Цель:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя.
- Развивать кругозор и познавательный интерес учащихся.
- Воспитание патриотизма и любви к Родине.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий: Замело снегами, смыло дождями седого времени многие имена, из них многие потускнели, многие канули в Лету. Габдулла Тукай же, напротив, чем далее от нас, тем ближе и понятней, тем ярче новыми, неизведанными гранями своего творчества.
Чтец:
«Тукая стих, его «Родной язык»
Народ стал вешать в горницах на стены,
Как раньше он развешивать привык
Раскрашенный Корана стих священный.
О, мой народ! На модных площадях
Ты не забыл и в четырех стенах
Молитвенно твердить слова Тукая»
Ведущий: Родился Габдулла Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Менгерской области бывшей Казанской губернии, в семье муллы. Тукаю было 5 месяцев, когда умер отец, вскоре умерла и мать. А потом – из рук в руки, из дома в дом. Сиротливо, нищета, унижения….
До девяти лет Габдулла Тукай живет в деревне. Нищий край. Растрескавшиеся от ветра и зноя земли… Здесь голод – частый гость.
Габдулла рано познал тяжкий крестьянский труд: ходил на жатву и на сенокос. Сидя с пастухами у костра, он слушал народные песни, сказки, легенды воспевающие красоту дремучих лесов, величавых гор, полноводный рек.
Стихотворение «Безнен гаилэ»- «Наша семья».
Чтец:
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня.
Пусть несчастным сиротою вырос в этом я краю,
Пусть томили унижения юность горькую мою,-
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь.
Хоть твои хлестали волны, челме мой не пошел на дно,
Хоть твое палило пламя, не сожгло меня оно,
И поэтому я понял, край мой, истину одну,
Что душа равно приемлет и огонь твой, и волну,
Я почти, что все священно: и овин твой, и ручей,
И гулье твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, до онучи, до сума,
И собаки, и бараны – вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.
Ведущий: В начале зимы 1896 года Тукай был взят в Уральск, в семью сестры своего отца. Он начинает учиться в медресе «Мутыгия.» В этом медресе шакирдам была предоставлена некоторая свобода, разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому языку. Все же в основе своей медресе «Мутыгия» оставалась религиозным учебным заведением. В своих стихах Тукай не раз обличал дикость и невежество татарских медресе.
Песня «Бишек жыры.» - «Колыбельная»
Чтец:
В медресе мы жили
Много трудных лет,
В медресе забыли,
Потеряли свет.Были, что камни,
Мы неподвижны:
Буря подует,
Не сдвинемся, нет.
Ведущий: Учась в медресе, Тукай овладел русским языком. В 1902 году он уже самостоятельно стал изучать русскую классику, зачитываясь произведениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова и других. С гордостью причислял себя к ученикам Пушкина, Тукай одно из первых своих стихотворений посвятил Пушкину.
Чтец:
Пушкин, ты сердце пленил
Стихом цветущим, молодым,
Мой порыв, мои стремленья
С детских лет с родни твоим.
Годы движет он, твой стих,
Деревья гнутся от него,
А стих без этой силы
Ведь не стоит ничего!
В каждой строчке, в каждом звуке-
Юность, радость разлиты
Ты, как солнце, светел, Пушкин,
И, как мир, огромен ты?С детских лет, великий Пушкин,
Каждый стих твой мне знаком,
Насладился я плодами,
Позабыв в саду твоем!Я стихи твои и прозу,
Как святыню, берегу
И тебе, моей святыне,
Не молиться не могу!
Ведущий: Революцию 1905 года Габдулла Тукай встречает в Уральске и вовлекается в общий бурный поток национально-освободительного движения, захвативший тогда всю Россию.
Чтец:
Вместе со светочем правды
Зажгли равноправия светоч,
Грей нас лучами своими,
Избавь нас от мрака былого!
Сад распахни свой, свободы!
Да будет светлей полнолунья
Нации нашей грядущее
Доля народа родного!Совесть буди в мусульманах,
Раскуй, наконец, наконец, наши ноги,
Сбей эти, словно чалмою,
Обвившие всех нас оковы!
Ведущий: В 1906 году Тукай весь отдается литературе. В этом году им было опубликовано большое количество стихотворений и прозаических произведений, начавших выходить тогда в журналах на татарском языке «Фикер» «Мысль»), «Уклар» ( «Стрелы»). За короткое время имя Тукая, как талантливого поэта, стало известно далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Уфы, Оренбурга и Казани. В сентябре 1907 года Тукай переезжает в Казань. Прощаясь с Уральском, городом, где он прожил 12 лет, где формировался как поэт, он пишет:
Чтец:
«Край родной, не будь в обиде,
Край любимый, о прости,
Место, где я жил надеждой
Людям пользу принести!
О прощай, родимый город,
Город детства моего!
Милый дом во мгле растаял –
Словно не было его.»
