ЦРР – д/с № 136 “Остров сказок” образован в 1989 году. Он находится в центре одного из молодых микрорайонов старинного города Астрахани – города с многонациональным населением и богатой историей. Детскому саду 17 лет, но несмотря на молодой возраст нам есть чем и кем гордиться: сложившимися традициями, творческим коллективом, интересными наработками.
Три года назад, авторским коллективом нашего ДОУ Мячиной Л.К., Зотовой Л.М., Даниловой О.А., Алешкиной М.С. была создана программа для старших дошкольников “Маленьким детям – большие права”, которая представляет собой комплекс занятий, включающих ознакомление с правами, свободами, обязанностями ребенка во всех сферах жизни. Занятия проводятся в старших и подготовительных группах согласно календарно – тематического плана 1 раз в месяц. Между занятиями идет кропотливая предварительная работа по подготовке детей к усвоению нового материала и закреплению пройденного.
Воспитатели, работая по данной программе отмечают, что занятия, предложенные авторами, интересны, познавательны и для детей, и для взрослых. Разнообразные методы работы с детьми (игры с правилами, моделирование и анализ ситуации, импровизации, тематическое рисование, творческие задания с применением образца и др.) способствуют осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.
Особое удовольствие доставляет детям практическая работа в альбоме “Мои права”: раскрашивание символов, отгадывание головоломок, кроссвордов, печатание, выполнение разнообразных творческих заданий. Этот альбом является также нашим авторским детищем, которым мы гордимся и дорожим.
Радует тот факт, что воспитатели творчески подходят к каждому занятию, стараются привнести что-то свое. “Легко и интересно проводить занятия по данным разработкам, здесь все учтено”, – заявила однажды воспитатель подготовительной группы Закарьяева Ш.А. при очередном анализе проведенного ею занятия. Овладевая такими сложными понятиями, как обязанности, права, правонарушения, дети начинают понимать, что закон – это то, что помогает человеку нормально жить, что права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать: без прав нет справедливости.
Предлагаем вам, уважаемые читатели, конспект занятия, который наверняка убедит вас в том, что проводимая с детьми работа по правовому воспитанию увлекательна и вполне доступна для дошкольников.
“Расти здоровым”
(Ознакомление с правом на охрану здоровья и медицинское обслуживание.)
Цель. Развить представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государства в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены.
Материалы и оборудование. Медицинские принадлежности, демонстрационный материал “Если малыш поранился”, символ изучаемого права. Телефон, рабочая тетрадь “Мои права”, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа. Знакомство детей с профессией врача, экскурсии в медицинский пункт детского сада, в поликлинику.
Работа на занятии
В о с п и т а т е л ь. Здравствуйте, дети! А вы знаете, что слово “здравствуй” означает “будь здоров!”. Люди при встрече желают друг другу доброго здоровья. Хорошо, если, приветствуя человека, вы назовете его имя, улыбнетесь. Так вы подарите друг другу здоровье и радость.
Воспитатель задает детям вопросы:
– Что такое здоровье?
– Как можно сохранить и укрепить свое здоровье?
– Охарактеризуйте здорового человека (человек сильный, умный, стройный, счастливый, целеустремленный, ловкий, жизнерадостный, аккуратный, чистоплотный).
Упражнение на коррекцию речи с движениями.
Руки вверх и покачаем,
Словно деревце в саду.
Иль как пташечки порхаем,
“Ловим мошек” на ходу.
Дети и воспитатель выполняют соответствующие движения.
Игра “Неоконченные предложения”
– Я буду здоров, если буду … каждый день делать гимнастику.
– Я буду здоров, если буду … соблюдать правила личной гигиены.
– Я буду здоров, если буду … заниматься физкультурой.
– Я буду здоров, если буду … соблюдать режим дня.
– Я буду здоров, если буду … правильно и во время питаться.
В о с п и т а т е л ь. Хочешь быть здоров, прояви волю и терпение. Наше здоровье зависит от нас самих.
