Цели:
- сформировать у учащихся понятие об информации в целом, о рекламе, ее видах и формах, о сертификации товаров, маркировке, пищевых добавках, товарных знаках и брендах;
- научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию из различных источников, маркировки на упаковках и этикетках, развивать произвольное внимание;
- способствовать экономическому и экологическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.
Оборудование: компьютер, приставка мультимедиа, телевизор, проектор, карточки-задания группам, видеофрагменты, видеомагнитофон, телевизор, сертификаты на различные товары, упаковки, этикетки, вкладыши от лекарственных препаратов, изображение товарных знаков, штрих-кодов, рекламные объявления, Федеральный закон “О рекламе”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
В начале урока учащимся предлагается для разминки выполнить быстро несколько заданий.
- Назовите не задумываясь 5 наиболее, запомнившихся рекламных ролика.
- На кого из рекламных героев вы хотели бы быть похожи?
- Перечислите, не задумываясь 5 рекламных лозунгов.
- Назовите 5 известных людей снимавшихся в рекламных роликах.
- Вспомните самую смешную и самую непонятную на ваш взгляд рекламу.
- Проанализируйте свои ответы. Сделайте вывод о степени воздействия рекламы на потребителя.
II. Изучение нового материала
Объяснение материала идет на основе мультимедийной презентации (Приложение 1)
Слайд 2. Источники информации – виды, какие из них контролируются производителями, а какие продавцами. Где можно получить наиболее достоверную информацию.
Слайд 3–5. Что такое реклама, история появления этого понятия, воды рекламы. Наружная и прямая и их виды с конкретными примерами.
Слайд 6. Что делает рекламу популярной и быстро запоминающейся.
Слайд 7. Как относится к различным рекламным компаниям? Некоторые советы “Как не попасть впросак”.
Слайд 8. Мировая паутина. Виды рекламы в Интернете, различия между ними.
Слайд 9–10. Закон “О рекламе”. Какой не должна быть реклама и что должно в ней быть. Реклама не должна быть: недобросовестной (вводит в заблуждение используя эффекты других товаров), недостоверной (в которой есть несуществующие сведения о товаре), неэтичной (нарушает гуманность и мораль), заведомо ложной (производитель заведомо вводит в заблуждение), скрытой
Слайд 11. Какую информацию можно получить о товаре.
- Наименование стандартов
- Перечень основных потребительских свойств (вес, объем, калорийность, противопоказания)
- Цена и условия приобретения товара
- Гарантийные обязательства
- Правила и условия безопасного и эффективного использования
- Срок службы (годности)
- Адрес изготовителя и предприятия, где производят ремонт и принимают претензии.
Слайд 12. Где эту информацию можно найти: на этикетках, маркировке и во вкладышах (Приложение 2)
Слайд 13. Маркировка: указывается 4 группы значков: экологические – чистота, охрана окружающей среды, вторичное сырье…., значки стандарта качества и безопасности использования (вызывает раздражение, токсично, инфекционная опасность), качественный состав (входящие в состав компоненты), правила пользования (Приложение 3)
Слайд 14. Штрих-код – когда появился (Приложение 5), что показывает и какую информацию мы можем получить из этих 13 цифр (Приложение 4)
Слайд 15. Товарные знаки, что они показывают, что можно и, что нельзя использовать в товарных знаках. Как закон защищает владельцев товарных знаков.
Слайд 16. Что такое Бренд? Английского – “клеймо”, требует комплексного подхода: своя уникальная ниша (на рынке и в сознании людей), своя реклама (психологическая связь между потребителем и товаром), своя стоимость
Слайд 17–20. ИНДЕКС Е – угроза организму или пищевые добавки, виды пищевых добавок, краткая информация о каждом виде, красители, консерванты, ароматизаторы и их виды. Пищевые добавки, запрещенные к применению в России (Прложение 6)
III. Работа по группам
Учащиеся делятся на три группы получают карточки-задания (движение по трем пунктам по кругу)
Пункт 1
- Проанализируйте рекламы на ТВ, прессе, Интернете. Найдите лучшую рекламу, на ваш взгляд, самую худшую, самую смешную и самую красивую.
- Определите, встречается ли в нашей прессе, ТВ, Интернете недопустимые к публикации виды рекламы и почему?
Пункт 2
- Разработайте рекламу своего продукта. Выбор формы и приемов обоснуйте.
- Придумайте название фирмы выпускающей разработанную вами продукцию и свой товарный знак, который отвечал бы следующим требованиям:
- Оригинальность.
- Краткость.
- Охраноспособность.
- Индивидуальность.
- Компактность.
- Четкость.
Пункт 3
- Расшифруйте на имеющихся упаковках и этикетках информацию.
- Какие пищевые добавки входят в продукты. Их характеристики. Степень опасности при их употреблении
- Обсудите полученную информацию
Группы отчитываются по жеребьевке по каждому пункту. В оценочных листах выставляются баллы за работу групп, а также делается самоанализ, затем учащимся предлагается оценить вклад каждого в работу группы. Пока учитель подводит итоги урока, учащимся предлагается выполнить тест.
IV. Итоги урока
Собираеются оценочные листы и заполняется сводная таблица на доске. Выставляются оценки группам и учащихся индивидуально. Тест оценивается по выполнению (тип теста – контрольный с оценкой).
V. Задание на дом
Придумать разную по видам рекламу школьным принадлежностям.