Ведущий: Казань – город науки, просвещения и искусства, город, где Тукая ожидали новые встречи и новые друзья, слава и преследования охранки, смерть и бессмертие.
Чтец:
О, Казань, ты, как светильник,
На горе горишь в ночи,
Словно свечи – минареты, колокольни каланчи!
Ярко светишь ты уездам, захолустным и глухим,
Возвышаясь горделиво, путь указываешь им!
Стихотворение «Бэйрем буген.» - «Сегодня праздник.»
Ведущий: Появление Тукая в Казани и издание его стихотворных сборников было встречено демократической интеллигенцией с большим воодушивлением. Тукай знакомится с М. Гафури, Г. Камалом, Г. Ибрагимовым, Ф. Амирханом, которые высоко оценили его творчество, считая шедеврами такие произведения, как «Шурале», «Родной земле», и давая высокую оценку переводам из Пушкина и Лермонтова.
В духовном развитии поэта особая роль принадлежит Фатыху Амирхану, с которым Тукай познакомился в октябре1907 года. Дружба их была довольно своеобразной.
Идеалы у них были общие, но характеры и привычки очень разные. Амирхан часто посмеивался над Тукаевским костюмом: носил, что попало, ни галстука, ни белых воротничков, за одеждой не следил. Когда ему пытались деликатно на это указать, пропускал мимо ушей. Но однажды все же прислушался к советам друзей и к удивлению всех присутствующих в редакцию явился при галтуке, в белом воротничке. Правую манжету нацепил на левую руку, левую- на правую. Вид у манжеты был страдальческий. Крахмальный воротничок на нем болтался, словно был рассчитан на две такие шеи. Галстук сдвинут на сторону. Товарищи невольно рассмеялись.
Чтец: «Вот видите, - сказал Тукай, - я ведь говорил. Так всегда получается, когда послушаешься других». По этому поводу он написал эпиграмму:
«С виду очень образован, обо всем судить привык,
За пятак купил манжеты,
За копейку воротник.»
Ведущий: В первые дни после приезда в Казань один из новых знакомых стал расспрашивать Тукая о его жизни и работе в Уральске. Узнав, что на плечах Тукая лежало издание газеты и двух журналов, он поинтересовался, какое Тукай получил жалованье, а узнав, сказал, что в Казани он за эту работу получал бы в два, а то и в три раза больше. Тукай ответил: «А чему деньги» - ответ достойный Тукая. Его слова «к чему деньги» потом вспоминали как анекдот.
Не проходит и двух лет, как Тукай становится одним из трех татарских писателей, получавших самые большие гонорары. Его книги издаются одна за другой. Семьи у него нет, личные потребности небольшие. Но деньги не держатся в его кармане. У него берут в долг и не возвращают, около него кормится множество людей. Он покупает вещи, не торгуясь, и часто совсем не те, что ему нужны. Приобретает массу книг, которые уплывают в чужие руки.
Чтец:
О, хитрец! На виду благочестье в речах проявляет
И стремленье к добру, как порочности враг, проявляет
Если, высказав истину, он не терпит ущерба
То тогда правдолюб прямоту на словах проявляет.
Одолжаясь, не помнит о мире загробном,
Осуждаясь, преисподней грозит, щепетильность в долгах проявляет.
Ты не нужен ему – он с тобою безмерно надменен
Станешь нужен – вниманье в учтивых словах проявляет.
Не прикурит он первый- протянет товарищу спичку,
Дескать другу почет и в таких мелочах проявляет
Наливает он поровну всем, у друзей угощаясь
Будто он справедливость всегда на пирах проявляет.
Ты за дверью – он сплетней позорит тебя.
А заходишь – он невинность с улыбкой на льстивых устах проявляет.
Ведущий: Габдулла Тукай был талантливейшим сатириком. В Казани он сотрудничал в издании сатирических журналов «Ялт – Йолт» ( «Зарница.») и «Яшен» ( «Молния.»), в которых публиковались многие фельетоны, сатирические стихи.
Песня «Бала белэн кубэлек.» - «Девочка и бабочка.»
Чтец:
Говорят, когда на свете лишь была одна вода,
Ложь и Правда на просторе в волнах плавали тогда.
И господь двух спорщиц этих наградил одной ладьей,
И они друг против друга сели в лодочке одной,
Но не долго плыли мирно наша Правда, наша Ложь.
Ведь когда нет дружбы – тотчас все хватаются за нож.
Ложь рукой большой по Правде как ударит – ну и нет.
Ведущий: Весной 1908 года Тукай познакомился с Зайтуной Мавлюдовой. Внезапно возникшее чувство к этой девушке прячется в стихах за шутливой иронией. Встретив девушку на улице, поэт этим уже счастлив.
Чтец: Я
потому пишу, что случай данный-
Подобие моей любви, такой же странной.
Я горячо влюблен, но как- то бестолково
Я милой сторонюсь, как чудища лесного.
