Тема: Акцентное вычитывание лирического стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”
Цели:
1. Подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения.
2. Способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения
3. Добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту; развивать эмоции и чувства детей.
Оборудование:
1. Портрет А.С Пушкина.
2. Аудиозаписи:
– П. Чайковский “Январь” (из цикла “Времена
года”)
– А. Пушкин “Зимний вечер” ( в исполнении
профессионального чтеца)
3. Парты расставлены для групповой работы.
Ход урока:1. Орг.момент
2. Сообщение темы урока.
а) Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского “Январь” (из цикла “Времена года”)
– Какие чувства возникли при прослушивании?
– Что услышали?
– Какую картину увидели?
– К какому времени года подходит эта музыка?
б) – Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П. Чайковский своей музыкой нарисовал зимний месяц ЯНВАРЬ.
в) – А сегодня мы будем работать над стихотворением А.С. ПУШКИНА “Зимний вечер”
Но мы знаем: прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Что ещё нужно? (понять картину жизни, понять точку зрения автора)
– А если это стихотворение, то что ещё? (определить ритм, рассмотреть рифму)
– Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы– их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. И мы тоже их открываем один за другим. Попробуем и сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина “Зимний вечер”
3. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.
– Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин… (обращение к портрету, где указаны даты жизни Пушкина) Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.
– Итак, начинаем…
– Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. А в долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней.
Итак, в один из зимних вечеров…
4.Первое чтение стихотворения.
Учитель наизусть читает ст-ие.
5. Проверка первичного восприятия.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы слушали ст –ие?
– Чьими устами ведётся рассказ?
6. Акцентное вычитывание ст –ия.
– А теперь давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием, разберём картину жизни.
а) 1 ученик читает первую строфу
– Какова картина жизни? ( РГ описывает зимний вечер)
– Докажите, что был вечер. (путник запоздалый, мглою небо кроет)
– Какое настроение вызывает буря у рассказчика?
– Обратите внимание, в этой строфе РГ не просто описывает бурю, её признаки, но и сравнивает её. С кем? И зачем? (помогают передать настроение РГ, его чувства, мысли)
– В этой же строфе поэт воспользовался ещё одним приёмом, нам уже известным. И этот приём тоже помогает лучше представить себе картины жизни. (учитель ещё раз читает эту строфу, акцентируя звуковой рисунок: [ з а, з в ] – завывание, [ ш ] – шум соломы, [ п, т, д, к ] – стук.
– Какое слово используется при сравнении? (как)
б) 1 ученик читает 2 строфу.
– Картину жизни в этой строфе попробуйте разобрать в группе.
Групповая работа.
Высказывания детей ( РГ обращается к старушке, няне, Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. РГ беспокоит, почему же “приумолкла старушка” Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)
в) 1 ученик читает 3 строфу.
– А эту строфу вы разберите в паре.
Работа в паре.
Высказывания детей. ( РГ надеется на перемену и у себя, и у доброй подружки. Он ждёт веселья и песен..)
– В этой строфе опять встречаются выражения, начинающиеся словом “как”. Прочитайте их.
– Это тоже сравнение? (нет)
– Какое другое слово можно было здесь написать?
– Нужно быть очень внимательным к авторскому тексту, чтобы не перепутать.
г) 1 ученик читает 4 строфу.
– Эта строфа построена очень интересно. В чём её особенность?
Дозированная помощь:
– Сравните её с предыдущими. (повтор)
– То есть Пушкин зачем – то соединил два кусочка из предыдущих строф. Что, у него фантазии не хватило? ( повтором усиливает настроение рассказчика от злой бури; он хочет избавить от печального чувства; хочет развеселить своё сердце)
7. Выразительное чтение стихотворения.
а)– Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.
б) Прослушивание 1 – 3 учеников.
в) Высказывания критиков – слушателей.
– Смог (ла) ли передать слушателям чувства и настроение рассказчика?
8. Домашнее задание.
Выучить ст-ие наизусть и постараться выразительно рассказать.
9. Прослушивание аудиозаписи профессионального чтения стихотворения.
– Прослушайте ст-ие А.С. Пушкина “ Зимний вечер” в исполнении настоящего артиста
10 . Итог урока.
– Сегодня все хорошо поработали, молодцы! Я думаю эта работа вам поможет выразительно прочитать ст –ие.