Для того чтобы на уроках применять задания развивающего характера учителю необходимо сначала научить детей видеть сходства и различия, уметь группировать, классифицировать конкретные предметы. Эту работу я начинаю с детьми шестилетнего возраста, когда они посещают занятия по подготовке их обучения в школе. Начинаю с простых заданий, постепенно их усложняя.
Задание. Показываю детям одну игрушку, например, машинку. Задаю вопрос: “Что вы можете сказать о машинке, какая она”? Дети дают разные ответы: маленькая, красная, стоит, с колесами, возит людей и др. Можно для описания взять другие предметы, например, зайчика (большой, серый, с ушками, мягкий, сидит), кораблик (маленький, с парусом, плавает, зеленый) и др. Далее мы с детьми выполняем задания, где необходимо сравнить два предмета (по цвету, по размеру, по функциональным значениям предметов).
Задание. Я показываю детям две машинки и задаю вопрос:
– Скажите, пожалуйста, чем похожи эти машинки?
Дети отвечают, что они ездят, перевозят грузы, у них есть колеса, они красные.
– А по размеру они одинаковые?
Дети отвечают, что разные: одна большая, другая маленькая.
Подвожу их к выводу, что машинки отличаются по размеру.
Задание. Показываю детям две другие машинки и задаю вопрос:
– Сравните эти две машинки, они одинаковые или отличаются друг от друга?
Дети отвечают, что одна красного цвета, а другая – желтая.
Подвожу их к выводу, что машинки отличаются по цвету.
Можно сравнить еще несколько пар предметов, главное, чтобы дети поняли, что между предметами есть и сходства и отличия.
Научив детей описывать и сравнивать, на конкретных предметах учу детей их классифицировать и группировать. Работу начинаю с нетрудных заданий.
Задание. Выставляю на стол несколько машинок (4 красного цвета, 2 желтого). Говорю:
– Машины целый день работали, пришло время им ехать на отдых. На отдых они разъезжаются в разные гаражи. Эти машины в один гараж (отвожу машины красного цвета в один гараж), а эти в другой. Почему?
Дети дают несколько ответов, некоторые нелепые, но один главный: машины разного цвета.
Затем в два гаража разъезжаются машины разные по размеру, дети сами делают вывод. Такие задания выполняем и с другими предметами, например, с корабликами (2 желтых кораблика и 2 зеленых), с кубиками (4 синих и 2 красных) и др.
На следующих занятиях мы разбиваем предметы по нескольким признакам.
Задание. Выставляю 4 грузовые машины (среди них одна маленькая) и 4 легковые машины (среди них тоже одна меньшего размера).
– Если в этот гараж поедут грузовые машины, то какие машины поедут в этот гараж?
Дети отвечают, что в этот гараж поедут легковые.
– А можно по-другому отправить машины в гаражи?
Дети отвечают, что в один гараж поедут маленькие машины, а в другой – большие.
Далее мы выполняем задания, в которых рассматриваем предмет с трех точек зрения: размер, цвет и, например, одна машина без колес.
По аналогии выполняем такие задания и с другими предметами. Например, кораблики и катер, домашние животные и лисичка, кубики и шарик и др.
Выполняя эти задания, дети учаться считать в прямом и обратном порядке.
Задаю им вопросы:
– Сколько машинок желтого цвета?
– Сколько машинок красного цвета?
– Сколько всего машинок?
– Какая по счету желтая машинка?
– Если убрать желтую машинку, сколько машинок у нас останется?
В ходе выполнения этих заданий, формирую понятия “больше”, “меньше”, “равно”.
Задание. Выставляю машины красного цвета напротив машин желтого цвета (желтых на одну меньше). Задаю детям вопросы:
– Машин какого цвета больше?
– Машин какого цвета меньше?
– Как сделать, чтобы их стало поровну?
Дети, которые плохо знали названия цветов, после этих занятий запоминают их и редко ошибаются, когда описывают предметы по цвету. Расширяются их представления о домашних и диких животных, о видах транспорта, о растениях и о многом другом.
Дальше я от объемных предметов перехожу к плоским геометрическим фигурам.
Задание. Вывешиваю на доску геометрические фигуры, и точно такой набор фигур дети выкладывают у себя на столе.
– Ребята, перед вами лежат фигуры, посмотрите на них и скажите, все ли фигуры одинаковые?
– Какая фигура не такая как все? Покажите мне ее. Потрогайте ее пальчиками.
– Что вы нащупали у этой фигуры?
Дети дают разные ответы (это края, они колются, они острые), но кто-то обязательно скажет, что похожи на углы.
– Сколько у этой фигуры углов? (4)
– Фигуру, у которой 4 угла можно иногда назвать квадратом.
– А у остальных фигур есть углы?
– Это квадраты? (Нет)
– Эти фигуры называют кругами.
– Сколько кругов вы положили? Сколько квадратов вы положили? Каких фигур больше? Каких фигур меньше?
На следующем занятии знакомлю детей с такой геометрической фигурой как треугольник. Берем 3 круга и 1 треугольник.
На нескольких занятиях выполняем аналогичные задания, пока дети свободно не начинают оперировать понятиями “фигура”, “квадрат”, “треугольник”, “круг”.
