Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок- лекция
Технология: тезаурусное обучение.
Оборудование: словарь В. Даля, карточки с заданиями для работы по группам, карточки со словами для справок, таблицы с характеристиками личности предпринимателя ( 1 на парту).
Ход урока
I Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Тезаурус - достаточно подробный, полный, систематизированный комплекс понятий, терминов , характеризующих и уточняющих ключевое слово или предмет.
Логика построение тезаурусного поля:
- Считывается информация слева направо, сверху вниз (так как мы читаем).
- Рубрикаторы располагаются исходя из логики исторических процессов: слева - прошлое (известное, доказанное, значимое, необходимое); в центре - настоящее (может изменяться, находится в динамике); справа- будущее (что будет в перспективе).
- В центре размещается ключевое слово.
- Нередко символы (графические, буквенные, цифровые), рисунки, знаки, цифры, шрифт, цвет запоминаются лучше, чем слова.
Алгоритм построения тезаурусного поля. (на доске).
- Расположить лист, выбрав альбомную ориентацию.
- В центре листа расположить ключевое слово, выделив его цветом и шрифтом.
- Дать определение ключевому слову.
- Найти однокоренные слова, связанные с ключевым словом.
- Найти слова, близкие по значению.
- Найти слова, уточняющие характеристики однокоренных слов.
- Объединить подобные слова в логические группы или блоки.
- Распределить блоки (рубрикаторы) во входящие в них слова..
III Объяснение нового материала.
В соответствии с первым пунктом алгоритма, выбираем альбомную ориентация листа.
Далее по плану необходимо найти ключевой слово.
(ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО).
Размещаем это слово в центре листа и выделяем его цветом и шрифтом.
Используя словарь экономических терминов, даем определение.
Далее по алгоритму ищем однокоренные слова (ПРЕДПРИНЯТЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ).
Затем слова, близкие по значению (БИЗНЕС, ФИРМА, ТОРГОВЛЯ, СПЕКУЛЯЦИЯ, РИСК, КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ОАО, ЗАО, ОДО, ООО, ХО)
Объединив однокоренные и близкие по значению слова в блоки, получаем следующие рубрикаторы:
I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
II. ТЕХНОЛОГИЯ.
III. УЧАСТНИКИ.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
V. РИСКИ .
Далее работа ведется отдельно с каждой рубрикой. Для уточнения и пояснения подбирается материал для каждой их них.
I. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Из словаря В. Даля: «Предприниматель- это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».
Из данного определения можно выделить черты личности предпринимателя.
Ниже приводится список определений и характеристик, почерпнутых из разных книг, посвященных предпринимательству.
Способный к риску | Способный предвидеть | Общительный |
Реалист | Умеющий планировать | Генератор идей |
Организованный | Способный делегировать полномочия | Способный к компромиссу |
Гибкий | Целеустремленный | Самоуверенный |
Умеющий убеждать | Авантюрист | Энтузиаст |
Безжалостный | Амбициозный | Умеющий слушать |
Настойчивый | Ответственный | Энергичный |
Независимый | Умеющий приспосабливаться | Хороший лидер |
? Может ли человек обладать всеми этими качествами?
? Не противоречат ли друг другу некоторые характеристики?
? Может ли одно лицо одновременно быть безжалостным и общительным?
? Можно ли воспитать в себе эти качества личности?
Результаты работы по данной рубрике располагаются на листе в левом верхнем от ключевого слова углу, т. к это предшествующая работа, т. е. прошлое.
II. ТЕХНОЛОГИЯ.
Работу над этой рубрикой можно организовать в виде самостоятельной работы. С этой целью учащиеся делятся на три группы (можно по рядам). Каждой группе дается задание:
Укажите последовательность создания новой продукции:
- составление бизнес- плана.
- выпуск пробной партии продукции.
- разработка идеи
- коммерческое освоение продукции.
- выпуск готовой продукции.
2. Проранжируйте ваши шаги при организации собственного дела.
- открыть счет в банке, изготовить печать и фирменные бланки.
- консультация у юриста, составление пакета учредительных документов.
- определить источники формирования уставного капитала.
- решить вопрос об организационной форме предприятия.
- найти помещение для фирмы.
- зарегистрировать дело.
3. Отметьте источник, из которых предприниматель может черпать информацию для поиска идей:
- отзывы потребителей.
- наличие дефицита товаров на рынке.
- мнение продавцов.
- средства рекламы
- мнения незаинтересованных людей.
Результаты работы по данной рубрике располагаются слева в правом от ключевого слова углу, т. к это тоже предшествующая работа .
III . УЧАСТНИКИ.
1) Юридические лица
А) имеют собственное имущество
Б) отвечают по обязательствам
В) выступают истцом и ответчиком в суде
Г) имеют самостоятельный баланс и смету
Д) имеют собственный расчетный счет
2) Физические лица.
Результаты работы по данной рубрике располагаются в центре вверху, т. к это уже настоящее.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ .
1) Индивидуальное (частное) предприятие
2) Хозяйственное товарищество (партнерство):
а) Полное товарищество
б) Товарищество на вере
3) Производственный кооператив (артель)
4) Государственное или муниципальное унитарное предприятие
5) Хозяйственное общество:
а) ООО - (Общество с ограниченной ответственностью)
б) ОДО (Общество с дополнительной ответственностью)
в) АО - (Акционерное общество)
Результаты работы по данной рубрике располагаются в центре снизу, т. к это тоже настоящее.
V. РИСКИ .
Предпринимательский риск- это возможность потери части дохода.
Виды рисков:
А) Производственный - сокращение объемов производства.
Б) Коммерческий - трудности в реализации продукции.
В) Финансовый - проблемы с денежными средствами.
Способы сокращения:
- Составление бизнес- плана
- Распределение риска
- Диверсификация- распределение инвестиций
- Лимитирование денежных средств.
- Страхование.
Так как это перспектива, будущее, то эта рубрика занимает место справа от ключевого слова.
Результат работы на уроке будет иметь следующий вид:
IV. Итог урока.
На доске записано КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Необходимо вставить пропущенные слова.
Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______ и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________.
При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.
Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ( на карточках) : арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.
V Домашнее задание.
Проанализировать по анкете свои возможности в предпринимательской деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ)