Интеллектуальная игра для учащихся 6-го класса по теме: "Путешествие в страну Геометрия"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  1. Повышение мотивации и познавательной активности.
  2. Закрепить умения решать задачи. Продолжить развитие логического мышления, памяти, внимания. Оригинальности и гибкости мышления, способности к анализу и синтезу.
  3. Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, выдержки.

Оборудование:

  1. Проекционный аппарат (проектор). Экран.
  2. Презентация PowerPoint. Приложение 1.ppt
  3. На сцене декорации: а) вид зимней улицы из окна; б) сказочный геометрический лес; в) ворота.
  4. На столах бланки для ответов на вопросы, бланки для решения задач, карточки с номерами от 1 до 6.
  5. Колокольчик или любое другое сигнальное устройство, оповещающее об истечении времени на обдумывание. На обдумывание вопросов от 30 сек. до 1 мин.
  6. Магнитофон, кассета с фонограммой.
  7. Если в школе нет проекционного аппарата, то все декорации можно нарисовать.

Правила игры:

В игре участвуют две команды по шесть человек.

Движение идет по сказочному лесу от поляны к поляне. Задания получают от сказочных героев.

Звучит музыка.

Ведущий: – Здравствуйте, дорогие наши гости и участники игры! Вы любите путешествовать? Да? Тогда я покажу вам необыкновенную, волшебную страну «Геометрию». У нашего путешествия есть своя цель: мы хотим как можно больше узнать о геометрии, о ее теоремах и аксиомах. В путешествии нас ожидают преграды и трудности. Но, несомненно, в конце пути мы будем знать гораздо больше, чем в начале. Сегодня в нашей игре участвуют две команды. Прошу вас, участники, сообщите свои названия. Ребята, ваша задача помочь нашим героям найти королеву Геометрию.

Звучит музыка.

На сцену выходят мальчик и девочка, садятся за стол и делают уроки.

Таня: – Эх! На улице красотища! Снег, мороз, солнце. Можно кататься на санках, лыжах. Максим, пойдем гулять! Ну, пожалуйста!

Максим: – Подожди! Мне надо задачу дорешать.

Таня: – Пойдем с горки кататься! Крепость строить!

Максим: – Подожди мне надо еще теорему выучить.

Таня: – Ужас просто! Сидим здесь в душной комнате, уроки зубрим. Вот была бы у меня ручка, которая сама бы уроки делала! У, эту геометрию противную!

Максим: – Ну и лентяйка же ты, Татьяна! А ведь в жизни тебе геометрия пригодится, вот вдруг ты попадешь в волшебную страну – Геометрию? Что делать то будешь. Законов ты их не знаешь, теоремами и аксиомами пользоваться не умеешь! Пропадешь!

Таня встает из-за стола, потягивается и говорит: – Да никуда я не пропаду. Подумаешь, геометрия, королева какая!

Раздается шум, треск, грохот. Открывается занавес.

Таня: – Где это мы?

Максим: – Вроде на лес похоже. Только странный он какой-то! Эй! Кто-нибудь, отзовись!

Выходит Баба-Яга: – Ну? Чего расшумелись в моем заповедном лесу! Кто вы такие? Как вас сюда занесло?

Максим: – А мы и сами не знаем, где мы и как здесь оказались?

Таня: – Ой, а вы Баба-Яга, наверное?

Баба-Яга: – Нет, я ее внучатая племянница Медиана Евклидовна. Не заговаривайте мне зубы. Как сюда попали, признавайтесь!

Таня: – Ну, мы уроки учили-учили, учили-учили, а тут трах-бабах - и мы в лесу.

Баба-Яга: – Все понятно! Двоечники, тунеядцы, лентяи.

Таня: – Я домой хочу, к маме!

Баба-Яга: – Вот вы какие быстрые, выбраться захотели. Ой, нелегкое это дело. Чтоб попасть вам домой, надо найти королеву Геометрию. А дорога к ней заповедная, затянута туманными гипотезами, сокрыта теоремами, да аксиомами. Ну, что вы готовы к испытаниям?

Максим: – Мы постараемся!

Баба-Яга: – Вот, держите свиток. Найдете правильные ответы, поведет вас шар путеводный к замку королевы.

Звучит музыка.

Баба-Яга уходит. Таня и Максим читают свиток.

Максим: – Говорил же я тебе: давай уроки выучим. Ничего не понимаю!

Таня: – Ребята, помогите нам разобраться, что к чему.

Дети отдают свиток ведущему и уходят.

