Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.
Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний
Примерное содержание образования старших дошкольников в системе гражданского воспитания
Представления |
Знания |
Содержание |
Правосознание | Знание прав и обязанностей человека. Усвоение понятий: суд, правонарушение, расследование, право, закон, законопослушание. |
Знакомятся с Конвенцией о правах
ребенка. Запоминают права ребенка, могут их
назвать. Соблюдают правила поведения в группе в игровых и реальных ситуациях. Могут назвать основные законы государства. |
Гражданство | Знание символов государства – гимн,
флаг, герб. Дети имеют определенное отношение к
истории государства, которое выражается во
внимании к культурным традициям. Усвоение понятий: дума, посол, гражданство, государство. |
Дети учатся ориентироваться на карте
мира, глобусе. Учатся показывать на карте свою страну, город. Узнают флаг, герб своего государства среди символов других государств. |
История | Знания о национальных героях, истории
национальных святынь, традициях своей страны. Усвоение понятий: Родина, Отечество, патриот, гражданин. |
Знакомятся с разными историческими
событиями. Учатся строить хронологическую
последовательность. Знакомятся с выдающимися деятелями отечественной культуры. |
Толерантность | Знают, что люди бывают разной
национальности и имеют разный уровень жизни. Все
люди имеют одни и те же права и обязанности. Усвоение понятий: национальность, национальные отношения, терпимость. |
Знакомятся с другими национальностями. |
Культура | Знают систему обычаев своего и других
народов. Усвоение понятий: национальный костюм, обычаи, традиции |
Знакомятся с обычаями, праздниками,
традициями в одежде, еде, играми других
национальностей. Знакомятся с народными инструментами различных национальностей. Могут назвать игры разных народов. |
Сообщество | Владеют основными понятиями о
сообществах (семья, друзья, соседи, группа), в
которых действуют различные правила и законы. Усвоение понятий: общество, обязанности, чувства. |
Обмен услугами в рамках разделения
труда. Учатся приемлемым способам взаимодействия: договор, компромисс, убеждение. Принимают правило как общую договоренность. Знакомятся с правилами в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации. |
Окружающая среда |
Имеют представление о взаимосвязи и
взаимозависимости живых существ, населяющих
планету. Усвоение понятий: гуманность, любовь к Родине, среда |
Сравнивают объекты и явления природы по
признакам сходства и различия. Стремятся создать благоприятные условия для живых существ. Эмоционально откликаются, проявляют эстетические переживания в процессе общения с природой. |
Идентичность и эмпатия | Дети понимают и принимают, что у людей
есть общее и различное. Усвоение понятий: уникальность, взаимопомощь, семья. |
Празднуют общие праздники, уважают чужие традиции, язык, культуру. |
Выбор | Знают причинно-следственную
зависимость собственного поведения и поведения
других. Усвоение понятий: выбор, ответственность, поступок, последствия. |
Учатся выделять ситуацию, в которых
существует несколько возможностей для принятия
решения, и выбирают одну из них. Учатся прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других. |
Занимаясь воспитанием основ гражданственности у старших дошкольников в условиях многонационального региона, мы преследуем следующие цели:
- Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.
- Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии.
2. Развитие “Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации.
3. Содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека - гражданина.
4. Изменение менталитета педагогов и родителей, повышение их политической и правовой культуры.
5. Знакомство старших дошкольников с культурно — историческим наследием страны, региона.
6. Обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению.
7. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.
В результате систематической целенаправленной воспитательной работы у детей сформировывались элементы, начальные идейные направленности их развивающегося сознания. Работа по реализации задач осуществлялась в трех направлениях: педагоги, родители, дети.
Блок “Педагоги”
Реализация работы по гражданскому воспитанию начиналась с подготовительной работы педагогического коллектива. Подготовка осуществлялась администрацией ДОУ, психологом и проходила в несколько этапов:
1. Психологический (повышение мотивации педагогов на участие в инновационной деятельности)
2. Организационный (подбор педагогических кадров, участвующих в реализации программы; распределение обязанностей для всех сотрудников; создание творческих инициативных групп по направлениям: правовое, эколого-краеведческое, историко-национальное, патриотическое.)
3. Профессиональный (изучение международного опыта в области гражданского воспитания, накопление практического материала, проведение тематических педсоветов, семинаров, создание авторских программ.)
Перед администрацией встала одна из задач – установление добрых отношений, которые снимут напряженность и страх быть не понятыми, создадут позитивную обратную связь. На этом этапе проведен ряд предварительных мероприятий:
- Психологические тренинги личностного роста.
- Групповые и индивидуальные консультации.
- Посещение и анализ открытых занятий.
- Оказание методической помощи при реализации программы.
- Проблемно-деловые игры.
Прививая детям умения межличностного общения, мы одновременно совершенствовали эти же умения у педагогов. Работа с детьми преследовала цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Работа с педагогами сводилась к подготовке их к собственному общению с детьми и к обучению детей умениям межличностного общения.
Блок “Родители”
Взаимодействие с родителями проходило в несколько этапов:
- Диагностический (использование методов психологической диагностики с целью выявления степени удовлетворенности родителей инновационной деятельностью педагогов)
- Информационный (предоставление интересующей информации, тематических консультаций)
- Обобщающий (подведение итогов, предоставление возможности принимать участие в выработке решений, входить в состав различных органов, решающих важные вопросы жизни ДОУ)
Блок “Дети”
Методы и приемы гражданского воспитания, используемые педагогами, разнообразны, но обязательно учитывали психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений. Педагоги учитывали, что воспитывать любовь к Родине - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.
Педагоги стремились к тому, чтобы дошкольник овладел определенными знаниями (о правах человека, о государстве, об основных документах, о выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.)
Работа по гражданскому воспитанию требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса в целом.