Цели:
- познакомить с организацией цикла со счетчиком в Т-Р;
- развивать алгоритмическое мышление учащихся, умение видеть циклическую структуру в задаче;
- развивать интерес к познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
- научить использовать цикл с параметром FOR…TO, производить его запись, правильно использовать и описывать входящие переменные;
- познакомить с двумя формами оператора FOR (TO, DOWNTO);
- ввести понятие табулирования функции;
- развивать умение проводить аналогию с организацией циклов в QB;
- развивать ответственность за результат выполненной работы.
Тип урока: изложение нового материала;
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, ПК с Т-Р;
Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, изложение.
Ход урока
I. Орг.момент.
Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.
II. Постановка целей и задач урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Оператор цикла FOR… TO».
- Как вы думаете, что на этом уроке мы будем с вами изучать? (циклы)
- Давайте подумаем, каков может быть план этого
урока
1. Что такое цикл
2. Оператор цикла
3. Решение задач). - В конце урока будет графический диктант.
III Актуализация познавательной деятельности
- Что такое алгоритм? (четкая последовательность действий)
- На прошлых уроках мы занимались ветвлением в Т-Р. Что такое ветвление и как оно организуется? (выполнение определенных действий при выполнении условий).
- Что такое цикл и где в нашей жизни мы с ним встречаемся? (многократное повторение определенных действий, например, смена дня и ночи, времена года…) . Цикл, дословно с греческого – круг.
Циклы в Т-Р бывает 3х типов: цикл со счетчиком
Сегодня на уроке мы познакомимся с первым типом.
IV Изложение нового материала
Мы считаем, что число повторений в цикле конечно. Для этого надо вести счет повторений – счетчик порядкового типа (не REAL) --> для счёта надо задать начало и конец – от .. и до ..
Например, Робинзон Крузо считал дни, ставя зарубки на дереве с того, когда попал на остров. (от 1 до …)
Синтаксис:
For имя переменной:=нач.значение конечное значение DO … |
Число повторений при таком цикле известно заранее или можно вычислить.
Параметр меняется каждый раз на 1.
Запомните, что в программировании существует правило:
НЕЛЬЗЯ изменять параметр цикла в теле цикла (это может привести к «зацикливанию» программы — бесконечному повторению тела цикла).
После служебного слова DO следует тело цикла. Если в нем применяется несколько операторов, то их необходимо заключить в операторные скобки (BEGIN- END).
Рассмотрим пример: «Вывести на экран все двузначные числа».
Program primer; Uses crt; VAR i: integer; Begin Clrscr; For i:=10 do 99 DO Write (i, ‘’) ; Readln End. |
Изменить программу т.о.,чтобы выводились двузначные числа от наибольшего до наименьшего.
V Закрепление.
Задача 1: Модификация предыдущей программы (один ученик работает у доски):
Вывести на экран все двузначные числа, которые кратны 15.
Program dvyzna4nue; Uses crt; VAR i: integer; Begin Clrscr; For i:=10 do 99 DO IF i mod 15 =0 then Write (i, ‘’) ; Readln End. |
Задача 2 : Протабулировать* функцию у=5+х, хI [-3;3]. (индивидуальная работа)
*Табуляция функции – нахождение всех ее значений при определенных значениях аргументов.
Вопросы:
1) Сколько будет выведено результатов? (7=3+3+1)
2) Что мы знаем точно будет меняться и заранее знаем его значения? (значения аргументов, 7 случаев, поэтому параметр – значения аргумента от -3 до 3).
Program tabylyatciya; Uses crt; VAR x: integer; Begin Clrscr; For x:=-3 do 3 DO Writeln (‘x=’, x, ‘ ’, ‘y=’, 5+x) ; Readln End. |
Задача 3: (работа в группах):
Написать программу вывода на экран следующей таблицы
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
… |
… |
… |
7 |
8 |
9 |
Program tablitcya; Uses crt; VAR i: integer; Begin Clrscr; For i:=1 do 7 DO Writeln (i, ‘ ’, i+1, ‘ ’, i+2, ‘ ’,) ; Readln End. |
VI Итог урока.
Графический диктант со взаимопроверкой: ДА +, НЕТ -
- В теле цикла со счетчиком имеется возможность использовать несколько, а не один оператор. (+)
- Оператор FOR n=3 TO 5 do write (n) – записан верно. (-)
- Табуляция функции – нахождение всех ее значений при определенных значениях аргументов. (+)
- Для использования цикла со счетчиком необязательно знать и невозможно вычислить количество повторений. (-)
- Для того, чтобы тело цикла выполнялось при уменьшающихся значениях параметрах цикла, необходимо использовать в записи данного оператора слово DOWNTO. (+)
VII Д/З.
1) Знать способ записи и использования цикла со счетчиком в Т-Р.
2) Написать программу вывода на экран таблицы умножения на 5.
3)* Написать программу нахождения а*в, не используя операцию умножения.
(умножение – сумма одинаковых слагаемых, начальное значение суммы
равно 0).