Обучение в сотрудничестве

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение в сотрудничестве я рассматриваю как метод обучения, который предусматривает совокупность некоторых приёмов, объединённых общей логикой познавательной и организационной деятельности воспитанников. А это значит, что можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей.

Именно от этого факта авторов метода обучения в сотрудничестве я отталкивалась. Практика моей деятельности показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что это касается не только академических успехов детей, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто, что – то выполнять вместе.

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность и организованный кружок “Петрушка”

Организация обучения в сотрудничестве в малой группе предусматривает группу детей, состоящую из четырех – пяти человек (мальчиков и девочек, заинтересованных театрализованной деятельностью, возможно, одинакового или разного уровня развития). Изученная мною методика обучение в сотрудничестве (схема 1) обучение в малых группах (Р. Славин) помогла:

  • определить принципиальное отличие обучения в сотрудничестве от традиционного подхода к обучению;
  • сформулировать собственное отношение к организации театрализованной деятельности с детьми;
  • определить задачи;
  • подобрать детей в эту группу.

Я провела анкетирование родителей и беседы с детьми с целью изучения их интересов и подбора детей в кружок “Петрушка”.

Я понимала, что меня ждут некоторые трудности: недостаточно дать ребятам указание работать вместе, необходимо, как подчеркивает Р. Славин, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в совместной работе и, чтобы дети, были заинтересованы не только в своём успехе, но и в успехе товарищей. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в нашей группе. Знаете известное изречение мудрецов: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!” Суть как раз и состоит в том, чтобы каждый ребёнок захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности детей для меня не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методы работы с детьми над заданием. Чтобы у детей не терялся интерес к театрализованной деятельности, использовала в группе театрализованные игры: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

Использование театрализованных игр для развития коммуникативно – речевых навыков у детей я осуществляла по определённой системе, что предполагает её постепенное усложнение (схема 2). В связи с этим, всю работу я разделила на несколько этапов:

1 этап – (младший возраст), когда вся работа посвящена знакомству детей с художественными произведениями, в основном сказками.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью проводила игры “Наседка и цыплята”, “Медведица и медвежата”, “Зайчиха и зайчата”, а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывала игры по литературным произведениям: “Игрушки” А. Барто, “Котик и козлик” В. Жуковского.

Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Чтобы эта работа проходила ненавязчиво для детей, я предусматриваю разные виды их деятельности. Сначала знакомлю воспитанников со сказкой. Это может быть чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов или мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций.

Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (настольный театр, игры с персонажами сказок и т.п.).

Затем предусматриваю отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.

Когда подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры закончена, организуем разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

Эти игры провожу с учетом основных педагогических принципов: во-первых, избегаю излишней дидактики. Дети получают разумную свободу деятельности, что позволяет проявить творчество. Во-вторых, воздействуя на ребенка через игру, только на первых встречах учу играть, формирую технику игровых действий. В-третьих, использую продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), которые вносят существенный вклад в развитие личности ребёнка.

Итак, на этом этапе дети только приобщаются к миру театрализованных представлений путём участия в драматизациях литературных произведений и знакомство с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.

2 этап – (средний возраст), когда работа над литературными текстами продолжается, но большое внимание уделяется развитию эмоциональности у детей и невербальных качеств (мимика, пантомимика, жесты, движения).

На этом этапе дети учатся сочетать в роли движение и слово, и использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Для этого мы используем обучающие упражнения, например “Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе”, “Кто как разговаривает”.

С группой детей мы сначала драматизировали такие произведения, в которых небольшое количество действий (игры – инсценировки по русским народным песенкам и потешкам), затем простейшие сказки, используя настольный театр (сказка “Колобок”). Постепенно увеличивая как текст произведения, так и количество участников, действий.

3 этап – (старший возраст), когда продолжается работа над вышеперечисленными задачами и дополняется развитие коммуникативных навыков у детей (умение жить и работать в коллективе).

На этом этапе я использую рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой по работе со сказкой.

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения (“Веселые превращения”, игра – драматизация “Почему так”, творческая игра “Страна Вежливости”). Необходимо научить их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций как на основе сказок, так и создание проблем. Например, в сюжет сказки К. Чуковского “Телефон” включаем дополнительный сказочный персонаж (Золушка, Кот в сапогах) с просьбой о помощи или вводим в сказку в качестве одного из героев самого ребенка.

Поскольку именно в отрезке 5-6 лет идет процесс интенсивного морального развития, осознанного различения добра и зла и закрепления этих категорий за определенными художественными образами. Размывание этих образов может привести к размыванию этих основных этических представлений. Для этого направления следует брать те сказки, герои которых не имеют ярко выраженных индивидуальных характеров и биографий и характеризуются в сказке через свою отнесенность к определенной категории (Например “Заюшкина избушка”). У подобных персонажей вполне можно изменить характер, получив в результате поворот в событиях и отношениях.

Такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из знакомого литературного текста, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, изменить их поведение, придумать новый текст.

4 этап – (подготовительная группа) завершается обучение коммуникативно – речевым навыкам, большой упор делаю на проявлении творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми ставлю игровую проблему или просто называю тему, а содержание предлагают дети.

На этом этапе работу с группой провожу, используя разные методы и приёмы:

  1. Объясняю новый материал, а затем предлагаю детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например, “Что было бы…, если бы не светило солнце?… не было деревьев?…кругом была вода и т.д.). дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.
  2. Группе дается определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребёнок занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим ребёнком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитанник). При этом выполнение любого задания объясняется ребёнком вслух.
  3. Предлагаю детям сочинить продолжения к сказке. Вместе с детьми вспоминаем сказку (можно использовать рассказывание по кругу). Затем я спрашиваю у детей: “А что потом?…”).

Работая над совершенствованием системы использования сказок для гармоничного развития детей, мною была апробирована специальная универсальная модель работы со сказкой (Л.Б. Фесюкова). Она выглядит следующим образом:

  1. Нравственный урок и воспитание добрых чувств.
  2. Речевая зарядка.
  3. Развитие воображения и мышления.
  4. Сказка и экология.
  5. Сказка развивает руки.

Таким образом, нравственное развитие в данном случае дает возможность детям учиться жить среди людей, общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать.

Приложение (схема 1, схема 2)