“Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку”
А.И. Буренина
Музыка и движение – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движение. Всё это постепенно воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображению, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
Основными задачами моей работы являются:
- увлечь, заинтересовать музыкой;
- воспитывать у ребёнка начало музыкальной культуры;
- дать необходимые двигательные навыки;
- дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела;
- способствовать гармоничному развитию души и тела ребёнка;
- развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребёнка по средствам музыкально – ритмических движений;
- способствовать общему развитию детей.
Не все дети дошкольного возраста владеют своим телом, тело ребёнка не всегда его слушается, а навыки приходят постепенно. Владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко, выразительно передавать его эмоциональное состояние, которое она вызывает у детей.
Подбор музыки из числа не сложных, но высокохудожественных этюдов и пьес, органическая связь их с движением, определяется тем, что каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него этюд или отрывок – всё это делает музыку одним из важных слагаемых.
В своей работе я использую этюды Алексеевой Л.Н., которые как раз являют собой пример “органической связи музыки и движения”, адекватного “перевода” языка звуков на язык движения.
Считаю совершенно необходимым подчинить все переходы движений в гимнастическом этюде всем мелодическим и ритмическим вариациям избранной музыки – это необходимо для того, чтобы ритмические упражнения давали художественное удовлетворение занимающимся.
Для создания атмосферы увлеченности на занятиях я использую разговорно – игровой метод, который позволяет естественному проникновению ребёнка в художественный замысел, настраивает его на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом. Выразительная разговорная речь, будучи очень тесно связанной с движением и с музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который накрепко связывает движение и музыку.
Я убеждена, что даже самые лёгкие начальные упражнения и этюды должны представлять собой и восприниматься ребёнком, как законченный “художественно-смысловой образ”, а не простое механическое “сцепление” различных движений, которые он бездумно повторяет.
Конечно, характер занятий, как и характер и направленность упражнений и этюдов, зависит от возраста детей и от степени постижения ими музыки и движения.
Во-первых, подбор упражнений, гармонически развивающихся детей, т.е. равномерно и соразмерно “прорабатывающих” всё их тело.
Во – вторых, детей с самых первых занятий, приучаю к выполнению упражнений в “естественной форме движения”.
В-третьих, большое внимание обращаю на эмоциональную насыщенность занятий, которая достигается, а это значит как особой подачей упражнений, так и методом проведения занятий.
Используя обычные упражнения общеразвивающего характера, превращаю их в законченные, органически сочетающиеся с музыкой этюды различной трудности, которые сами по себе дают художественную радость и удовольствие.
Учитывая все выше сказанное, я разработала тематический план кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Положительными результатами работы считаю ежегодное участие детей кружка в городских фестивалях детского творчества “Семицветик”, “Полярная звездочка”.
Тематический план занятий кружка “Весёлый каблучок”
Старшая группа
№ |
месяц |
Виды деятельности |
Задачи |
Репертуар |
1. |
Сентябрь – октябрь |
2. Прыжковые движения: подскоки, прямой галоп. 3. Упражнения на построения и перестроения 4. Имитационные движения 5. Музыкальная игра |
Координация движения рук и ног. Уметь согласовывать свои движения с музыкой, передавать динамические оттенки. Координация движений, ориентировка в пространстве. Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ. Развитие творческого воображения, эмоциональности. |
Марш Ф. Шуберт “Игра в жмурки” Р. Шуман “Цирковые лошадки” “Юмореска” А. Дворжак “Стирка” “Тучи, молния, гром” “Ворон” (п. и. п.)
