Инновационная направленность в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня программа физического воспитания дошкольников носит государственный характер. Для её реализации, приказом Министерства Образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Государственного Комитета Российской Федерации по культуре и спорту, Российской Академией образования №2715\227\166\19 от 16.07.2002 г. “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации” определены приоритетные задачи развития и здравоохранения воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие.

Сразу отмечу, что и в нашем детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И.Осокиной “Обучение детей плаванию в детском саду” и, решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей, мы поставили перед собой цель - оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников, рассматривая бассейн – как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Столь значимая цель была реализована при непосредственном изменении содержания традиционной программы обучения плаванию, где мы частично изменили, расширили некоторые приёмы, а также отказались от ряда некоторых приёмов методики, посредством интегрирования нетрадиционных методов. Так как плавание рассматривалось – как комплексный навык, требующий отдельной отработки каждого плавательного элемента (задержка дыхания, погружение, всплывание, лежание, скольжение, работа рук, работа ног, правильное дыхание), а затем плавное соединение изученных упражнений для приобретения навыка плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств (плавательные доски, поддерживающие пояса – плотики), новый нетрадиционный метод выполнения упражнения в парах, использовалась пальчиковая гимнастика в воде, отрабатывались приёмы выполнения упражнений с опорой на месте, сила толчка при выполнении скольжения, обязательная постановка правильного дыхания.

Более того, использовались игровые приёмы обучения с элементами соревновательности, что придавало динамичность, значительно повышало интерес детей к занятиям, тем самым развивало способности к приобретению навыка плавания и улучшало психоэмоциональное состояние детей.

Оздоровительная работа в бассейне базировалась на принципах, способствующих:

– формированию качественных изменений в оздоровительной и обучающей работе с детьми для:

а) создания положительного психоэмоционального настроения;
б) формирования у детей уверенности в своих силах (путём преодоления чувства страха и беспокойства перед акваторией воды);
в) развития мелкой моторики для формирования двигательных и психических механизмов, влияющих на общее развитие детей.

– созданию атмосферы понимания между взрослым и ребёнком.

– овладению плавательным навыком (как альтернатива медикаментозной профилактики многих заболеваний).

Корректировка традиционной программы, помимо успешной реализации принципа качественных изменений оздоровительной и развивающей задач, способствовала решению конечной цели – овладению детьми жизненно необходимым навыком плавания.

В пользу аргументов целесообразности и результативности инновационных методов обучения можно отметить следующий факт: за период проведенной работы было выявлено, что плавание – это навык, который может быть усвоен каждым дошкольником старшего возраста (при условии системности занятий), и всё это вопреки распространенному мнению, что только дети школьного возраста (3-4классы) хорошо осваивают и справляются с программой обучения плаванию! Более того, занятия плаванием оказало уникальный оздоровительный эффект: и в плане закаливания организма (снизилась заболеваемость: на начало учебного года индекс здоровья в группе составлял – 94,6%, в конце года – 116%), и в плане лучшей тренировки дыхательной системы, и в плане разгрузки опорно-двигательного аппарата и, конечно же в плане благотворного психологического воздействия на ребёнка, следствием чего были отмечены такие изменения: как желание стать лучше (быстрее, сильнее, смелее), уметь и знать больше.

Надо отметить, что к концу года 90% воспитанников умели самостоятельно передвигаться в воде при помощи согласованных движений рук и ног (способом кроль на груди, на спине), 10% с помощью поддерживающих средств.

Итак, слагаемые успеха в качественных изменениях здоровья и результатах обучения плаванию, являются на наш взгляд – новые формы и методы работы с детьми. Остановимся на них более подробно.

1. Контрастный температурный режим воды в бассейне и воздуха. Температура воды +32 градуса, температура воздуха +28 градусов. Теплая вода не вызывала у детей переохлаждения и, тем самым позволила поддерживать положительное отношение детей к занятиям и давала возможность более качественно выполнять упражнения. И как эффективное средство закаливания, дети после занятий в бассейне принимали более холодный душ (ниже +32 градусов).

2. Обязательная постановка правильного дыхания ( традиционно детей учат при вдохе с задержкой дыхания – надувать щёки, что не совсем правильно, а ведь необходимо добиваться на первом этапе дыхательного цикла, эффекта – вдыхания запаха цветка). Дыхательные упражнения выполнялись на протяжении всей программы обучения. Упражнения на дыхание служили и как отдых между упражнениями, и как метод для развития выносливости и увеличения объёма лёгких.
Дети хорошо усвоили, что на вдохе с задержкой дыхания – тело у поверхности воды, а на вдохе – тело погружается в воду.

3. Использование упражнений для развития двигательных способностей кистей рук (пальчиковая гимнастика в воде : “Моем руки”, “Моя семья”, “Засолка капусты” и т.д.) И это дало положительные результаты, т.к. развивая подвижность суставов в воде, где вода выступала в качестве своеобразного тренажёра, увеличивался уровень развития мелкой моторики, которая является одним из показателей интеллектуального развития ребёнка (хорошо развивается речь и мышление).

