Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Имя числительное" (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Сообщение новых знаний.

Цели:

1.Познакомить учеников с новой частью речи.

2.Продолжить работу над различными видами грамматического разбора.

3.Закрепить знания о падежных окончаниях имён существительных.

4.Формировать орфографическую зоркость.

5.Развивать речь, мышление, культуру письма.

6.Совершенствовать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

7.Воспитывать бережное отношение к слову, к высказываниям одноклассников.

8.Воспитывать чувство гордости за свой город, за его историческое прошлое.

Оборудование:

1.Учебник: Полякова А.В. Русский язык, 3 класс.– М.: Просвещение, 2005.

2.Слова на карточках для работы над новой темой.

3.Девиз урока, оформленный на таблице.

4.Карточки с индивидуальными заданиями для творческой работы.

5.Иллюстрации из истории г. Тамбова.

Содержание урока.

1.Организационный момент.

Проверить готовность детей к уроку.

– Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Введение в тему урока.

– Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом нашего урока станут слова великого писателя Н.В.Гоголя:

“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг”.

– В чём мудрость этих слов?

– Итак, начнём. Успехов вам в открытии нового.

3. Сообщение темы и целей урока.

1) Классификация слов по выделенным признакам.

– На доске предложения. Чему они посвящены?

Родной Тамбов встречает юбилей. Городу исполняется триста семьдесят лет.

Все слова этих предложений можно распределить в 4 группы.

– По какому признаку? (по частям речи)

– Докажите, что вы правильно определили части речи.

– Что скажете о четвёртой группе?

– О таких словах и пойдёт речь на нашем уроке. Мы научимся выделять их в речи и правильно употреблять на письме.

4. Работа над новой темой.

1) Выбор термина для новой части речи.

– Как можно назвать выделенные слова?

2) Запись темы.

“Имя числительное”.

– Запишите слова четвёртой группы.

3) Упражнение в выборе слов новой части речи.

– Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске.

Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый.

– Докажите, что они являются именами числительными.

4) Обобщение знаний, полученных при наблюдении за словами.

– Выбери правильный ответ.

Тест.

Имя числительное – это …

1.Член предложения;
2.Часть речи;
3.Часть слова.

Обозначает:

1.Предмет;
2.Признак предмета;
3.Количество предметов;
4.Порядок предметов при счёте.

Отвечает на вопросы:

1.Кто? Что?
2.Какой?
3.Сколько?
4.Что делает?

5) Формулировка правила.

 – А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы.

6) Подтверждение правила по учебнику, страница 105.

– Что можно дополнить?

– Приведите свои примеры.

– Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени)

– Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата)

– Допишите его в наш список числительных.

– Почему мы отнесли его к числительным? Докажите, пользуясь ответами теста.

5.Упражнения в употреблении слов – числительных.

1) Словарная работа.

– Какое слово пропущено?

Девять, десять, … , двенадцать. (одиннадцать)

– Объясните написание нового слова.

– Как появились в слове две буквы -н-?

– Запишите и выделите опасные места.

2) Работа с текстом.

(На доске написан текст).

– Прочитайте текст.

Строительство города началось в тысяча шестьсот тридцать шестом году. Одиннадцать лет укрепляли крепость. Она состояла из пятиугольной стены с двенадцатью башнями. Через один год был построен вал. Он протянулся на двенадцать вёрст.

– Какие числительные вам встретились? Подойдите к доске и подчеркните.

– Для чего они использованы? (для более точного описания, для достоверного повествования)

– Найдите предложение с числительным – словарным словом. Выпишите.

– Подчеркните новое числительное.

– Найдите ответ на мой вопрос. “Что представляла собой крепость нашего города?”

– Спишите это предложение.

– Выполните его синтаксический разбор.

3) Синтаксический разбор предложения.

– Каким членом предложения может быть числительное? (определением, дополнением)

4) Упражнение для развития речи.

– Прочитайте последние два предложения. О чём они?

– Как называется этот вал?

– Что о нём знаете? Есть ли в ответах числительные?

6.Поэтическая пауза.

Чтение наизусть стихотворения С.Милосердова “Татарский вал”.

Среди былинного простора,
Да всё могла семья славян:
Горстями вычерпать озёра
Насыпать шапками курган…

Границу русского упорства
Под медный колокольный гуд.
Вал земляной двадцативёрстный
Возвёл простой сермяжный люд.

И если в наши степи рвался
Прожорливый незваный гость,
То этот самый вал Татарский
Был для него, что в горле кость.

– Кто внимателен был к слову? Смогли ли вы услышать слово, относящееся к теме урока?

7.Работа с текстом.

1) Озаглавливание текста.

– Прочитайте все предложения, написанные на доске. Что у нас получилось?

– Какая главная мысль этого рассказа?

– Какое заглавие вы бы дали ему?

2) Творческая работа.

– Это только маленькая часть истории нашего Тамбова. В своих сочинениях вы приоткрыли другие странички славной истории нашего города, описали свой любимый уголок. Послушаем отрывки из некоторых сочинений.

(Чтение учениками домашних сочинений).

– Какие сведения о городе показались вам интересными?

– Есть ли связь этих отрывков с темой нашего урока?

– Назовите числительные.

3) Запись предложения с комментированием и обозначение изученных орфограмм.

Парк культуры и отдыха был первым городским садом в Тамбове.

4) Самопроверка с целью предупреждения ошибок.

8. Индивидуальная работа с дидактическим материалом.

1) Восстановление предложений, работа в парах.

– Прочитайте. Что надо выполнить? На что обратить внимание? (на форму числительного и связь с другими словами)

2) Самостоятельная работа.

Карточка №1

Летом … … … … года на Тамбовщине сражался Аркадий Петрович Гайдар. Он был командиром … … Нижегородского полка.

( пятьдесят восьмого, тысяча девятьсот двадцать первого, пятьдесят восьмой)

Карточка №2

На одной из площадей нашего города воздвигнут памятник Зое Космодемьянской. В … … … … году она отдала жизнь за свободу своей Родины. Ей было … лет.

( восемнадцать, тысяча девятьсот сорок первом, восемнадцатый)

Карточка №3

В … … … … году на высоком берегу Цны был сооружён памятник писателю С.Н.Сергееву – Ценскому. Он жил в Тамбове … лет.

( пятнадцатый, тысяча девятьсот семьдесят пятом, пятнадцать)

3) Самопроверка и взаимопроверка.

4) Фронтальная работа.

( Чтение отрывков )

9. Итог урока.

– Какие сведения из истории города почерпнули?

– Какие слова помогли точно воспроизвести события прошлых лет?

– Что мы узнали об этой группе слов? (восстановить знания по памятке)

10. Оценка работы.

– Используя памятку, оцените свою работу.

– Какая часть речи поможет нам это сделать точно?

Памятка для оценки своей работы на уроке.

“5” – работал активно весь урок, отвечал без ошибок, в тетради писал красиво и аккуратно.

“4” – работал активно, но иногда допускал ошибки, в тетради писал аккуратно.

“3” – работал не очень активно, на вопросы отвечал не всегда, в тетради есть исправления и ошибки.

– Кто поставил себе “5” – встаньте.

– Кто поставил себе “4” – поднимите руку.

– Кто недоволен своей работой – вздохните. У вас, обязательно, получится.

11. Домашнее задание.

Повторить правило и составить пять предложений, используя как можно больше числительных.

– Кто услышал числительные в задании?

– Урок окончен. Спасибо всем за урок.