Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Для развития педагогического мышления родителей необходимо решить следующие вопросы:
- поиск путей и средств повышения эффективности работы с родителями
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса
- активизация родительского педагогического всеобуча
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей
Задачи:
- разработать план работы учителя и психолога с родителями;
- проводить психолого-педагогическую диагностику семей;
- создать систему индивидуальной работы с родителями.
Гипотеза: если создать систему организации психолого-педагогического просвещения родителей, то можно существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации подрастающего поколения, создании сплоченного и дружного коллектива.
Методика работы:
- изучение методической литературы по организации психолого-педагогического просвещения родителей
- изучение опыта учителей и опыта других школ
- проводить мониторинг развития активности родителей
Эффективность воспитательного потенциала обусловлена педагогическими, экономическими, демографическими, психологическими факторами. Наиболее полноценным общественным воспитанием является школьно-семейное воспитание. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей не только своего ребенка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга.
Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила: изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания, психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
В своей работе педагог может использовать такие формы педагогического просвещения родителей: лекции, беседы, практикумы, конференции, открытые уроки.
А так же педагогические дискуссии, ролевые игры, внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, посещение семьи, переписка с родителями, родительские собрания. В принципе, каждое внеклассное мероприятие имеет воспитательный характер.
В первую очередь составляется социальный
паспорт семьи каждого учащегося. Паспорт
предназначен для накопления и систематизации
материала по индивидуальной работе с родителями
и учащимися. В паспорт входят полные данные о
родителях и учащихся ( дата рождения, домашний
адрес, телефон, место работы, образование,
должность, бытовые условия).
Кроме этого есть разделы:
- посещение учащегося на дому;
- круг интересов членов семьи;
- взаимоотношения учащегося с родителями и другими членами семьи;
- особенности семейного воспитания;
- учебная деятельность;
- творческие способности;
В конце паспорта есть раздел рекомендаций, отчета о проведенной работе и результат. После составления паспорта семьи, вместе с психологом школы проводится диагностирование семьи. По результатам диагностирования выявляется условная сгруппированность семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи можно делить на типы:
- семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
- семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей;
- конфликтные семьи;
- внешне благополучные семьи, в которых отсутствуют истинные нравственные ценности;
- неблагополучные семьи, для которых характерны пьянство, грубость, скандалы, материально нищенское существование.
Указанные типы семей целесообразно знать и учитывать их особенности при индивидуальной работе с родителями. Но при ежедневной воспитательной кропотливой работе типология семей не играет роли. Иногда, дети из неблагополучных семей бывают человечнее других.
Прежде всего со школьным психологом составляем подробный план работы по психолого-педагогическому просвещению родителей. Форму работы можно назвать “университетом педагогических знаний”. План составляем на весь учебный год по четвертям. Даём примерный план психолого-педагогического просвещения родителей первого класса.
Формы работы “Университета педагогических знаний”
№ |
Четверть |
Форма работы |
Теория, практика |
1 | I |
Родительское собрание | Лекция “Задачи обучения в первом классе” “Мотивационная готовность ребенка к школе” – результаты психолого-педагогической диагностики |
2 | I |
Посещение семей | “Знакомство с условиями проживания учащегося” |
3 | I |
Тренинг | “Давайте познакомимся” |
4 | I |
Педконсилиум с родителями | “Адаптация ребенка к школе” |
5 | II |
Род/собрание | Беседа “Развитие самостоятельности у детей” |
6 | II |
Индивидуальные тематические консультации | “Как помочь первокласснику подготовке домашнего задания” |
7 | II |
Открытый урок | Интегрированный урок по русскому языку “Мы умеем читать и писать” |
8 | III |
Род/собрание | Результаты тестирования “Внимание и память первоклассников” |
9 | III |
Тренинг | Результаты графического тестирования “Познай своего ребенка” |
10 | III |
Ролевая игра | “Утро в вашем доме” |
11 | IV |
Внеклассное мероприятие | Совместная экскурсия с родителями |
12 | IV |
Род/собрание | Итоги первого года обучения. |
По итогам планированной работы в конце учебного года ведется отслеживание активности родителей, и по мониторингу видно, что с каждым годом активность родителей возрастает.
И так, взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает целесообразных формах и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между школой и семьей. И поэтому значительное место отводится психолого-педагогическое просвещение родителей.