Ведущий: – Команды, внимание! Объявляется первый конкурс «исторический». За каждый правильный ответ жюри выставляет 5 баллов. На экране портреты ученых под номерами от 1 до 6. Время на обдумывание каждого вопроса первого конкурса 30 сек. По истечении времени вы поднимаете карточку с номером правильного ответа.

Вопрос первый: Глубоко продуманное аксиоматическое построение геометрии дано в книге «Начала». Кто ее автор?

Вопрос второй: Кто из ученых был основателем школы, учение которой долгое время считалось священным и тайным. Символом этой школы была пятиконечная звезда.

Ведущий: – Внимание! Ребята, ответы на третий и четвертый вопросы записываете на листах. После истечения времени сразу сдаете жюри.

Вопрос третий: Что означает слово геометрия в переводе с греческого языка?

Вопрос четвертый: Что ответил Евклид Птолемею I на его просьбу научить его геометрии, но как можно быстрее?

Ведущий: – Давайте теперь послушаем, какой ответ дала команда №1 на вопрос: «Что означает слово геометрия?»

– А теперь, команда №2, расскажите нам, что же ответил Евклид Птолемею I на его просьбу.

Игра со зрителями.

Ведущий: – Внимание! Объявляется игра со зрителями.

Болельщики, у вас есть возможность заработать для своих команд дополнительные 2 балла, ответив на следующие вопросы.

Вопрос общий для всех болельщиков.

1) Кто считается первым геометром? (Фалес Милетский).
2) Что вы знаете об этом ученом?
3) Вопрос к болельщикам команды №1.

– Что вы знаете о Евклиде?

4) Вопрос к болельщикам команды №2.

– Что вы знаете о величайшем математике Пифагоре?

– Молодцы, болельщики! Хорошие показали знания в области истории геометрии. Ну что, давайте посмотрим, далеко ли наши герои, куда их отправила Медиана Евклидовна?

Звучит музыка.

Дети выходят на сцену.

Таня: – Ну вот, все идем, идем, а этот лес все не кончается. Биссектрисы, треугольники, углы, отрезки, прямые, по лесу шныряют. Теоремы и аксиомы зубы скалят. Страшно!

Максим: – А я тебе говорил, что с теоремами дружить надо. Ох, кто бы на дороге попался, подсказал, что дальше делать!

Выходит леший. Дети подходят к нему.

Максим: – Дедушка, подскажи, как нам быстрее попасть к королеве Геометрии?

Леший: – Не дедушка я, вовсе. Леший, я. Транспортиром меня кличут, за местным лесом присматриваю. А скоро, ребятки, только сказка сказывается да не скоро дело делается. Геометрия – она наука древняя, спешки не любит. Тут уменье да старанье требуются. Вот вам транспортир путеводный, решите мои задачки - дорогу он вам дальше покажет, под каким углом двигаться.

Дети отдают задание ведущему викторины.

Ведущий: – Объявляется второй конкурс теоретический. За каждый правильный ответ жюри выставляет 7 баллов.

Вопрос команде №1: – Что такое аксиома? (Отвечают устно).

Вопрос команде №2: – Что такое теорема? (Отвечают устно).

Вопрос обеим командам: – Могут ли аксиома и теорема поменяться местами, если могут, то при каких обстоятельствах. (Ответ участники записывают на бланках, которые по истечении времени сдают жюри).

Задание команде №1: – Сформулировать третий признак равенства треугольников.

Задание команде №2: – Сформулировать второй признак равенства треугольников.

Задание третье: – Найдите на рисунке вертикальные углы?

Задание четвертое: – Найдите на рисунке смежные углы?

Задание на сообразительность. (Отвечает тот, кто первым поднимет руку).

Задание пятое: – Какие геометрические понятия здесь зашифрованы?

Жюри объявляет итоги 1 и 2 конкурсов.

Звучит музыка.

На сцену выходит Кощей Бессмертный за ним дети. Кощей сидит и перекладывает в сундуке драгоценности. Дети обходят его кругом.

Кощей оборачивается: – А это вы, двоечники, тунеядцы? Наслышан, наслышан. Добрались до меня. Решили задачки, которые Медиана с Транспортиром вам задали.

Дети отворачиваются от него и тихонько говорят залу.

Таня: – Злой какой!

Максим: – И жадный, наверное.

Таня: – Давай у него дорогу спросим.

Максим: – Нипочем не скажет.

Таня: – Уважаемый Кощей! Подскажите, пожалуйста, нам дорогу к королеве вашей Геометрии.

Кощей: – Ишь чего захотели, а вы мне чего? Я бесплатно советов не даю. Не уйдете с этой поляны пока мои задачки не решите.