При встрече не смотрю, ее не вижу будто,
Не выдаю себя, хотя на сердце смутно.
Подписывая стихи, чужое ставлю имя,
Боюсь она поймет, что ею одержим я.
Она заговорит – я холодно отвечу,
Хоть в тайне я горю, едва ее замечу.
Ведущий: Не трудно себе представить переживания Тукая после внезапного отъезда Зайтуны из Казани: ему вдруг показалось, что погасло солнце, весь свет стал не мил. И в то же время он был доволен: хорошо, что уехала, так ничего и не узнав. Пока она жила в Казани, очень трудно было при встречах скрывать сжигавшее его пламя. Любить не видя, спокойнее.
Чтец:
«Я слышал, что она уехала отсюда,
И что же? К ней от меня помчалась писем груда
Какое там! Чудак, я рад, забыл тревогу,
Исчезла, не узнав,» твержу, и слава богу.
Ведущий: Такова Тукаевская любовь. На семейную жизнь у Тукая свой устоявшийся взгляд. Он ясен из его произведений. В стихотворении «Наставление» поэт советует остерегаться любви: она иссшушит, исцепелит, принесет страдания. Даже если ты соединишь жизнь с любимой, счастье будет недолгим. Однажды нагрянет старость, и ты, увидев морщинистый лик старухи, будешь горько рыдать в тоске и горе, душа твоя будет отравлена воспоминаниями о прежних днях, когда на ее щеках горел жар румянца. И все – таки он не считал брак вообще нежелательным. Но после переезда в Казань Тукай часто болеет. Габдулла был убежден, не доживет до седых волос, а раз так, зачем связывать любимую девушку, губить ее будущее. Он должен отказаться от личного счастья. Тукай никогда не отступал от своего решения.
Чтец:
Робел Тукай и, как цветок, сникал,
Краснел, как девочка, терял дар свой вещий,
И, как чертей, упорно избегал
Веселых сверстниц – девушек и женщин
А мы – мужчины, с нами – не зевает!
Мужчины, храбрые, отважные, отпетые,
И нетипичны в наши дни поэты,
Излишне скромные, такие, как Тукай.
Ведущий: Тукай болен. Болезнь прогрессирует. Туберкулез. Наступил 1913 год. Здоровье Тукая ухудшается день ото дня. Но работает он много. Он говорит о себе: «Я ведь не только чистый поэт. Я еще и дипломат, и политик, и общественный деятель.» Незадолго до смерти он писал:
Чтец:
«Сил молодых про черный день,
Увы, я не сберег,
Я светлым ни один из дней моих
Назвать не мог.
Я сворою врагов гоним,
Был жребий мой жесток,
Затем, что служить властям
И богачам не мог.Хотел я мстить, но ослабел,
Сломался мой клинок.
Я весь в грязи,
Но тот мир очистить я не мог.»
Ведущий: Нет клинок его поэзии не сломан: он и сейчас продолжает разить скверну жизни. Свой короткий век Тукай прожил с незапятнанной совестью и внес немалый вклад в дело очищения души и сознания своего народа.
Чтец:
Великие уходят… Вслед за ними,
Как звезды, новые восходят имена.
Народ мой, береги сынов и ныне,
И впредь – в нелегкие, крытые времена,
Тукай – язык мой. Равного не знаю.
Он школа, свет, когда вокруг темно.
К своим истокам, родина, к Тукаю,
Я верю – ты вернешься все равно.
Спеши к Тукаю, молодое поколение,
Укрась цветами стройный пьедестал!
«Родной язык», его стихотворенье.
Его завет- народным гимном стал!
Безмерно, как народ, родное слово.
Звучать ему и в праздник, и в беду.
Бежит, струиться нить дороги новой.
А годы вдаль зовут
И я – иду…
Разгадывание кроссворда «Жизнь и творчество Габдуллы Тукая».
По горизонтали:
- Город, в котором Тукай прожил 12 лет, где началась его творческая деятельность.
- Деревня – родина Тукая.
- Имя матери поэта Г. Тукая.
- Название стихотворения, из которого взяты
строки:
«Я стихи твои и прозу, как святыню берегу
И тебе, моей святыне, не молиться не смогу!
Я б хотел сравняться – только не достанет сил
Солнечным стихом навеки ты сердца людей пленил.» - И не типичны в наши дни поэты
Излишне скромные, такие как…. - Балет, написанный по произведению Тукая.
- Название газеты, в которой наборщиком работал молодой Тукай.
Ответы: 1.Уральск. 2. Кушлавуч. 3.Мамдуда. 4. «Пушкину.» 5.Тукай. 6.»Шурале.»7.»Фикер
По вертикали:
- Название стихотворения Г.Тукая, написанное для детей.
- Имя отца Тукая.
- Название медресе, где учился Тукай.
- Писатель – один из близких друзей Тукая.
Ответы: 8.» Ель.» 9. Мухамметгариф. 10. «Мутыгия.» 11.Амирхан.