УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ.
ТЕМА: « Вода — путешественница» (круговорот воды в природе)
ЦЕЛИ:
- формирование понятия о круговороте воды в природе,об экологической целостности природы:
- формирование умения работать в группах, работать со схемами;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память
- воспитывать бережное отношение к воде, прививать интерес к окружающему миру
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет Капитопшки (капельки вода).
- Конверты с заданиями.
- Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.
- Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.
- Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)
- Магнитофон, запись голоса Капитошки.
- Для опыта: штатив, огнеупорная прозрачная кастрюля, мокрый песок, игрушечные домики, деревья для имитации поверхности земли, свечки - гильзы для нагревания кастрюли.
- Бумага, восковые карандаши.
- Учебник АЛ. Плешаков «Природоведение» 3 класс.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент (магнитофон)
Меня пьют,
Мёня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
- Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, мы продолжаем с вами говорить о воде.
(включается музыка со звуками воды)
- Хочу вам представить нашу гостью - это капля Капитошка.
(на доску вывешивается портрет Капитошки)
2. Повторение пройденного материала. (Капитошка из магнитофона).
« Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер согрею чашечкой горячего чал.
Интересно, а что вы знаете про меня? Попробуйте ответить на мои веселые вопросы., вон они в голубых конвертиках.»
КОНВЕРТ № 1
- Вода всегда вокруг вас. А как вы её используете? Приведите примеры.
(учитель вывешивает таблички, на которых написаны значения воды)
КОНВЕРТ .№ 2
Прочитайте стихотворение:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
О чём это стихотворение? О каких состояниях воды говорится в нём? Приведите примеры.
(учитель вывешивает таблички с названиями состояний воды)
КОНВЕРТ № 3
Найди меня? Где я спряталась в твоём классе? Почему говорят про воду, что она «вездесущая)?
КОНВЕРТ № 4
Будешь ли ты меня беречь? Как ты можешь это делать? Приведи примеры..
4. Тема урока.
- Давайте посмотрим на Капитошку!
(Капитошка из магнитофона):
«Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я очень люблю путешествовать!!!
Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий.
Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте.
Жила я когда-то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх.
Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако, большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали падать вниз.
Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю?
Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали жить весело.
Мне очень нравится путешествовать, и я всегда жду, когда этот момент наступит снова».
5. Самостоятельная работа.
- Ну, что, ребята, поможем?
Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте!
(Детям раздаются карандаши и бумага)
6. Проверка выполнения работы
1) Работа с учебником.
Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску.
- Где мы можем проверить правильность
выполнения задания?
- Давайте проверим! Страница 38, второй абзац.
2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске)
- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом «ИСПАРЕНИЕ»)
- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?
(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)
- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?
(Обсуждаются все схемы)
- Путешествие капли называют
КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
- Как думаете, почему?
(Капитошка из магнитофона):
«Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.
До скорой встречи!»
7. Закрепление. Опыт.
- Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки по – настоящему.
Вставайте вокруг стола.
(на столе, на штативе стоит кастрюля из огнеупорного прозрачного стекла;
в ней – песок, игрушечные дома, деревья, человечки, крышка – небо)
- Что вы видите? Опишите. (Земля, дома, небо)
- Что происходит? (Учитель зажигает свечки-гильзы)
- Что мы заменили свечками? (Источник тепла)
-Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку)
- Что происходит с влагой?
-Докажите, что происходит испарение, конденсация.
8. Заключение.
- Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось?
Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова.
(Дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения)
Вода – это……
Мне нужна вода, потому что….
Я буду беречь воду, потому что…
Я хотел бы сказать воде…..
- Скажем все вместе «СПАСИБО»
На этом наш урок закончен.
9. Домашнее задание.
Начертите схему круговорота воды в рабочих тетрадях, составьте рассказ по данной схеме.
Составьте 10 вопросов по теме «Вода» для своего товарища.