Эпиграф к уроку:
“Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”.
Цели урока:
- умственное развитие учащихся;
- развитие познавательной и творческой деятельности;
- развитие культуры коллективного умственного труда.
Оборудование к уроку: тест “Квадратные уравнения”, кодоскоп, песочные часы, таблицы, черный ящик, корень растения, карточки.
План урока
- Организационный момент “Настроимся на урок!”
- Тест “Квадратные уравнения”.
- Работа по группам: а) математика и биология; б) математика и русский язык.
- Немного истории: а) квадратные уравнения в Индии; б) квадратные уравнения в Европе.
- Викторина “Дальше, дальше…”.
- Урок веселой математики.
- Итог.
Ход урока
1. Организационный момент “Настроимся на урок!”
Ученикам сообщается тема, задачи и план урока. Обращается внимание на эпиграф.
Учитель: Математику не зря называют “царицей наук”, ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знание не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
2. Тест “Квадратные уравнения”.
Ученики получают карточки с пленкой. Заполняют пропущенные слова на пленке.
I ВАРИАНТ
Уравнение вида ах2 + вх+ с = 0 где а, в, с – заданные числа, ; х – переменная, называется…
Полное квадратное уравнение не имеет корней, если D =
Уравнение вида х2 + рх + d =0 называется…
Квадратное уравнение имеет два корня, если b2 – 4ас…
Дано уравнение 3х2 – 7х + 4 = 0. Найти D. D=…
II ВАРИАНТ
Если ах2 + вх + с = 0 квадратное уравнение, то а… коэффициент, с…
Уравнение х2 = а, где а < 0, не имеет…
Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если b2 – 4 ас…
Уравнение вида ах2 + с = 0, где а 0, с 0, называют квадратным уравнением.
Дано уравнение х2 – 6х + 8 = 0. Найти D. D =…
Проводится взаимопроверка. Ответы показываем через кодоскоп.
3. Работа по группам.
а) математика и биология (звучит музыка).
Учитель: Внести черный ящик! Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
Непроизвольная основа слова.
Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
Один из основных органов растений. /Корень/
Учитель: Вы должны определить, какого растения этот корень, решив следующие уравнения по группам.
х2 – 8х + 15 = 0
х2 – 11х + 18 = 0
х2 – 5х – 6 = 0
х2 – 4х + 4 = 0
3х2 + 4х + 20 = 0
5х2 – 3х – 2 = 0
Учитель: Игра “Математическое лото”. Найти карточку со своим ответом и поместить ее в соответствующую ячейку. “Математическое лото” оформляется на магнитной доске.
Учитель: Что это за растение?
Ответ: Роза.
Учитель: Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: “Цветы ангельские, а когти дьявольские”. О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям
Отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
б) Математика и русский язык.
Учитель: Решите уравнения, корни которых замените буквами. Используя соответствие “число – буква”.
Решив данные номера, вы должны определить, из какого произведения эти строки:
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.
№534 /а/
3х2 – 7х + 4 = 0
№540 /а/
8х2 - 14х + 5 = 0
№541 /б/
3х2 – 8х + 5 = 0
№510 /а/
3х2 - 4х = 0
№545 /а/
(х + 4)2 = 3х + 40
Решите данные уравнения разными способами.
Ребята: Корни этих уравнений соответствуют слову “анчар”.
Учитель: Кто автор этих стихотворных строк?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово “корень” встречается на уроках биологии, русского языка и математики.
4. Немного истории.
а) квадратные уравнения в Индии.
Учитель: По словам математика Лейбница, “кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме.
Стук в дверь. Входит “ученый из Индии” со свитком. В роли ученого может выступать старшеклассник.
Учитель: Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары.
Ученый: Здравствуйте, милые ребята! Решите мою задачу про обезьян:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавляясь.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Ученики решают задачу у доски и в тетрадях.
б) квадратные уравнения в Европе.
Учитель: Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф. Виета.
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого,
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе С, в знаменателе А.
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь, что за беда?
