях и талантах друг друга, если им понятна будет ролевая функция, т.е. что требуется от каждой роли.
- На следующем этапе в качестве помощи может быть учебник, определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата. Определяются место действия, костюмы, временные рамки и др. необходимые атрибуты. Разрабатывают сценарий предстоящего действия, игровой ситуации.
- Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практически выполняют задания по созданию документа, подготавливают место действия. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.
- И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Здесь учащиеся инсценируют известную сказку с новым содержанием. Представитель каждой роли имеет возможность самовыразиться, раскрыть свои способности, талант. В игре ученик может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации. Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, возможность развить свой ум, воображение. Наблюдая друг за другом, слушая ролевую речь и результат учебного материала, учащиеся способны оценить каждого, критически выразить свои замечания и определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, и что ещё необходимо доработать или изучить дополнительно учебный материал.
Влияние технологии ролевой игры на результат обучения:
- Увеличение познавательной активности, т.к. все учащиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных.
- Повышение качества успеваемости.
- Расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли.
- Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма – знания, а нестандартные (игры) – знание через действие.
Урок - игра
Тема: художественное моделирование по индивидуальным особенностям заказчика
Цель: создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика
Задачи:
образовательные:
- расширить представление о стиле, одежде, моде, силуэте, профессии художник-модельер;
- формировать навыки художественного моделирования;
- раскрыть идею, замысел игровой ситуации;
развивающие:
- развивать коммуникативные умения в диалоге заказчика и художника модельера;
- развивать творческие способности в создании модели и в ролевой игре;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки,
воспитывающие:
- совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание при создании модели;
- воспитывать аккуратность, добросовестность при выполнении работы.
Форма урока – ролевая игра
Тип урока – применение знаний на практике
Средства: кукла-заказчик, образцы ткани, бумага Ф А4, карандаш, журналы мод, эскизы моделей, доска.
Проект урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Оргмомент 2. Актуализация знаний:
3. Через систему вопросов подводит учащихся к формулированию темы урока: «Художественное моделирование»:
4. Предлагает закрепить знания и применить их на практике в игре. Описывает идею и замысел игровой ситуации. Игра «Ателье». Заказчики приходят в ателье со своим заказом (конкретные фигуры, конкретный заказ, некоторые фигуры нестандартные), художники-модельеры знакомятся с особенностями фигуры и с желаемым заказом. В соответствии с данными заказчика, изменяют желаемую модель, создают эскизы, предлагают новую модель, характеризуя данное предложение. 5. Обращает внимание на тему урока. Предлагает назвать её ещё раз с дополнениями, в соответствии с игровой ситуацией. 6. Задаёт вопрос: что будет результатом нашей игры и целью урока? Подводит к ответу: «создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика». Предлагает разработать критерии, по которым будет оценена работа
7. Предлагает приступить к выбору ролей. Раздаёт «Кукол-заказчиков» с индивидуальным заданием. Даёт установку приготовить рабочее место.
8. Предлагает приступить к игре. Осуществляет (контроль) наблюдение за выполнением действий. Заказчик нетерпеливый, поэтому время на создание эскиза ограничено (15-20) 9. Даёт задание представить сцену действия в ателье, напоминая о критериях оценивания, задание остальным внимательно слушать, выявлять ошибки, в рассуждении исправлять или предлагать варианты. 10. Подводит итоги, обращает внимание на поставленную цель урока, просит выявить достигнута ли цель. Воспроизводит поставленные оценки 11. Задаёт вопрос: что полезного для вас вы извлекли сегодня на уроке? 12. Д/з выполнить эскиз вашей модели |
1. Слушают учителя, отвечают на
вопросы; 2. Слушают вопросы, рассуждают, высказывают определения заданным понятиям: стиль, одежда, мода, силуэт, художник-модельер
3. Слушают вопросы, рассуждают, обобщают, формулируют тему урока: «Художественное моделирование»
4. Слушают идею игры, вникают в содержание.
5. Читают тему, характеризуют игровую ситуацию с заказчиками. Дополняя, произносят новую тему урока «Художественное моделирование по индивидуальным особенностям заказчика». 6. Слушают вопрос, осмысливают, высказывают идеи результата игры, выводят цель и результат «создание эскиза по индивидуальным особенностям заказчика». Предлагают критерии оценивания результата работы
7. Слушают. Распределяют роли в соответствии со своими способностями, интересами. В роли заказчика учащиеся получают «Кукол» с индивидуальными особенностями и заказом. 8. Приступают к игре. Осуществляют самоконтроль за выполнением задания. Контролируют время выполнения (15-20). Инсценируют сцену посещения заказчика в ателье, беседа с художником – модельером (репетиция) 9. 1) Представляют сцену диалога заказчика и художника-модельера, обосновывают предложенный вариант модели, 2) остальные слушают, определяют, в соответствии ли с фигурой предложена модель. Оценивают по критериям, обосновывая оценку 10. Слушают итоги урока, определяют достижение поставленной цели урока. Слушают оценки за урок. 11. Отвечают на поставленный вопрос 12. Записывают задание |
Предмет технологии раскрывает большие возможности, т.к. он многогранен и я рада, что я учитель технологии.