Урок русского языка в 4-м классе (1–4) по учебнику А.В. Поляковой "Русский язык"

Разделы: Начальная школа


Тема. Спряжение глаголов. Глаголы – исключения.

Цели урока:

  • Учить правильно писать безударные окончания глаголов.

  • Познакомить с глаголами – исключениями.

I. Оргмомент.

II. Чистописание.

1. – Прочитайте слова, которые записаны на доске.

Ходить, писать, любить, синеть, пилить, рисовать.

Чем похожи слова? (Глаголы в начальной форме).

На какие группы их можно разделить? (Глаголы I и II спряжения).

Прочитайте глаголы II спряжения. (Ходить, говорить, пилить).

Почему? (Суффикс и.)

Прочитайте глаголы I спряжения (Писать, синеть, рисовать.)

Почему? (Другие суффиксы.)

Назовите гласную, которая повторяется в личных окончаниях глаголов I спряжения. (Гласная “е”).

Назовите гласную, которая повторяется в личных окончаниях глаголов II спряжения. (Гласная “и”).

2. Напишите эти буквы. (Ученики пишут эти буквы, чередуя их).

3. – Определите тему сегодняшнего урока. ( Сегодня будем учиться определять спряжение глаголов и правильно писать их окончания).

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Работа с учебником. (с. 98, Упр. № 152)

– Прочитайте упражнение.

– Что прочитали? (Текст).

– Почему так считаете? (Несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённом порядке).

– О чём говорится в тексте? Какова его тема? (В тексте говорится о заре).

– Что обозначает это слово? Выберите и прочитайте нужное значение. (Работа с толковым словарём С.И. Ожегова).

1-е значение – Смена цветов неба, сопровождающая заход и восход солнца.

– Какие устойчивые словосочетания (фразеологизмы) вы знаете с этим словом?

От зари до зари (С утра до вечера)

Ни свет, ни заря (Очень рано).

– Придумайте словосочетания с этим словом. (Утренняя заря, вечерняя заря).

– О какой заре идёт речь в тексте? (О вечерней).

– Озаглавьте текст (Вечерняя заря).

– Найдите образные слова в тексте (Румяное небо – розовое).

– Найдите олицетворения в тексте (Лес засыпает, солнце село).

– Говорят “солнце село”, а ещё говорят “солнце всходит и заходит”

2. Сейчас мы узнаем, почему так говорят, прочитав текст “Почему солнце восходит и заходит” в книге “Солнце” из серии “Что есть что”, с.12.

– Вы должны внимательно слушать текст и найти в нём словарные слова.

– Что же является причиной восхода и захода солнца? (Наша Земля каждый день совершает один оборот вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты, а другой раз на – на тёмной.)

– Какие словарные слова встретились в тексте? (Восток, запад, горизонт, Россия)

– Записать слова, объяснив орфограммы.

– Что можете сказать о словах восток – запад? (Антонимы)

– Спишите с доски предложение, подчеркните орфограммы.

С горы открылся широкий горизонт. (Взаимопроверка).

3. – Придумайте задание к упр. № 152. ( Выписать слова с пропущенными буквами и вставить эти буквы, разделить слова с пропущенными буквами на группы, выписать глаголы настоящего времени, вставить пропущенные буквы и доказать написание этих букв).

– Какое задание лучше? (Третье, так как соответствует теме урока).

– В какой части слова пропущены буквы? (В окончании).

– Какое слово лишнее? (Опушки, так как это имя существительное).

– Выписать слова, вставить буквы, доказать их написание.(Самостоятельная работа)

– Чем похожи все эти глаголы? (У них безударные окончания. Все эти глаголы настоящего времени.)

– Какие шаги использовали в работе? (Образовывали начальную форму, смотрели на суффикс, по суффиксу определяли спряжение, выбирали гласную и писали её.)

– Прочитайте глаголы с гласной “е” в окончании (отыскиваете, темнеет, синеет, засыпает – это глаголы I спряжения).

– Прочитайте глаголы с гласной “и” в окончании. (входите, переходит – это глаголы II спряжения).

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

1. Упр. № 153. Как определить не читая текст ли это? (Нет, так как предложения пронумерованы).

– Прочтите выделенные слова. Определите часть речи. (Глаголы).

– Выпишите их столбиком, пропустив строку.

– Выделите окончания.

– На какое спряжение указывают личные окончания глаголов?

– Какой общий признак у всех окончаний? (Безударные).

– Образуйте неопределённую форму от каждого глагола и определите спряжение по неопределённой форме.

– Что заметили? (Думали одно, а получили другое. Изменилось спряжение).

зависят II – зависеть I
дышите II – дышать I
держат II – держать I
вертит II – вертеть I
ненавидим II – ненавидеть I
обидят II – обидеть I
смотрите II – смотреть I
терпят II – терпеть I
бреют I – брить II
стелет I – стелить II

– Почему же такое получилось? (Это – новое правило. Эти слова не попали в правило. Это исключения.)

– Верно, это глаголы – исключения. Это тоже тема нашего урока. На пропущенной строке напишите глаголы – исключения).

2. – Читаем правило на с. 99.

– Эти глаголы легко запомнить, выучив рифмовку.

Ко II – му спряжению

Отнесём мы без сомнения

Все глаголы, что на – ИТЬ,

Исключая, БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

А ещё СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ,

СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ, но ТЕРПЕТЬ.

VI. Закрепление.

1. Упр. № 154. Проспрягать глагол смотреть.

2. Домашнее задание. Выучить рифмовку. С.100, упр. № 154. Проспрягать глагол видеть.

3. Из слов составить предложение , записать его и разобрать по членам предложения и частям речи.

Берёзки, метели, под, в, лесу, дремлют, напевы, и, ели. (В лесу под напевы метели дремлют берёзки и ели.)

4. Прочитайте цепочку слов. Исключите из цепочки лишние слова по какому – либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.

Тихий – лишнее слово, так как это прилагательное, а остальные слова – глаголы.

Вздыхает – лишнее слово, так как это глагол единственного числа, а остальные множественного.

Испортят – лишнее слово, так как это глагол будущего времени, а остальные настоящего.

Рыбачат – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные I.

Дремлют – лишнее слово, так как в корне слова нет безударной гласной, а в слове зеленеет их две.

4. Разберите слово зеленеет по составу и проверьте безударные гласные в корне слова.

5. У глаголов какого спряжения такая же гласная пишется в окончании?

VII. Итог урока.