В 2001 – 2002 учебном году наша школа поменяла вид. Стала называться «Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология»». Перед учителями возникла задача – технологизация учебно-воспитательного процесса, что подразумевает внедрение новых педагогических технологий, компьютеризацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим я решила изучить и апробировать в своей работе метод творческих проектов.
Я считаю, что на современном этапе развития образования в России все чаще поднимается вопрос о повышении качества образования, о самостоятельном приобретении знаний учащимися, о вовлечении их в творческую деятельность, о привитии навыков самообразования, о совершенствовании моделей образования. Каждая школа ищет свои пути решения данных задач. Я считаю, что метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения, а начать его внедрение с начальной школы просто целесообразно. Проблема проектного обучения, как одного из способов самостоятельной поисковой деятельности учащихся внедряется мной в работу, и возможно провести первое обобщение опыта в данном направлении. В своей работе я рассказала о проектной деятельности на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Под обучением школьников проектной деятельности мы понимаем специально организованные процессы овладения учащимися на содержательно-процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью, проектно-технологической культурой и формирование у них готовности к проектному взаимодействию с миром.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие личности школьника.
Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для данного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.
В своём выступлении я познакомлю вас с проектной деятельностью на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Примером послужит урок, проводимый во 2 классе. (слайд 1)
Тема урока: Конструирование природных форм. (слайд 2)
Цели:
Познакомить учащихся с реальным подводным
миром, научить конструировать из бумаги его
обитателей; объединить полученные модели в
единый проект.
Урок проводится в форме путешествия. Для него я использовала материал аудиоэнциклопедии, который в лёгкой и доступной форме знакомит детей с увлекательным миром научных и культурных знаний. Учащиеся попали в подводное царство вместе с дядей Кузей – «знающим всё на свете» и Чевостиком – весёлым «почемучкой». (слайд 3). А отправились они в путешествие на таком аппарате. «Как, вы думаете, он называется? Не догадаетесь никогда! Лётоплавонырь!». Весь урок сопровождался звуками живой природы. Эта познавательная серия «Аудиоэнциклопедия для детей» помогает пробудить интерес к творческому пониманию окружающего мира.
Учебный творческий проект выполняется в три этапа (слайд 4): исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и учителей решаются определенные задачи.
Вашему вниманию предлагается схема выполнения творческих проектов с позиции совместной деятельности в системе «учитель-ученик» (слайд 5).
На первом исследовательском этапе учащиеся узнают об обитателях морей и океанов. Для этого учителем была проведена дополнительная работа. За неделю до урока детям было предложено найти сведения и иллюстрации морских обитателей. Материал был огромный. Из этого многообразия учащимся необходимо было выбрать наиболее интересные и краткие сведения. По времени выступление не должно было превышать 30 секунд. Корректировка материала осуществлялась учителем и родителями.
Хочу привести примеры выступлений детей (слайд 6).
- Креветка. Большинство глубоководных животных, например креветки, красного цвета. Они кажутся чёрными в зелёно-синем освещении, поэтому их не видно хищникам в темноте.
- Морская звезда. Морская звезда имеет 5 ног, а на них ряды очень мощных присосок. Они могут открыть крепко закрытые раковины и съесть находящееся там животное.
- Морская черепаха. У черепах есть плавники и плоские панцири, что помогает им плавать. Они также дышат воздухом. Ямайская черепаха – самый крупный вид черепах. взрослая черепаха может быть в 2 раза тяжелее, чем белый медведь.
- Маленькие рыбки. Много маленьких рыб, таких, как рыба-девица, плавают целыми группами, называемыми косяками. Они так живут, чтобы защищаться от хищников. Одну рыбу можно легко поймать и съесть, но группа может быть похожа на большое животное и, напугать нападающего.
- Летающая рыба. Летающие рыбы – это маленькие, быстро плавающие рыбки. В действительности они не летают, но, чтобы избежать преследователей, выпрыгивают из воды и парят, пользуясь большими боковыми плавниками.
- Осьминоги – медленно двигающиеся животные. Они ползают по твёрдому дну океана. У них 8 ног одинаковой длины, с присосками на каждой. Осьминог является хищником.
Прежде всего на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания.
На этом этапе используется большое разнообразие методов, которые вы можете увидеть на экране. (слайд 7).
Итак, на данном этапе учащиеся осуществляют мини-исследования, выделяют потребности в определенных изделиях, интеллектуальные и материальные возможности самого себя и школы. Учитель использует метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, справочники и другие источники.
Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый ученик формирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта.
На этом этапе учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта (слайд 8). Мы с ребятами не выполнили только два пункта этого алгоритма: экологическое и экономическое обоснование, защита проекта. С этим учащиеся знакомятся на следующем уроке.
Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности, разрабатывается схематичное изображение или план составляющих творческого проекта (слайд 9).
Исследовательский этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного изделия. На данном уроке исследовательский этап закончился тем, что учитель представил вниманию учащихся макет подводного дна, который к концу урока должен был заполниться морскими обитателями.
На втором технологическом этапе каждая группа учащихся должна была с помощью технологических карт изготовить водоросли, рыбок, осьминогов, медуз и черепах. После рассмотрения данных карт, каждая группа самостоятельно определила цель своей работы:
1 группа – необходимо изготовить из бумаги водоросли, чтобы украсить морское дно;
2 группа – рыбок, чтобы показать их многообразие и красоту;
3 группа – медуз;.
4 группа – осьминогов, самое главное – это 8 ног.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.
Прежде чем начать работу учащиеся повторили правила работы в группе (слайд 10) :
- умей выслушать товарища;
- закончив дело, помоги другу;
- работай тихо, чтобы не мешать другим;
- рабочее место содержи в порядке.
Так же на данном этапе ребята повторили правила работы с ножницами по памяткам, которые лежали у них на партах.
После этого дети приступают к самостоятельной работе. Делают из бумаги обитателей морей. Как только поделка готова, несут её учителю. Учитель с ребёнком определяет место модели в композиции.
Основные методы данного этапа указаны на экране (слайд 11).
На заключительном этапе осуществляется корректировка деятельности, контроль и испытание изделия, защита проекта.
В данном случае ребята провели анализ проведенной работы, ответив на вопросы учителя:
- Какую работу выполняли?
- Как мы работали?
- Кому понравился сегодняшний урок?
- Почему?
- Что интересного узнали?
- Кто помогал нам сегодня на уроке?
Коррекция изделия проводится на основе метода сравнения, выполненного с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах.
Учитель помогает обнаружить и устранить недочеты, привести проект в соответствие с заранее утвержденным вариантом.
Основные методы заключительного этапа указаны на экране (слайд 12).
На следующем уроке, под руководством учителя дети учатся оформлять проект письменно, соблюдая все правила.
Данный проект выглядит следующим образом. (слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18)
Метод проектов в нашей школе используется не только на уроках изобразительного искусства и художественного труда, а также и на других предметах. Мною он используется и на уроках трудового обучения. В этом году вышли учебники по трудовому обучению «Маленький мастер» под редакцией Татьяны Геронимус, и в них предлагается ребятам выполнять учебные проекты.
Подведу итог своего выступления. Я считаю, что обучить детей самостоятельному добыванию знаний, умению представить на достойном уровне свои достижения – это актуально и пригодится в жизни любому. Мир не стоит на месте. Мы ищем новые пути развития наших детей, их совершенствования. Время, проведенное у компьютера можно тоже провести с пользой, изучая и используя следующие компьютерные программы: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Visio.
Вам была представлена одна из форм защиты проектов – презентация. Использована для этого программа Microsoft Office Power Point.
Литература:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.