Интегрированный урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Слон" (4-й класс, программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • разобрать и усвоить прочитанное на основе разнообразных методов и видов работы;
  • научить работать с текстом, использовать для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;
  • интеграция уроков литературы с уроками природоведения, музыки, изобразительного искусства, математики, русского языка;
  • создать эмоционально благоприятные условия на уроке;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • воспитывать сострадание к нуждающимся, активную жизненную позицию.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • видеофильм о слонах;
  • фонограмма Э.Григ “Песня Сольвейга” (отрывок, начало);
  • иллюстрации к рассказу А.И.Куприна “Слон”:
    • “Чудесный доктор” – 1897 г.;
    • “Слон” – 1897 г.;
    • “Пиратка” – 1897 г.;
    • “Тапер” – 1897 г.;
    • “Ю-ю” – 1897 г.;
    • Повесть “Белый пудель” – 1904 г.;
  • Таблица мер:
    • аршин = 0,71 м = 71 см;
    • вершок = 4,4 см = 44 мм;
    • пуд = 16 кг (16,38 кг);
  • Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова учебник “В океане света” (4 класс);
  • Тетради по чтению.

ХОД УРОКА

Человек действительно уважающий человеческую личность,
должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты,
когда ребенок почувствует свое “Я”

Д.Писарев

I. Вступительное слово

– Уроки чтения, в старших классах, еще называются уроками литературы. Почему, как вы думаете? (Выросли, не только читаем, но изучаем разные жанры, эпохи, особенности художественных произведений, учимся чему-либо.)

– Кто являются главными действующими лицами на этих уроках? (Автор, читатель.)

– Какое значение имеют эти уроки? Всегда ли мнение автора совпадает с мнением читателя? (Нет, не всегда, любое произведение воспринимается индивидуально, вызывает разные чувства.)

II. Сообщение темы, цели, задачи урока

– Сегодня мы попробуем убедиться в этом продолжаем работу над рассказом Куприна “Слон”. Почему данное произведение можно назвать рассказом? (Небольшой объем, мало действующих лиц, взят один случай.)

III. Задача

На фоне музыки Грига “Песня Сольвейга” учитель читает цитаты.

– О ком это?

– Поставьте диагноз, побудьте врачами.

Звучит музыка.

  • “Не отвечает…”
  • “неподвижные, невеселые глаза…”
  • “жару нет, боли нет…”
  • “ничего не нужно…”
  • “лежит целые дни и ночи…”
  • “тихая, печальная…”
  • не спит, дремлет по полчаса…”
  • “сны серые, длинные…”

– Так чем же больна девочка Надя? (Ей не интересно жить.)

IV. Размышления

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске). Напишите 2–3 предложения/

Дети пишут 2–3 предложения.

Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.

– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа (с. 214 1 гл., последний абзац).

V. Работа с текстом

1. Чтение по ролям (гл. 2 с. 214)

– Что чувствует мама? Автор? Надя?

2. Докажите, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке (сон девочки).

3. Cтр.214–215 – используя глаголы из текста, попробуйте доказать стрессовое состояние отца девочки:

  • быстро ходит;
  • курит, курит;
  • садится на край кровати;
  • тихо поглаживает ноги Нади;
  • встает, отходит к окну;
  • плечи трясутся;
  • торопливо прикладывает платок к глазам;
  • бегает из угла в угол;
  • курит, курит, курит.

(Растерян, нервничает, переживает, не знает как помочь.)

– “Игрушечный слон – вот выход”, – думает папа.

4. Найдите и прочитайте описание игрушки (с. 215–216).

– Почему игрушечный слон не устраивает Надю? (Как живой, но нет души.)

– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? (Папа, мама только переживает, но ничего не делает.)

5. Словесный портрет мечты.

– Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 216).

Цитаты:

– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”

("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)

VI. Слово учителя

– Папа озадачен. (Он в отчаянии – что делать?(

– Что же он предпринимает? (Идет в зверинец и оживляется только в тот момент, когда появляются слоны.)