Отдает задание детям. Дети смотрят.

Максим: – Выручайте нас, ребята!

Ведущий – Объявляется конкурс «Вычислительный». Участникам команд необходимо найти все неизвестные и их сложить. Задание выполняется на бланках и по истечении времени сдается жюри.

Ведущий: – Пока команды заняты расчетами, мы объявляем игру со зрителями. Зрители, вам необходимо подсчитать, сколько отрезков изображено на рисунке. За правильный ответ ваша команда получает два дополнительных балла.

Звучит музыка.

На сцене кот.

Таня: – Ой, какая киска!

Кот: – Не киска, а кот. Разрешите представиться, Кот-ученый.

Таня: – Ой-ой-ой, и чего это ты такой ученый?

Кот: – А у нас тут все ученые. Страна такая – Геометрия. Тут без науки пропадешь.

Таня: – Это мы уже заметили.

Максим: – Ну, если ты такой ученый, то ответь на вопрос: как добраться до королевы вашей, Геометрии?

Кот: – Потрудиться вам придется. Поработать серым веществом.

Таня: – А что это за вещество и почему оно такое серое?

Максим: – Да, мозгами, мозгами поработать, то есть подумать.

Таня: – И о чем это мы должны подумать?

Кот: – Да я вот на досуге задачку кое-какую составил, решите, тогда сможете свой путь продолжить.

Ведущий: – Объявляется конкурс «Графический». Задание построить гексаграмму.

Время выполнения одна минута. Работа выполняется на бланках и по истечении времени сдается жюри.

Ведущий: – Объявляется конкурс болельщиков.

– Что такое пентаграмма, октаграмма, декаграмма?

Звучит музыка.

На сцене кикимора сидит под зонтом.

Таня: – Ну, забрели мы. Сыротища, трясина, болото, лягушки квакают.

Максим: – Смотри, там кто-то сидит.

Кикимора: – Эй, детишки, молодцы, что навестили, заглянули, проведали. А то сижу тут одна. Скукотища!

Таня: – Мы бы погостили, да что-нибудь тебе новенькое рассказали. Только домой нам надо.

Максим: – Целый день мы блуждаем здесь по прямым, через треугольники перебираемся, в гексаграммах блуждаем.

Максим: – Укажите нам путь к королеве Геометрии?

Кикимора: – Дам я вам карту старинную. Разгадаете ее секрет - попадете прямо к воротам дворца королевы Геометрии.

Ведущий: – Команды, внимание!

Вам необходимо разгадать секрет карты и найти путь к дворцу.

Игра со зрителем

1) Телами Платона называют ………………..……..?
2) Символом, какой стихии является каждое тело?

Участники сдают листочки.

Жюри подводит итоги игры

Звучит музыка.

Таня: – Добрались мы до замка. Спасибо вам, ребята. Много нового мы от вас узнали?

Максим: – Только что-то ворота не открываются?

Выходят все герои.

Баба-Яга: – Чтобы ворота открылись, надо показать, чему вы сами научились путешествуя по нашему королевству, докажите нам теорему.

Ведущий: – Евклид называл эту теорему переправой для ослов. Он считал что человек ничего не достиг в изучении геометрии, если он не может ее доказать. Это теорема о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника.

Максим:

Боковые стороны
В треугольнике равны.
Докажи, пожалуйста?
Если сможешь ты,
Что при основании
В них углы равны
Ну, возьмешься, Танечка,
Или струсишь ты?

Таня: Возьмусь! Ведь это же легко!

Я биссектрису проведу.
Потом взгляну внимательно,
Два треугольника найду,
Что прячутся старательно.
Два треугольника равны.
Есть сторона в них общая,
Две равных боковых,
И всем, конечно, ясно,
Углы равны меж них.
Их биссектриса хитрая
Делила пополам.
На этом основании
Даю я вывод вам,
Что раз уж треугольники
Во всем, во всем равны,
Взглянув на всю картину
С нужной стороны,
Мы утверждаем смело,
Логично и умело,
Что при основании
Два угла равны!

Выходит королева: – Молодцы, ребята! Я думаю, вы получили хороший урок: трудности преодолели, новые знания получили, со мной, геометрией, теперь дружить будете.

Ведущий: – Подошло к концу наше путешествие! Закончилась наша игра. Сегодня в этом зале нет проигравших. Выиграли мы все, потому что стали знать больше! Шаг за шагом год за годом мы будем узнавать все больше и больше об этой удивительной и прекрасной науке – Геометрии. До свидания, друзья, до новых встреч!

Жюри объявляет итоги конкурса.

КОНЕЦ