Знакомство детей с правом на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
В о с п и т а т е л ь. В Конвенции о правах ребенка записано, что у каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Этот символ (на нем изображен медицинский крест красного цвета) будет вам напоминать об этом праве. Вы постепенно растете, физически развиваетесь, но ваш организм недостаточно защищен от разных детских болезней. Поэтому детям необходима постоянная забота врачей, медицинская помощь. Ребенок имеет право на медицинскую помощь с самого рождения. Врач советует мамам, как нужно ухаживать за малышами, чем кормить, какие давать витамины, чтобы детишки росли крепкими.
О вашем здоровье заботятся ваши близкие, родные, воспитатели, государство, так как здоровье – главная ценность человеческой жизни.
– Охарактеризуйте больного человека (ленивый, мрачный, грустный, раздражительный).
– Какие детские болезни вам известны?
Вспомните и расскажите, как взрослые заботятся о вашем здоровье.
Д е т и. Взрослые нам дают знания о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, о том, как сохранить хорошее здоровье. Строят для нас спортивные школы и т.д.
Воспитатель и дети делают гимнастику.
В о с п и т а т е л ь. Все дети очень подвижны – любят бегать, прыгать и часто во время игры забывают о возможной опасности. Конечно, не стоит из боязни получить травму вовсе отказываться от подвижных игр, развлечений и занятий спортом. Но все же неплохо было бы соблюдать определенные правила, чтобы избежать несчастных случаев.
“Учимся оказывать первую медицинскую помощь”. Воспитатель предлагает детям решить следующие проблемные ситуации:
– “Резаная рана”, “Пищевое отравление”, “Ожог”, “Обморок”, “Солнечный, тепловой удар”, “Носовое кровотечение”, “Ссадина”.
Дети должны объяснить и продемонстрировать, как оказать первую помощь (с использованием демонстрационного материала “Если малыш поранился” и медицинских принадлежностей).
Воспитатель обращает внимание детей на то, как важно знать и уметь предпринимать необходимые действия в случае травм, объясняет, для чего человеку необходимо знать приемы оказания первой медицинской помощи. (Можем спасти здоровье и жизнь пострадавшему).
Игра – импровизация “Вызов врача”. Детям предлагается, используя алгоритм, вызвать врача на дом.
адрес —> фамилия, имя —> возраст —> жалобы
В о с п и т а т е л ь. Ребята, бережно относитесь к своему свободному времени, используйте его для укрепления здоровья, поддержания хорошего настроения. Заботьтесь о своем здоровье и своей безопасности. Вы обязаны вести себя так, чтобы не случилось беды.
Составление с детьми правил предупреждения несчастных случаев.
– Будь внимателен, не бегай сломя голову, чтобы не удариться о какой-либо предмет. Поиграв с игрушками, убери их на место. Не играй с острыми предметами.
Работа в тетради ( “Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание”).
Работа вне занятия. Просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”. Просмотр диафильма “Мойдодыр”.
Чтение: “Приключение Незнайки и его друзей” (глава “В больнице”) Н. Носова; “Человек заболел” И. Турчина; “Расти здоровым” (“Детская энциклопедия здоровья”)
Р. Ротенберга; “Главное чудо света” Г. Юдина; “Айболит” К. Чуковского.
Игры-беседы: “Кто нас лечит”, “Уход за зубами”, “Если нужно лечь в больницу”.
Индивидуальные беседы: “Что я знаю о своем здоровье”.
Ролевые игры: “Больница”, “Скорая помощь”, “Письмо больному другу”.
Совместная работа с родителями: придумывание знаков для охраны здоровья; проведение спортивных праздников и развлечений (“Солнце, воздух и вода – наши верные друзья”, “В гостях у Айболита”, “Веселые старты”); составление и соблюдение правил “Я не буду болеть, если …”.
Отгадывание загадок про полезные продукты.
Красна девица,
Каменное сердце. (Вишня)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Был ребенок –
Не знал пеленок,
Стал стариком –
Сто пеленок на нем. (Капуста)
И зелен,
И густ –
На грядке вырос куст.
Начали щипать –
Стали плакать и рыдать. (Зеленый лук)
Обсуждение:
– Что полезнее жевать – репку или жвачку?
– Почему нельзя есть грязными руками?
– Какие ситуации могут быть опасными для здоровья?