Цели урока:
1. Использование свойства углов треугольника при решении задач.
2. Совершенствование навыков при работе с измерительными инструментами.
3. Развитие логического мышления, воспитание патриотизма, чувства прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: модели треугольников, транспортир, рисунки орнаментов, фотографии деревянных домов с резьбой.
Формы общения: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Практическая работа. Свойство о сумме углов треугольника.
- Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа.
Учитель. Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и садитесь.
Мы продолжаем путешествовать по необъятным просторам Математики. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного.
Задание. Расшифруйте анаграмму.
(Орнамент)
Что изображается на орнаментах? Назовите виды орнаментов.
Кто использует в своей работе трафареты? (Возможные ответы учащихся - маляры, штукатуры, художники).
А что характерно для русского орнамента?
Мы говорили с вами, что русский орнамент противоречив. В нем вроде бы все просто, много свободного пространства. Сначала рисунки кажутся незатейливыми, но если всмотреться, то не хочется и глаз отводить. Где наиболее ярко выражен орнамент?
В деревянном зодчестве. Давайте еще раз посмотрим, как можно изобразить орнамент. (Рисунки орнаментов)
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Умели деды строить грады
И веси на Руси святой.
Стоят они, очей отрада,
Красой, равняясь с простотой.
На наших северных широтах
Видать для света и тепла,
Как солнышки ручной работы
Горят над ними купола.
(Демонстрация деревянных домов с резьбой)
Какие геометрические фигуры использовали мастера в своих работах?
Возможные ответы учащихся – окружность, четырехугольники, треугольники.
Мы с вами поговорим о свойствах одной из фигур.
Отгадайте загадку:
Ты на меня, ты на него
На нас всех посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три. (Треугольник)
Учитель. Все правильно, это треугольник. Какая фигура называется треугольником?
Назовите виды треугольников. Возможные ответы учащихся – остроугольный, прямоугольный, тупоугольный.
Какой треугольник называется прямоугольным, равнобедренным, равносторонним?
Как вы думаете, какова цель нашего урока? Возможные ответы учащихся – узнать новое о треугольниках, рассмотреть новые свойства.
III. Изучение нового материала.
Итак, тема урока “ Свойства углов треугольника”. Для изучения свойств треугольников выполним практическую работу. Но для работы необходимо иметь хороший глазомер.
Гимнастика для глаз. В разных местах доски прикреплены разные геометрические фигуры. Учитель называет фигуру, в это время учащиеся глазами должны найти ее.
Практическая работа (работа в парах).
Задание: учащимся выданы модели треугольников – остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, прямоугольный равнобедренный, равнобедренный, равносторонний. Измерить углы треугольников, найти сумму углов и сделать вывод. Измерения занести в таблицу.
Название треугольника |
Угол 1 |
Угол 2 |
Угол 3 |
Сумма углов треугольника |
Вывод о проделанной работе: сумма углов треугольника равна…
(Результаты могут получиться разными - 178°, 181°, 180°, 179°)
Учитель. Почему получились разные результаты?
Учащиеся. Плохо измерили углы, неправильно прикладывали транспортиры.
Учитель. Да, возможны погрешности при вырезании фигур, при измерении. Итак, делаем вывод о том, что сумма углов треугольника равна 180°. Оцените свою работу. Если вы считаете, что все выполнили правильно поставьте себе ; если есть ошибки, то ; и , если считаете, что не справились с работой.
Учитель. А зачем нам надо знать свойства геометрических фигур?
Учащиеся. Свойства геометрических фигур необходимы дл решения различных задач.
IV. Закрепление полученных знаний.
Задание № 1. Дан треугольник АВС. Угол А равен 26°, угол В равен 50°. Найти угол С.
Задание № 2. Дан равносторонний треугольник. Угол А равен 60°. Найти остальные углы.
Сформулируйте свойство углов равностороннего треугольника.
Задание № 3. Выполните самостоятельно. Дан прямоугольный треугольник. Один из углов равен 40°. Найти третий угол.
V. Физминутка.
Раз нагнуться – потянуться.
Два нагнуться – повернуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять, шесть тихо сесть.
VI. Закрепление полученных знаний.
Задание № 4. Используя свойство углов треугольника, заполните пустые клетки таблицы. Ответы расположите в порядке убывания. Каждому числу соответствует буква. Прочитав слово, вы узнаете, какой из инструментов является главным для мастеров деревянного зодчества.
угол 1 |
15 |
66 |
45 |
60 |
126 |
угол 2 |
14 |
27 |
|||
угол 3 |
60 |
45 |
60 |
А – 18°, Б – 53°, О – 60°, Р - 27°, О – 100°, К – 80°, Т – 105°, Т – 200°, П - 90°.
Правильный ответ показывается на доске. ( Т – 105°, О – 100°, П – 90°, О – 60°, Р - 27°)
Учитель. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу. Оценка “5” - правильны все пять ответов, “4” - четыре ответа, “3” - три ответа.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Для чего необходимы полученные знания?
Как вы думаете, какое будет домашнее задание?
Домашнее задание: 1. Можно ли использовать свойства треугольника при укладке паркета?
Если да, то, как это сделать. Изобразите решение задачи на рисунке.
2. Подумайте, а как найти сумму углов четырехугольника,
пятиугольника, шестиугольника? Многоугольника?
Рефлексия.
Мы погрузились в мир геометрических фигур, их свойств и увидели, как геометрия служит созданию красоты и удобства, т.е. того, что объединяет одним словом – гармония. Уходя с урока, изобразите свое настроение на мишени настроений.