|
2. |
Ноябрь |
1. Вводные упражнения: ходьба с
остановкой, приставным шагом, на пятках и носках. 2. Плясовые движения: хороводный, дробный шаг. 3. Имитационные движения (рече-двигательные упражнения) 4. Танцевальные движения: дробный шаг, переменный шаг с полуприседом. 5. Музыкальная игра. |
Развитие слухового внимания, координации движений; различать динамические оттенки музыки Выполнять различные плясовые движения. Выполнять имитационные движения, передавая игровой образ; развитие эмоциональности. Упражнять в плясовых движениях. Развитие творческого воображения. |
“Пойду ль я, выйду ль я” (р.н.м.) Ф. Шуберт “Экасез” “Волынка” И.С. Баха “Возле речки, возле моста” (р.н.м.) “Колоть дрова” “Ветер, дождь, пузыри” (без муз.) Р. Рустамова “Под яблонькой” |
3. |
Декабрь – январь |
1. Ходьба вперед, назад, с высоким
подниманием колен. 2. Плясовые движения. 3. Пальчиковые игры “Танцы рук” 4. Пластические этюды “Ночное небо и звезды” 5. Массажная игра. |
Учиться различать громкую и тихую музыку; развивать умение переключаться с одного вида движения на другой; учиться различать характер музыки. Придумать пляску, комбинируя знакомые плясовые движения. Развитие мелкой моторики, переключение с одного вида деятельности на другой. Развитие творческой фантазии. Расслабление мышц рук и ног. |
Марш М. Робер Н. Римский-Корсаков “Золотой петушок” (фрагмент) “Плясовая” А. Лядов “Веселые дети” “Пять обезьянок” “Улитка” песня без слов. Муз. Ф. Мендельсен. “Зайкин огород” |
4. |
Февраль – март |
1. Ходьба с ускорением и замедлением
темпа. 2. Упражнения с предметами (мячом, перекатывание мяча). 3. Музыкально-ритмичные композиции. 4. Пантомима. 5. Игра со словами. |
Те же Развитие у детей внимания, слушать музыку. Развитие образного мышления, выразительности движений; формирование навыков кружения на месте на носках, способности к импровизации. Развитие творческого воображения, пластики движений, эмоциональности; согласование движений с темпом. |
Те же Музыкально-ритмичные задания “Мячик”, “Волшебный цветок” “Пирожки” “Анко – дранко” |
5. |
Апрель – май |
1. Ходьба под музыку в заданном темпе;
смена ходьбы при смене темпа музыки. 2. Музыкально – ритмичные композиции 3. Упражнения на развитие мышц рук и ног (ритмо-речевые упражнения) 4. Танцы в стиле “Мюзикл” 5. Сюжетные танцы. |
Развитие чувства музыкального темпа. Развитие музыкальности, способности к импровизации, мягкости и плавности движений. Отработка правильного дыхания, различные музыкальные фразы и их выполнение, плавный подъем рук. Развитие чувства ритма, слуха, речи. Развитие эмоциональности, отработка элементов парного танца |
Праздничные вечера, развлечения. Упражнения с цветами Г. Гладкова “Кот-царапка” Боромыковой “Добрая фея” “Плавный подъем рук” “Ветер и эхо” сл. Пляцковского “Трик – трак” (рус. фольклор) “Смехота” “Солнечный зайчик” муз. Равоса и Нилссон |
Тематический план занятий кружка “Весёлый каблучок”
Подготовительная группа
№ |
месяц |
Виды деятельности |
Задачи |
Репертуар |
|
1. |
Сентябрь |
1. Ходьба (бодрый шаг, спокойный; высокий
шаг, шаг на носках, пружинистый) 2. Пальчиковая разминка “Танцы рук” 3. Музыкально-ритмичные композиции 4. Музыкальная игра. |
Координация движений, ориентировка в пространстве относительно друг друга. Развитие мелкой моторики. Формирование навыков ходьбы, исполнение ритмичных подскоков, развитие чувства ритма, координации движений. Развитие танцевального творчества, импровизация внимания. |
Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский “Грустная песенка” П. Чайковский “Домовой”, “Круглый кот”, “Лисичка-сестричка” Марш “Вместе весело шагать” В. Шаинский “Запрещенное движение” |
|
2. |
Октябрь |
1.Упражнения (основные, шаг, бег, подскоки) 2. Музыкально-ритмичные композиции. 3. Музыкальные и пластические этюды. 4. Музыкальная игра |
Научиться переключаться с одного ритма в другой. Развитие музыкальности, умение координировать свои движения с музыкой; развитие чувства ритма, внимания, памяти. Развитие творческого воображения, фантазии; самостоятельно создавать пластический образ. Развитие музыкального слуха, выразительных движений, творческого воображения. |
Марш “Щелкунчик” Бег “Счастливое детство” Марш “Утки”, “Скакалка” “Цыплята” (азербайджанская народная песня) “Красная шапочка” муз. А. Рыбникова “Цветы спят” муз. Григ (Песня Сольвейг) “Козочки и волк” (программа Буренина) муз. из к/ф “Звуки музыки”. |
|
3. |
Ноябрь |
1. Музыкальные движения,
упражнения. 2. Образные упражнения под слово (поговорки) 3. Музыкально-ритмичные композиции 4. Сюжетные танцы 5. Музыкальная игра |
