Тема. Спряжение глаголов. Глаголы – исключения.
Цели урока:
Учить правильно писать безударные окончания глаголов.
Познакомить с глаголами – исключениями.
I. Оргмомент.
II. Чистописание.
1. – Прочитайте слова, которые записаны на доске.
Ходить, писать, любить, синеть, пилить, рисовать.
– Чем похожи слова? (Глаголы в начальной форме).
– На какие группы их можно разделить? (Глаголы I и II спряжения).
– Прочитайте глаголы II спряжения. (Ходить, говорить, пилить).
– Почему? (Суффикс и.)
– Прочитайте глаголы I спряжения (Писать, синеть, рисовать.)
– Почему? (Другие суффиксы.)
– Назовите гласную, которая повторяется в личных окончаниях глаголов I спряжения. (Гласная “е”).
– Назовите гласную, которая повторяется в личных окончаниях глаголов II спряжения. (Гласная “и”).
2. – Напишите эти буквы. (Ученики пишут эти буквы, чередуя их).
3. – Определите тему сегодняшнего урока. ( Сегодня будем учиться определять спряжение глаголов и правильно писать их окончания).
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Работа с учебником. (с. 98, Упр. № 152)
– Прочитайте упражнение.
– Что прочитали? (Текст).
– Почему так считаете? (Несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определённом порядке).
– О чём говорится в тексте? Какова его тема? (В тексте говорится о заре).
– Что обозначает это слово? Выберите и прочитайте нужное значение. (Работа с толковым словарём С.И. Ожегова).
1-е значение – Смена цветов неба, сопровождающая заход и восход солнца.
– Какие устойчивые словосочетания (фразеологизмы) вы знаете с этим словом?
От зари до зари (С утра до вечера)
Ни свет, ни заря (Очень рано).
– Придумайте словосочетания с этим словом. (Утренняя заря, вечерняя заря).
– О какой заре идёт речь в тексте? (О вечерней).
– Озаглавьте текст (Вечерняя заря).
– Найдите образные слова в тексте (Румяное небо – розовое).
– Найдите олицетворения в тексте (Лес засыпает, солнце село).
– Говорят “солнце село”, а ещё говорят “солнце всходит и заходит”
2. Сейчас мы узнаем, почему так говорят, прочитав текст “Почему солнце восходит и заходит” в книге “Солнце” из серии “Что есть что”, с.12.
– Вы должны внимательно слушать текст и найти в нём словарные слова.
– Что же является причиной восхода и захода солнца? (Наша Земля каждый день совершает один оборот вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты, а другой раз на – на тёмной.)
– Какие словарные слова встретились в тексте? (Восток, запад, горизонт, Россия)
– Записать слова, объяснив орфограммы.
– Что можете сказать о словах восток – запад? (Антонимы)
– Спишите с доски предложение, подчеркните орфограммы.
С горы открылся широкий горизонт. (Взаимопроверка).
3. – Придумайте задание к упр. № 152. ( Выписать слова с пропущенными буквами и вставить эти буквы, разделить слова с пропущенными буквами на группы, выписать глаголы настоящего времени, вставить пропущенные буквы и доказать написание этих букв).
– Какое задание лучше? (Третье, так как соответствует теме урока).
– В какой части слова пропущены буквы? (В окончании).
– Какое слово лишнее? (Опушки, так как это имя существительное).
– Выписать слова, вставить буквы, доказать их написание.(Самостоятельная работа)
– Чем похожи все эти глаголы? (У них безударные окончания. Все эти глаголы настоящего времени.)
– Какие шаги использовали в работе? (Образовывали начальную форму, смотрели на суффикс, по суффиксу определяли спряжение, выбирали гласную и писали её.)
– Прочитайте глаголы с гласной “е” в окончании (отыскиваете, темнеет, синеет, засыпает – это глаголы I спряжения).
– Прочитайте глаголы с гласной “и” в окончании. (входите, переходит – это глаголы II спряжения).
IV. Физкультминутка.
V. Изучение нового материала.
1. Упр. № 153. Как определить не читая текст ли это? (Нет, так как предложения пронумерованы).
– Прочтите выделенные слова. Определите часть речи. (Глаголы).
– Выпишите их столбиком, пропустив строку.
– Выделите окончания.
– На какое спряжение указывают личные окончания глаголов?
– Какой общий признак у всех окончаний? (Безударные).
– Образуйте неопределённую форму от каждого глагола и определите спряжение по неопределённой форме.
– Что заметили? (Думали одно, а получили другое. Изменилось спряжение).
зависят II – зависеть I
дышите II – дышать I
держат II – держать I
вертит II – вертеть I
ненавидим II – ненавидеть I
обидят II – обидеть I
смотрите II – смотреть I
терпят II – терпеть I
бреют I – брить II
стелет I – стелить II
– Почему же такое получилось? (Это – новое правило. Эти слова не попали в правило. Это исключения.)
– Верно, это глаголы – исключения. Это тоже тема нашего урока. На пропущенной строке напишите глаголы – исключения).
2. – Читаем правило на с. 99.
– Эти глаголы легко запомнить, выучив рифмовку.
Ко II – му спряжению
Отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая, БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
А ещё СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ,
СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ,
И ЗАВИСЕТЬ, но ТЕРПЕТЬ.
VI. Закрепление.
1. Упр. № 154. Проспрягать глагол смотреть.
2. Домашнее задание. Выучить рифмовку. С.100, упр. № 154. Проспрягать глагол видеть.
3. Из слов составить предложение , записать его и разобрать по членам предложения и частям речи.
Берёзки, метели, под, в, лесу, дремлют, напевы, и, ели. (В лесу под напевы метели дремлют берёзки и ели.)
4. Прочитайте цепочку слов. Исключите из цепочки лишние слова по какому – либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.
Тихий – лишнее слово, так как это прилагательное, а остальные слова – глаголы.
Вздыхает – лишнее слово, так как это глагол единственного числа, а остальные множественного.
Испортят – лишнее слово, так как это глагол будущего времени, а остальные настоящего.
Рыбачат – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные I.
Дремлют – лишнее слово, так как в корне слова нет безударной гласной, а в слове зеленеет их две.
4. Разберите слово зеленеет по составу и проверьте безударные гласные в корне слова.
5. У глаголов какого спряжения такая же гласная пишется в окончании?