В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Но чаще всего портфолио рассматривается как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии “Портфолио” в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент должен переместиться с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы.
Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Идею технологии “Портфолио” можно представить в формуле: “Возьми воспитание в свои руки”. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.
Создание портфолио должно решать следующие педагогические задачи:
- поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков самоанализа и самооценки;
- формирование умения планировать и организовывать свою деятельность;
- индивидуализация процесса оценивания достижений ученика с сохранением пятибалльной отметки за учебу.
Чтобы добиться этого, работа с портфолио должна быть организована и системна.
Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития. Именно благодаря этому многие ребята пришли в кружки, секции и творческие коллективы системы дополнительного образования.
Работа над портфолио ученика в моей системе воспитательной работы продолжается в течение трех лет. Все начиналось с портфолио класса, которое создавали коллективно, так как у каждого ученика была своя страничка. С 6 класса ребята составляют свои индивидуальные портфолио. Это потребовало выработки положения о портфолио ученика. В прошлом году (по результатам опыта отдельных классных руководителей) в школе была создана творческая группа по разработке положения о портфолио ученика. Наиболее сложным был вопрос о системе оценки. К процессу обсуждения были привлечены учителя– предметники, классный руководитель, ученики, родители. В ходе обсуждения также были выявлены приоритетные направления работы, определившие содержание портфолио. Не все классные руководители используют эффективно портфолио в воспитательной работе с учащимися, поэтому мой опыт в этом направлении может быть полезным для педагогов общеобразовательных школ.
Портфолио учеников 7 “А” класса.
Портфолио состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Эта часть включает в себя:
- результаты обучения ученика по четвертям и за год;
- отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, конкурсах сочинений и т.п.
- самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Эта часть включает в себя:
- результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
- отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
- спортивные достижения учащихся;
- оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио могут входить другие разделы (по желанию учеников и классного руководителя). Эти разделы не влияют на рейтинг учащегося.
Портфолио может включать в себя папку достижений ученика (грамоты, благодарности и т.п.)
Управление процессом создания и оценки портфолио.
1. Ответственным за создание и оценку портфолио является классный руководитель.
2. Заполнение разделов производится учеником, старостой, ответственным дежурным, физоргом, представителем учебной комиссии, классным руководителем.
3. В конце года учащиеся проводят самооценку деятельности по предложенным классным руководителем вопросам, ставят перед собой цель на следующий учебный год.
Подведение итогов.
Итоги работы ученика, зафиксированные в портфолио, подводятся по результатам полугодия и года.
В конце года учащимся выдается сертификат с указанием количества баллов и места в рейтинге.
Лучшие ученики получают грамоты школы, класса и другие поощрения.
Ниже представлена структура портфолио учеников моего класса.
Портфолио учеников 7 “А” класса состоит из следующих страниц:
- Титульный лист (фамилия, имя, отчество, класс, школа)
- “Знакомьтесь, это Я!” (фотография, мои друзья, адрес, телефон)
- Учебная деятельность
“5” |
“4” |
“3” |
“2” |
Общий балл |
Средний балл |
Итоговый балл |
|
1 четв. | |||||||
2 четв. | |||||||
3 четв. | |||||||
4 четв. | |||||||
год |
На данной странице отмечаются также участие и результаты предметных олимпиад и т.п.
4. Участие в делах класса и школы
1 полугодие |
2 полугодие |
5. Дежурство по классу
Дата |
С кем дежурил |
Оценка |
Роспись ответственного |
Дежурство по школе
Дата |
Где дежурил |
Оценка |
Роспись ответственного |
Кроме этого, на данной странице отмечается общественное поручение ученика, что он сделал по нему, дается оценка его деятельности классным коллективом на итоговых классных часах за полугодие, также ученик сам анализирует свои результаты.
6. Внеурочная деятельность
Страница содержит таблицу спортивных достижений ученика (нормативы сдаются на уроках физической культуры), данная таблица не оценивается. Ребята проявляют интерес к своим достижениям.
Также здесь отмечается участие в спортивных соревнованиях, посещение факультативов, кружков, секций.
7. Итоги года
Подведение результатов проходит на итоговом классном часе. Кроме подсчета баллов – рейтингов ученики анализируют результаты по предложенным классным руководителем вопросам, определяют, справились ли они с задачами, которые были поставлены ими в начале учебного года. Здесь же ребята пишут пожелания себе на следующий учебный год.