4. Плавательные подготовительные упражнения (“Звёздочка”, “Стрела”, лежание, скольжение) выполнялись с помощью вспомогательного средства, а именно: поддерживающего пояса – плотика, позволившего повысить эффективность овладения горизонтального положения тела в воде (замечательная альтернатива традиционной методике, где упражнения на начальном этапе освоение горизонтального положения тела в воде выполняются с поддержкой партнёром ). Только благодаря использованию поддерживающих поясов, процесс обучения не терял привлекательности для детей, так как : это была цель и игра: для неуверенных детей – идеальное решение для преодоления чувства страха; для более подготовленных - приём наилучшего способа добиваться правильного положения тела в воде, более того, использование пояса, исключало однообразие в процессе занятия, и повышало интерес.

5. Обязательное ознакомление с характером движений и изучений элементов в воде с опорой на месте (т.е. изучение движений ногами при поддержке руками за бортик бассейна), так как правильное движение ногами придаёт горизонтальность положения тела и устойчивость в воде. И только затем начинали отрабатывать правильное движение ногами в скольжении.

6. Формирование навыков плавательных упражнений в зависимости от силы толчка от бортика бассейна (в традиционной методике – от дна бассейна, что приводит к прыжковому эффекту, не дающему устойчивости и правильного горизонтального положения тела в воде). Только приём использования сильного толчка от бортика позволил намного легче решить двигательную координационную задачу (придал телу горизонтальность, тем самым, уменьшив сопротивление воды).

7. Использование игровых приёмов обучения, как ведущих в организации занятий. Но, в отличие от ситуаций применения широко известного метода игровых ситуаций, где идёт целенаправленное воздействие на внимание, запоминание, а также на эмоциональное состояние, мы в процессе игрового метода ввели приём игра-соревнование (“Кто быстрей?”, “Кто дальше?”, “Кто лучше?”), более того, при обучении какому-либо элементу техники плавания подбирались игры, в которых этот элемент преобладал. Естественно сразу возникает вопрос о дозировке выполнения упражнений, так как в присутствии элемента соревновательности, дети высоко эмоциональны, вследствие чего могло возникнуть перевозбуждение и утомление. Приём регулирования был достаточно прост: плавательные упражнения выполнялись в парах (в традиционной методике рекомендуется, чтобы все дети одновременно выполняли упражнения). Всё это дало хороший результат:

Во-первых – это оптимальный приём регулирования нагрузки и отдыха, что способствовало здоровьесбережению детей.

Во-вторых – дети выполняли плавательные движения в зависимости от своих способностей (плавучесть, гибкость, сила), не задумываясь над законами, которым подчиняются плавательные движения (выталкивающая сила, сопротивление воды). Отдыхающие дети получали возможность наблюдать за качеством выполнения упражнений других, следовательно, имели возможность рассмотреть, оценить и проанализировать элемент техники плавания, тем самым им предоставлялась возможность замечать ошибки, исправлять их. По мере совершенствования приобретенного навыка выполнения того или иного типа плавательных упражнений, дети были уже способны отмечать правильное движение в воде от неправильного.

В-третьих – у инструктора была возможность осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику, (т.е. подсказать, например: “Что пальцы во время гребка должны быть сомкнуты”, “не хлопать по воде руками”, “проносить правильно руки по воздуху”, “не делать отрывистых движений ногами”, “не проносить широко руки над водой”, и т.д.), объяснить - как должен ребёнок выполнить то или иное движение правильно, и это каждому конкретно, вместо общих объяснений!. Причём очень важно было использование образных выражений, например в такой формулировке: “Во время плавания скользите по воде легко, как – уточки”, и т.д. Дети воспринимали это как игру, как проявление заботы, доброжелательности и внимания со стороны взрослого, боле того у них выработалась определенная уверенность в своих способностях.

В-четвёртых – упражнения выполнялись с использованием разнообразных средств (плавательных досок, поддерживающих поясов), чтобы дети не уставали и не охладели от повторений одних и тех же упражнений, тем самым заинтересовывали ребёнка и вызывали положительные эмоции. После множества попыток повторения они уже овладевали необходимой координацией движений.

На наш взгляд такая работа детей в парах способствовала развитию самостоятельности, развития способности к наблюдательности, оценки и бесспорно повышала потенциал ребёнка как в физическом так и в здоровьесберегательном плане.

И последнее, что хотелось бы отметить – на каждом занятии обязательно учитывалось качество выполнения упражнений ребёнком, с целью приобретения им в дальнейшем наиболее полноценных навыков и умений, и, безусловно, для успешного освоения навыкам плавания огромное значение имел предварительный показ инструктором правильной техники плавания.

Результатом наших инновационных приёмов в процессе обучения плаванию, явились приобретённые нашими воспитанниками жизненно важные факторы:

Во-первых – научившись плавать, дети в дальнейшем способны будут этот навык развивать всю жизнь, лишь совершенствуя технику плавания.

Во-вторых – овладение навыком плавания выработали у детей огромный потенциал здоровьесбережения.

В-третьих – выработалась определённая уверенность в своих силах и способностях.

Для наших воспитанников умение плавать вызвало неожиданное ощущение радости и удовольствия, что “Я плыву!..”. Удачи им!