Тема урока: "Парсуна XVII – начала XVIII в."

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛЬ: знакомство с историей становления русского портрета.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование понимания духовно-эстетической ценности русской культуры, в частности – живописи.
  2. Развитие памяти, обогащение словарного запаса,
  3. Развитие эстетического восприятия произведений русского искусства,
  4. Воспитание чувства гордости за свою национальную культуру.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ДИАПОЗИТИВЫ :

1. Неизвестный живописец. Портрет М.В. Скопина-Шуйского.I пол. XVII в.
2. Неизвестный живописец. Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде.1670 е годы.
3. Неизвестный живописец. Портрет царицы Н.К. Нарышкиной. 1680 е годы.
4. Неизвестный живописец. Портрет Фёдора Ивановича. I пол. XVII в.
5. Неизвестный живописец. Конный портрет царя Алексея Михайловича I пол. XVII в.
6. Неизвестный живописец. Конный портрет царя Михаила Фёдоровича.I пол.XVII в.
7. Неизвестный живописец. Портрет Патриарха Никона. I пол. XVII в.
8. Неизвестный живописец. Портрет купцов Никитниковых.II пол. XVII в.
9. Неизвестный живописец. Портрет царя Михаила Фёдоровича.II пол.XVII в.
10. Неизвестный живописец. Портрет ростовского митрополита Ионы. II пол. XVII в.
11. Неизвестный живописец. Портрет В.Ф. Люткина.II пол. XVII в.
12. Неизвестный живописец Портрет боярина Л.К.Нарышкина.II пол.XVII в.
13. Неизвестный живописец. Портрет Г.П. Годунова. Конец XVII в.
14. Неизвестный живописец. Портрет Стефана Кашкадамова. I четв. XVIII в.
15. Неизвестный живописец. Портрет Якова Тургенева. Конец XVII в.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент-объявление темы, цели и задач урока.

2. Рассказ учителя.

В XVII веке произошло зарождение русской светской живописи. Причины этого и в особенностях развития отечественного искусства, и в значительном усилении контактов России с Европой. В Россию ввозили всё больше латинских, голландских, немецких книг, реже – произведения живописи, гравюры. Нередко они служили пособиями для русских художников. В1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «живописец» - придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. Так назывались портреты - искажённое слово персона.

Парсуна - ранняя форма русского портрета, получившая распространение во 2-ой пол. XVII в. / Запись в тетрадях учеников/. Изображался, как правило, конкретный человек в исполненном величественности образе. Индивидуальные черты лица сочетались с идеальным спокойствием модели. Именно это, а также плоскостная, нематериальная передача фигуры /за исключением лица и рук/ указывали на тесную связь парсуны с древним искусством иконописи. Надписи, атрибуты, детали одежды, укрупнённость формата создавали торжественность композиции, подчёркивали значительное общественное положение изображаемого человека

3. Просмотр диапозитивов.

Важным событием в развитии светской портретной живописи явилось создание парсун царя Фёдора Ивановича и полководца М. Скопина-Шуйского. /Демонстрация диапозитивов/ .Все эти парсуны выполнены в традиционной иконописной технике. Они написаны на липовых досках яичной темперой На лицевой стороне имеются поля и углубление в середине ,т. к. называемый ковчег ,в котором помещается изображение. В парсуне Фёдора Ивановича заметно слияние иконописи и живописных приёмов Одежда и всё прочее, кроме лица, выполнено плоско, а вот в объёмной трактовке головы и лица есть элементы светотеневой моделировки. В изображении Скопина- Шуйского тип оглавого портрета сделан методом высветлений по основному более тёмному фону, которым покрывалось лицо. Художник стремится к мягкой плавности перехода. Он вполне реалистично, не по-иконному написал коротко подстриженные волосы, попытался передать взгляд ещё очень схематично изображённых глаз и не смог до конца справиться с губами. Эти две оглавые парсуны наглядно показывают пути поисков русских иконописцев по овладению «живоподобной» «световидной» живописью

В середине XVII века царский двор уже не довольствовался подобным искусством. Заказчики требовали большего сходства портрета с моделью. Таков портрет царя Алексея Михайловича «в большом наряде» /в царском венце, со скипетром и державой в руках/. Используя светотеневую моделировку неизвестный художник передал в технике масляной живописи разнообразие фактур тканей ,блеск драгоценных камней .Но и этой парсуне ещё присущи плоскостность в изображении одежд ,условность письма рук . Неизвестный нам живописец создал и первый женский портрет, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной /матери Петра I/. Он стилистически близок к парсуне Алексея Михайловича

В середине XVII и в начале его II половины были выполнены десятки произведений светского характера, в которых оттачивалась не только новая техника, Но и окончательно утверждалось право на портреты современников. Желание утвердить свою личность появилось не только у Патриарха Никона и митрополита Ионы, но и у преуспевающих простолюдинов, какими были, например, купцы Никитниковы. Среди росписей, сделанных в 1652-1653 г.г. в домовой церкви Никитниковых в Москве, они пожелали запечатлеть и себя. Тесной группой стояли они в молитвенных позах.

В 70-х годах XVII в. появляются первые конные портреты царя Михаила Фёдоровича и его сына Алексея Михайловича. Они выполнены в темперной технике. В них используется новая схема - всадник на вздыбленном коне в необычном ракурсе, объёмно лепятся фигуры, но присутствует золотой фон как на иконе, видно неумение соблюдать видимый масштаб, в результате чего всадник предстаёт несоразмерно большим, а конь - маленьким.

Среди светских портретов, написанных маслом на холсте, привлекают внимание портреты Г.П. Годунова, В.Ф. Люткина, Л.К. Нарышкина. У всех этих портретов, исполненных в конце XVII - начале XVIII века, есть определённая общность, роднящая их с парсуной: традиционный трёхчетвертной поворот, облегчавший передачу сходства, большая заполненность картинной плоскости и плоскостная трактовка одежды.

Искусство портрета в начале XVIII века пережило глубокие изменения в композиции, в приёмах, технике живописи. Все эти новшества появились не вдруг, а на протяжении XVII века, и отголоски старой парсунной живописи встречаются вплоть до середины XVIII века. Примером могут служить портреты полковника С. Кашкодамова и портрет Я. Тургенева. В этих портретах ощутима скованность живописного решения: колорит лишён нюансов и тонкостей, излишне резка светотень.

Вывод урока.

Итак, опыт отечественных парсунных дел мастеров, польских и украинских, а затем влияние немецких, голландских портретистов способствовали энергичному развитию русского портрета.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Вопросы для закрепления.

1. Что нового вы сегодня узнали?
2. Как вы понимаете слово «парсуна»?
3. В какое время на Руси создавались парсуны?
4. Известны ли нам имена живописцев, написавших парсуны?
5. Какие техники живописи применяли при создании парсун?

Домашнее задание: подготовиться к слайдтесту.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бойко А.Г. Идеи Просвещения в изобразительном искусстве России. М., Знание, 1991 г.
  2. Десятников В. Комментарий к диапозитивам, М., 1978 г.
  3. Павленко А. «Этот пестрый XVII век». – «Юный художник», 1993, №10.