8. Папка регалий
В папку ученик собирает в течение учебного года грамоты, благодарности, сертификаты и т.п., все то, что демонстрирует его достижения.
Из опыта работы.
На первом классном часе проходит презентация портфолио. Ученики знакомятся с положением и структурой портфолио, заполняют титульный лист. Свое творчество ребята могут проявить, оформляя лист “Знакомьтесь, это я!”. Следующий этап – работа со старостой, ответственными дежурными, физоргами, представителями учебной комиссии. Классный руководитель рассказывает им о том, за что в портфолио отвечает каждый из них. Староста помогает по заполнению портфолио тем ребятам, которые по каким-либо причинам отсутствовали на классном часе. Ответственные дежурные помогают заполнять таблицы по дежурству, выставляют оценки. Физорги работаю совместно с учителем физкультуры при заполнении таблицы спортивных достижений, на основании которой происходит отбор в классные команды на различные соревнования.
Представители учебной комиссии в конце четверти помогают ребятам оформить страницу “Учебная деятельность”, а также помогают им подсчитать баллы.
В конце месяца на итоговом классном часе при подведении итогов работы ученики отмечают в своих портфолио участие в делах класса и школы, отчитываются об общественном поручении, оценивают и анализируют свою работу.
Кроме обязательных разделов наше портфолио содержит и другую информацию, не влияющую на итоговый балл, но помогающую раскрыть личность ученика. К таким разделам относятся, например, диагностика о способностях ученика, его размышления на классных часах по нравственному воспитанию, рассказ о семье ученика, презентация своего увлечения, собрание лучших творческих работ.
В конце каждого полугодия и года подводится рейтинг на лучшего ученика по учебной деятельности, по творческой деятельности и на лучшего ученика класса. Кроме этого, отмечаются успехи учеников в различных номинациях.
На итоговом классном часе “За честь класса” ребята отвечают на ряд вопросов, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год.
Примерные вопросы:
- По учебной деятельности.
– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?
– Что порадовало Вас? Какими успехами Вы гордитесь особо?
– Могли ли быть результаты лучше? Что помешало этому? Подчеркните то, с чем вы можете справиться сами. Выделите то, с чем справиться вы не можете самостоятельно и вам нужна помощь или родителей, или учителей.
– Чего планируете добиться в следующем учебном году?
– Какие предметы любимые, почему?
– По каким предметам испытываете трудности, почему?
– Где хотели бы принять участие в следующем учебном году? (школьные олимпиады, научно – исследовательская конференция учеников, всероссийские игры по русскому языку, математике, истории и т.п.)
2. Творческая деятельность.
– Справились ли с задачами, поставленными на этот год?
– В каких мероприятиях вы проявили себя наиболее ярко?
– Какими успехами гордитесь особо?
– Как вы оцениваете свою работу по общественному поручению?
– Чем хотите заниматься в следующем году?
– Зачем вам нужен наш класс? Зачем вы нужны классу?
– Ваши планы на следующий год.
– Пожелание себе и классу.
В начале следующего года ученики перечитывают эти ответы, корректируют, если необходимо, свои планы.
На собраниях родители знакомятся с достижениями своего ребенка, в конце года пишут ему пожелания, особо обращают внимание на то, где, по мнению учеников, нужна помощь родителей.
За два года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс. И поэтому 2 года подряд наш класс подтверждает звание “Лучший класса школы”.
Особо обращает на себя внимание то, что родительский коллектив за эти два года стал активнее участвовать в делах класса и школы, так как они увидели достижения своего ребенка, заинтересованность школы в развитии
учеников.
А чтобы всего этого достичь, нельзя превращать портфолио в инструмент давления и наказания.
Список литературы
1. | Даутова О.Б., Менг Т.В., Пискунова Е.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. Учеб.-метод. Пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. |
2. | Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.– №3., стр. 45 – 56. |
3. | Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. – №3, стр. 51-53. |
4. | Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66. |
5. | Сборник материалов в помощь организаторам предпрофильной подготовки девятиклассников / Сост. Молчанова Е.В., Нестерова Л.Н. –Архангельск, 2004. |