От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста., поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Наш детский сад посещают часто болеющие дети. Работая над реализацией программы “Детство”, мы уделяем огромное внимание решению задач валеологического воспитания. Учитывая то, что музыка является доминантой в восприятии ребенком окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную сферу, я разработала свои подходы к реализации задач валеологического воспитания, опираясь на современные программы и методики по валеологическому воспитанию (М.Л.Лазарев “Здравствуй!”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым” и другие).
Основными принципами работы по данному направлению являются:
– принцип научности;
– принцип реалистичности и доступности;
– принцип занимательности.
Система моей работы включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни, в моей педагогической деятельности, является музыка. Таким образом занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи музыкального и валеологического воспитания через организацию разных видов детской музыкальной деятельности.
Распевки, цель которых – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов, в практике моей работы имеют валеологическую направленность.
Дети, реагируя на знакомую мелодию, непроизвольно следят за своей осанкой. Этот прием можно использовать не один раз в течение занятия: в пении, при выполнении музыкально – ритмических и танцевальных движений, а также при организации других видов детской деятельности.
В практике работы успешно использую распевки, направленные на сопровождение оздоровительного самомассажа, на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.
Предлагаю вашему вниманию распевки следующего содержания:
Ушки мы сильней потрем,
И здоровье сбережем,
Чтоб не киснуть, не болеть,
А весь день плясать и петь.Разожми ладошки,
И потри сильнее,
Чтобы тело не болело,
Было здоровее.Разминаем стопы,
Ходим по дорожке,
Косолапим как медведь,
И не забываем петь.Выпрямили спинки,
Развернули плечи,
И поется веселей,
И дышать нам легче.Спинки, спинки, ровненькие спинки
Полюбуйтесь на ребят
На красивых дошколят.
При организации процесса слушания часто провожу развивающий дозированный эмоциональный тренинг. Внимание детей привлекаю не только к выразительности музыкальных образов, характеру произведения, его строению, но и к возникшим ощущениям и их влиянию на состояние организма ( чувство страха, волнения вызывает учащенное сердцебиение, а спокойная музыка восстанавливает дыхание и т.д.). Произведения для слушания выбираются соответственно образовательной программе.
После ознакомления детей с музыкальными произведениями обучаю детей приемам гимнастики, психогимнастики, самомассажа, следуя общеизвестным оздоровительным системам (А.А.Уманской). Например, после знакомства детей с произведением “Вальс цветов” П.И.Чайковского, я использую такую музыкальную игру-гимнастику для глаз.
Рано солнышко встает, распускается цветок,
Светит солнце с высоты, распускаются цветы.
Мы теперь цветочки – голубые, синие,
Самые прекрасные, самые красивые.
Раскрываем лепестки – это наши глазки.
Ты вокруг посмотри, здесь какие краски?
Вправо – синий, голубой, влево – желтый, красный.
Ну а ты цветок какой? Самый распрекрасный!
Поморгай дружок, глазами и зажмурься посильней.
А теперь открой, ведь правда, стали краски красивей!
Что мы делали сейчас? Упражнения для глаз.
Также мы говорим о том, как музыка, ее характер, ритм влияют на настроение, сердцебиение, состояние организма.
Детям очень нравиться выполнять самомассаж, который сопровождается музыкой и словами.
Растираем мы ладошки
Трем, трем, трем,
А потом, конечно, их мы
Разомнем.
Будем поднимать ладошки вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз.Мы ладошки разотрем,
И здоровье сбережем.
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда.Растираем наши ушки,
Трем, трем, трем
А потом покрепче ушки
Мы прижмем.
Будем дергать посильнее
Вверх и вниз,
И, конечно, ждет нас всех
Большой сюрприз
Если ушки мы потрем,
То здоровье сбережем,
Не страшны нам холода,
Коль здоровы мы всегда. Будьте здоровы!
Успешно использую в своей работе валеологические песни, отличительной чертой которых является их содержание. Оно направлено на закрепление знаний детей о строении организма, о правилах ухода за ним, о факторах положительно и отрицательно влияющих на здоровье. Текст и мелодию многих песен я сочиняю сама, а также выборочно использую материал программы М.Л.Лазарева “Здравствуй!”, адаптируя их к познавательному интересу детей. Дети с удовольствием поют эти песни на занятиях и развлечениях, в детском саду и дома.
“ Гимн здоровья” (Е.Н.Кошелева)
Просыпайся рано, не ленись.
Лишь откроешь глазки – улыбнись
Побыстрей постельку убери,
И шагай на месте, 1, 2, 3.Припев: К нам пришел новый день,
Прогони подальше лень,
Веселись, пляши и пой,
Будь здоровый, – вот такой.Чистит зубы каждый день с утра,
Умываться любит детвора.
Подружись с холодною водой,
И здоровье будет всегда с тобой.
Игра – любимый вид деятельности дошкольников, на моих занятиях многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.
Игра “Витамины”
Мы сегодня не Кирюшки, |
дети |
Не Егорки, не Андрюшки, | идут по кругу |
Не Маринки, не Иринки | |
Мы сегодня – витаминки. | |
А,В,С. | |
Рост все выше, зорче глазки, | танцуют |
Угадайте без подсказки. | А |
Ешь его и нет проблемы, | танцуют |
В норме сердце, мышцы, нервы. | В |
Не болеть, не простужаться | танцуют |
И от гриппа защищаться | С |
Игра “Кот и мыши”
Мы здоровые мышата 1,2,3
Как мы любим умываться, посмотри.
Моем мордочку и уши, вытираем их посуше.
Мы и лапки моем тоже. Чистота всего дороже.
Лучше мы ушами слышим, кот крадется тише, тише.
Тише, мыши, не шуршим – от Мурлыки убежим.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.