Развитие общей моторики, координация движений рук и ног. Развитие творческого воображения; развитие эмоциональности. Развитие чувства ритма, координации движений, памяти, внимания; развитие способности к импровизации. Научиться передавать характер музыки, двигаться легко, изящно, менять направление движений под музыкальные фразы. Научиться согласовывать свои движения с характером музыки. |
“Часы” “Мы петрушки” “Маляры”, “Кошка”, “Качели”, “Сапожок” “Кот Леопольд” муз. Б. Савельева “Три поросенка” Н. Ефремова “Ни кола, ни двора” Танец “Осенних листочков” муз. из к/ф “Щербургские зонтики”. “Игра с султанами” “Во саду ли в огороде” обр. Н. Римского-Корсокого русский народный танец “Барыня” |
|
4. |
Декабрь |
1. Упражнения на построение в шеренгу, колону. 2. Рече-двигательные упражнения 3. Музыкально-ритмичные композиции 4. Танцевальная импровизация 5. Музыкальная игра |
Научиться изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального произведения; переключаться с одного вида движений на другой. Движение группой в заданном темпе; сопровождение движений вперед жестами и звуками; координация движений. Развитие выразительных движений, формирование навыков кружения на подскоках, развитие памяти и внимания. Развитие танцевального творчества Согласовывать движения с музыкой |
“Шествие кузнечиков” С. Прокофьев Экосез № 2 Ф. Шуберт “Острова” “Обезьянки” “Мячик” муз. М. Минкова “Снежинки” муз. Шопена (ноктюрн) “Мячики и дети” “Полька” Глинка |
|
5. |
Январь |
1. Упражнения на построение и перестроение 2. Музыкально-ритмичные упражнения с перестроением 3. Сюжетно-образные движения, имитация 4. Танец сюжетный. 5. Хороводная игра |
Свободно ориентироваться в пространстве; перестраиваться из положения “врассыпную” в круг. Тренировка направленности слуха, чувства ритма, координации движений рук и ног. Развитие образности мышления, эмоциональности. Научиться передавать ритм музыки хлопками, согласовывая свои движения рук и ног. Развитие сообразительности, согласовывая свои движения с движениями партнеров, пением. |
“К нам приходит Новый Год” В. Перчик “Кто живет в лесу” муз. И. Манукян. “Хлопушки” Н. Кизевальтер “Метелица” |
|
6. |
февраль |
1. Комплекс гимнастических
упражнений 2. Упражнения с предметами (с мячами, с флажками) 3. Музыкально-ритмичные композиции. 4. Игры и хороводы. |
Развитие ритмичности, точности движений. Развитие мелкой моторики, эмоциональности. Развитие выразительных движений, творческого воображения, способности к импровизации, быстроты реакции, координации движений. Свободно ориентироваться в пространстве; передавать в связи с музыкой игровые образы; заканчивать движения с окончанием музыки. |
Муз. Ф Шуберта “Марш”, “Вальс” Экосез №3, №4 Упражнения с мячами “Как у наших у ворот” (р/н песня) “Вальс” Глинки Свиридов “Военный марш” “Кукляндия” муз. П. Овсянникова “Мячик” муз. М. Минкова. “Мы военные” Л. Сидельникова хоровод “В лесу” |
|
5. Музыкальная игра. | Развитие устойчивости внимания |
“Запрещенное движение” |
|||
7. |
Март |
1. Упражнения (основные плясовые с
элементами народных плясок). 2. Перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротики, спираль). 3. Пляска – игра. Парный танец. 4. Танец тройками. 5. Упражнения на расслабление. |
Передавать в пластике музыкальный образ. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Научиться различать две разнохарактерные части песни. Разучивание. Развитие чувства ритма, координации движений, внимания, памяти. Расслабление мышц рук и плечевого пояса по контрасту с напряжением. |
“Полька” (хорв. н. м.) “Гопак” (укр. н. м.) “Русская плясовая” В. Золотарева. Русские народные песни “У нас в округе”, “Милый мой хоровод”. “Приглашение” “Гречаныки” (укр н. п.) “Кадриль” Упражнения: “Силачи”, “Пушинки” |
|
8. |
Апрель |
1. Упражнения основные, элементы
плясок. 2. Музыкально-ритмичные упражнения. 3. Имитационные движения. 4. Танец тройками. 5. Расслабление. |
Те же Умение быстро перестраиваться в пространстве, развитие чувства ритма, быстроты реакции. Развитие эмоциональности, раскрепощение мышц, развитие мелкой моторики. Закрепление танцевальных композиций. Полное расслабление мышц тела по контрасту с напряжением. |
Те же “Полька” муз. Арскос (болгар. пляс. мелодия) “Лошадка”, “Жуки”, “Аист”, “Лягушка”. “Кадриль” “Отдых в тени” “Загораем” |
|
9. |
Май |
1. Музыкально-ритмичные
композиции. 2. Рече-двигательные упражнения. 3. Музыкально-пластические этюды 4. Танцы сидя. 5. Танец игра. |
Повторение разученных танцев, композиций. Сопровождение речевого упражнения жестами и звуками Развитие фантазии, мышления Развитие координации движения рук и ног. Развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, коммуникативных качеств, способности к импровизации |
“Кукляндия” “Танец с султанчиками” “Три поросенка” “Вот взяла лисичка скрипку” “Два дружка – два петушка” “Клоуны” муз. Конкан “Дам доди” “Найди себе пару” муз М. Спадавеккла “Добрый жук” |