VII. Видеозарисовка

Идет без звука картинки слонов, на ее фоне идет беседа с учащимися:

– Ребята, что Вам известно об этих животных?

– Чем они привлекают людей?

– На с.218 прочитайте какими размерами обладал слон Томми?

VIII. Самостоятельная работа

– Посчитайте какая была высота, длина и масса слона. (По рядам таблица на доске.)

– Выразите в современные единицы измерения

  • I ряд – высота (2м 30см 6мм)
  • II ряд – длина (4м 90см 5мм)
  • III ряд – масса (1т 792кг)

– Почему папа в первую очередь обращает внимание на рост?

IX. Работа с текстом

Описание слона – с. 221 (читают учащиеся).

– Какой литературный прием использовал Куприн? (Сравнение, приведите примеры: ноги – столбы, хобот – змея…)

– Что помогло папе убедить немца? (У хозяина зверинца тоже есть дочь.)

– Почему слона везут ночью?

– Как рисует автор шествие слона?

– Какие другие строчки вам вспоминаются? (“По улицам слона водили…”)

– Где автор улыбается, рассказывая, как заманивали слона на 2-й этаж?

– Приведите пример цитаты: с.220 “Однако немец оказался хитрее…” (Действие немца с тортом.)

Х. Работа в тетрадях по чтению

1. Проверка домашнего задания с.67 №1.

2. Соберите рассыпанный план (гл.6)

  1. “Он пришел?”
  2. “Слон такой большой!”
  3. “Здравствуй Томми!”
  4. “Он очень любит булки!”
  5. “Давайте играть, Томми!”
  6. “Они пообедают вместе”
  7. “Знакомые уходят”
  8. “В ту ночь во сне…”
  9. “Я уже совсем здорова”

(3, 2, 4, 6, 8, 9, 7, 5, 1)

XI. Работа по тексту. Беседа

– Каким Надя хочет видеть слона? (Добрым, смешным.)

– Надя сама протягивает руку, о чем это говорит? (Доверие.)

– От чего получает удовольствие Томми? Только ли от съеденной булочки? (От общения.)

– Почему, описывая обед автор по очереди смотрит то на Надю, то на слона? (Они вместе, им хорошо.)

– Почему нам кажется, что Надя сама рассказывает о своем сне? (Лексика “женилась” на Томми – так говорят дети.)

– Что еще могло присниться Томми, кроме огромных тортов?

– Увидятся ли еще Надя и слон? Как вы думаете?

XII. Сообщение о Куприне (2 ученика)

1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.
Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.
А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борей Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.

2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.
“Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,0 , какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”

– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?
– В чем их важность?

Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

XIII. Работа над эпиграфом

– Предлагаю вам прочитать слова Д.Писарева, написанные на доске. (Дети читают.)

– Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я… (Д.Писарев)

– Как вы понимаете эти слова?

– О каком герое можно сказать, что он уважает человеческую личность? (Папа, немец, доктор…)

– Докажите. (Папа исполняет мечту; немец понимает папу; доктор советует порадовать Надю.)

– У вас были моменты, когда взрослые считались с вашими желаниями, с вашим “Я”?

– Приведите примеры.

XIV. Работа по детским иллюстрациям (выставка)

– Вспомните, какой эпизод соответствует рисунку.

XV. Работа над выработкой эмоциональной окраски текста

 

– Найди предложение, которое мог бы прочитать вот этот человечек.

XVI. Итог урока

– Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее.)

– Какие краски вы бы взяли, чтобы, передать настроение рассказа? (Теплые, светлые, яркие.)

– Совпало ли мнение автора и читателя? (Да, добро, тепло, искренность, мечта Куприна о теплых отношениях в детстве, этого у него не было.)

XVII. Домашнее задание

Тетрадь по чтению с. 68 № 2.