На следующих занятиях работаю только с геометрическим материалом. В игровой форме выполняем с детьми задания, которые постепенно усложняются. С нами всегда работают любимые герои, но у них часто что-то не получается.
Задание. Я вывешиваю на магнитную доску ряд фигур и рисунок Тигренка.
– Тигренку надо взять одну лишь только фигуру. Но он не знает какую, помогите ему.
Дети отвечают, что Тигренок возьмет синий квадрат, потому что он такой один.
– Значит, этот квадрат отличается от других по цвету.
Задание. На магнитной доске ряд фигур и рисунок Зайчонка.
Зайчонок тоже должен взять одну фигуру, но не знает какую. Помогите и ему.
Дети отвечает, что он возьмет треугольник, потому что он один, все остальные фигуры круги.
– Значит, эта фигура отличается от других по форме.
Задание. На магнитной доске ряд фигур и рисунок Цыпленка.
– Цыпленок тоже должен выбрать одну фигуру, он берет большой круг. Докажите, что Цыпленок выбрал фигуру верно.
Дети отвечают, что Цыпленок не ошибся, потому что большой круг один.
– Значит, эти фигуры отличаются по размеру.
Для обобщения мы с ребятами выполняем вот такие задания.
Игра “Положи фигуру”. Вывешиваю на доску вот такой рисунок. На этом занятии дети выкладывают на партах точно такую же последовательность геометрических фигур.
– Ребята, какую фигуру я забыла дорисовать в нижнем ряду рисунка?
Вывешиваю второй рисунок, прошу детей на партах составить точно такой же, спрашиваю:
– Какую фигуру я не дорисовала, почему?
Дети отвечают, что в нижнем ряду не хватает круга зеленого цвета.
Меняю этот рисунок на другой. Прошу ответить детей сразу на вопрос.
– Кто мне поможет дорисовать этот рисунок?
Ребята сразу догадываются, что дорисовать надо большой желтый треугольник.
На следующем занятии я задания уже усложняю. Дети из ряда фигур выбирают лишнюю фигуру два раза. Сначала по одному признаку отличия, затем по второму. С нами работают теже герои.
Задание. На доске ряд фигур, дети на партах выкладывают такой же.
– Тигренок должен отдать Зайчонку только одну фигуру. Как вы думаете, какую фигуру он отдаст. Почему?
Ответы детей: “Он отдаст треугольник красного цвета, потому что остальные – желтые. Он может отдать большой треугольник, остальные маленькие”.
Задание. На доске и у детей на партах ряд фигур.
– Разделите фигуры на две группы.
– Какие фигуры вы отнесли в одну группу?
У детей разные варианты ответов, но мы приходим к выводу, что оба варианта верны. Фигуры можно разделить по цвету, можно по форме.
Задание. На доске в беспорядке фигуры и картинка Зайчонка.
– Зайчонок нес в лапках разные фигуры, но уронил. Какие фигуры он нес в одной лапке, а какие в другой?
Дети первым делом разделяют по форме.
– Как по-другому мог нести фигурки Зайчонок?
Дети догадываются, что один из кругов маленький, поэтому его мог нести Зайчонок в одной лапке.
На следующем занятии выполняем аналогичные задания. На нем дети быстрее дают ответы, им не приходится давать наводящих вопросов. В конце занятия выполняем с детьми вот такие задания:
– Тигренок не знает, какая фигура будет идти следующая. Кто ему поможет?
Дети поднимают вверх фигуру, которая должна быть после стрелочки. Они замечают, что меняется цвет. Делают вывод, что следующей фигурой может быть большой треугольник зеленого цвета, потом – большой треугольник желтого цвета и т. д.
Аналогично выполняем такие задания, когда меняются два признака.
Выполнив ряд таких заданий, переходим с детьми к рассмотрению объектов с трех точек зрения. Выполняем несколько заданий с геометрическими фигурами, когда ученики выкладывают такие же фигуры на столах.
Задание. Тигренок должен отдать Зайчонку фигуру, непохожую на другие, Цыпленку – отличную от других фигуру, Слоненку отдать фигуру непохожую на другие.
– Какую фигуру Тигренок отдаст Зайчонку?
– Какую фигуру Тигренок отдаст Цыпленку?
– Какую фигуру Тигренок должен отдать Слоненку?
Ребята говорят, что Тигренок может отдать квадрат (он больше по размеру), отдать круг (он один), отдать желтый треугольник (другие фигуры красного цвета).
На этом же занятии выполняем аналогичные задания:
– Тигренок должен убрать лишнюю фигуру, но он не знает какую. Кто из вас может ему помочь?
– Помогите Слоненку подобрать фигуру.
Дети показывают нужную фигуру, поднимая ее вверх.
Дальше продолжаю эту работу уже на уроках математики в 1 классе. Включаю задания, в которых дети помогают своим любимым героям. Каждый ребенок работает с комплектом геометрических фигур. На каждом уроке выполняем упражнения, которые заставляют всех детей думать, высказывать свои мнения, рассуждать и доказывать. Выполняем и такие задания, где надо найти лишнее (“Третий лишний”, “Четвертый лишний” и т.д.), задания, при выполнении которых надо проявить гибкость мышления. Сначала с помощью учителя и с конкретными предметами, а в дальнейшем самостоятельно.