В дошкольном детстве соблюдение прав ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Мы, педагоги, нередко сталкиваемся с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Эти проблемы подтолкнули меня к поиску новых форм работы с детьми.
С этой целью мною совместно с педагогом-психологом учреждения был разработан и апробирован практический курс “Страна эмоций”. В основу курса был взят нетрадиционный подход к сказке.
В процессе слушания ребёнок получает различную информацию. Во – первых, он узнаёт ЧТО или О ЧЁМ говорится. Во – вторых, КТО говорит. Наконец, КАК говорится, т.е. с каким эмоциональным отношением. Эмоциональный контекст речи созвучен её логическому смыслу и значительно его усиливает. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность.
Практический курс “Страна эмоций” разработан для использования при работе с эмоционально-волевой, а также коммуникативной сферой ребенка и выполняет следующие задачи:
1. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка:
2. Коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере:
Данные занятия ориентированы на развитие осознания своих эмоциональных состояний, умения назвать, обозначить свои чувства, на формирование умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их, признавая за собой право, испытывать чувства, причем как позитивные, так и негативные. Последнее особенно важно для формирования позитивной самооценки, а также самовосприятия ребенка. Это позволяет создать оптимальные условия для безопасного самораскрытия ребенка, исследования им собственных чувств, обозначенных трудностей, с которыми он сталкивается, как проблем, которые он может решить, справиться с которыми ему по силам.
На каждом занятии присутствуют сказочные персонажи, каждый из которых соответствует эмоциональному состоянию, как положительному, так и отрицательному.
Предлагаемый состав эмоций (как отрицательных, так и положительных) может изменяться и дополняться в процессе работы
В процессе коррекционно-развивающей работы даже самые “вредные” эмоции преподносятся в виде забавных и неопасных персонажей; ребенок дистанцируется от них: я не “жадный”, а “я встречал Жадину – Недамку”.
Свою работу по данному направлению я проводила под руководством педагога – психолога ДОУ. Нами были выбраны совместные формы работы.
Формы работы педагога и педагога-психолога:
- Изображение, проигрывание поведения выбранного персонажа. Здесь большую роль играет преувеличение качеств конкретного персонажа, проявлений его сущности в поведении.
- Сочинение сказки, главным героем которой является выбранный персонаж. Взрослый принимает активное участие в сочинительстве, направляя сюжет сказки. Эта сказка заранее ориентирована на счастливый конец.
- Рисование выбранного персонажа. Нередко дети сами хотят нарисовать данного персонажа, но уже таким, каким его видят они. Если такого желания не возникает, можно задать вопрос: “Как ты думаешь, а как может выглядеть твоя Лень? Попробуй вспомнить и нарисовать его”.
Цель: Формирование у дошкольников старшего дошкольного возраста способности осознавать и принимать свои эмоции, вступая с ними в непосредственный контакт, узнавая их и знакомясь с ними заново, изучая и исследуя.
Занятия: в игровой форме.
Правила проведения занятий:
- Добровольное участие в них детей.
- Занятия проводятся регулярно, 2 раза в месяц.
- Занятие проводится: для старшей и подготовительной группы – 20 - 30 минут.
- Во время занятий соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Оценка успешности занятий:
- Диагностика:
- беседы;
- наблюдение;
- рисование.
- Отзывы родителей.
Многолетний опыт в данном направлении позволяет сказать, что умение распознавать и принимать свои эмоции, рождает у детей духовную близость и доверие, даёт свободу и право на выражение переживаний, обогащает и расширяет диапазон средств, расцвечивающих его чувственный мир новыми яркими впечатлениями.
Литература:
- Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль. 1996г.
- Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. Ярославль. 1997г.
- Чистякова М.И. “Психогимнастика”.М. Просвещение.1995г.
- Использовали материалы лекций и рекомендации педагогов университета им. Р. Валленберга.
- Громова Т.В. “Страна эмоций”, М. УЦ “Перспектива”, 2002 г.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. и др. “В мире детских эмоций”, М. Айрис Пресс, 2004 г.
- Под ред. Дьяченко О.М. “Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей”, М. Пр. 1991г.
- Л.М. Шипицына и др. “Азбука общения”. СПб. Детство-пресс, 1998 г.