В числителе В, в знаменателе А.
Учитель: Как читается теорема Виета?
Ответ: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведения корней равно свободному члену.
Учитель: Напишите на доске формулы.
Пример 1 /устно/: Найти корни уравнения х2 – 3х – 4 = 0
Ответ: х1 = 4, х2 = -1.
Учитель: Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
Ответ: Если числа m и n таковы, что их сумма равна – p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2 + px + q = 0.
Учитель: Пример 2. Составьте квадратное уравнение, если известны его корни: х1 = 5, х2 = 6.
Ответ: х2 – 11х + 30 = 0
Учитель: Пример 3. Составьте квадратное уравнение, если известны его корни: х1 = -5, х2 = 6
Ответ:
х2 – х – 30 = 0
х1 = -6, х2 = 5
Ответ:
х2 + х – 30
х1 = -5, х2 = -6
Ответ: х2 + 11 + 30 = 0
Пример 3. №664.
Один из корней уравнения 5х2 – 12х + С = 0 в три раза больше другого. Найдите С.
5. Викторина “Дальше, дальше…”
В течение одной минуты отвечают на вопросы, приведенные ниже:
- Уравнение второй степени.
- Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
- Произведение корней приведенного квадратного уравнения равно…?
- Когда начнется XXI век?
- Равенство с переменной?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Очень плохая оценка знаний?
- Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины?
- Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент – 1?
- Сколько раз в году встает солнце?
- уравнения, имеющие один и тот же корень?
- Сколько корней имеет квадратное уравнение?
- Соперник нолика?
- Что значит решить уравнения?
- Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
6. Урок веселой математики. (Ведут старшеклассники).
Первый ведущий: Ну, ребята, что у нас по расписанию?
Второй ведущий: Это в школе бывают по расписанию. А у нас веселый урок. Он бывает по желанию ребят?
Первый ведущий: Так что у нас по желанию ребят?
Учитель: Многие ребята просят разучить с ними правило нахождения корня квадратного уравнения.
Второй ведущий: Мы с удовольствием разучим это правило. Только объясните, пожалуйста, что такое квадратное уравнение. Чем оно отличается от круглого, прямоугольного?
Первый ведущий: Квадратным уравнением называется уравнение, где неизвестное берется в квадрате, т.е. во второй степени х2 + px + q = 0
Второй ведущий: Ну и как же отыскать эти корни? Как они выглядят?
Первый ведущий: Очень просто. Одна девочка сочинила песню про эти корни:
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
Минус напишем сначала,
Рядом с ними пополам,
Плюс – минус знак радикала,
С детства знакомого нам.
Второй ведущий: Друзья мои! Я, конечно, в детстве знакомился со знаком радикала. Но сейчас совершенно забыл, что это такое.
Первый ведущий: Это такой знак, который обозначает, что из числа будут извлекать корень квадратный. Но вернемся к песенке.
Ну а под корнем, приятель,
Сводится все к пустяку.
p пополам и квадрате
Минус несчастное q.
Второй ведущий: Почему несчастное q?
Первый ведущий: Потому, что из-за этого q вся путаница. Без него было бы гораздо проще.
Второй ведущий: Ну и что: если вам какая-то буква или предмет усложняет жизнь, значит, его несчастным называть? Например, если вы никак не можете запомнить теорему Пифагора, вы должны говорить: “квадрат несчастной гипотенузы равен сумме квадратов несчастных катетов”. Так что ли, Нет, нет, и не уговаривайте меня, я на это не пойду.
Первый ведущий: Согласен. Пусть будет “Минус прекрасное q”.
Второй ведущий: ну вот, это совсем другое дело. (Вместе поют всю песенку от начала до конца).
7. Итог урока.
Учитель:
- Какое уравнение называется квадратным?
- Приведите примеры неполного квадратного уравнения.
- Чему равен дискриминант, если квадратное уравнение имеет 2 корня?
- Квадратное уравнение имеет один корень, если…
Оценка работы учеников на уроке, домашнее задание.