Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: "Вода-путешественница"

Разделы: Начальная школа


УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ.

ТЕМА: « Вода — путешественница» (круговорот воды в природе)

ЦЕЛИ:

- формирование понятия о круговороте воды в природе,об экологической целостности природы:
- формирование умения работать в группах, работать со схемами;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память
- воспитывать бережное отношение к воде, прививать интерес к окружающему миру

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет Капитопшки (капельки вода).
  • Конверты с заданиями.
  • Схема круговорота на доске без стрелок движения воды.
  • Картонные стрелки на магнитах для демонстрационной схемы на доске.
  • Таблички с основными понятиями (испарение, конденсация, круговорот)
  • Магнитофон, запись голоса Капитошки.
  • Для опыта: штатив, огнеупорная прозрачная кастрюля, мокрый песок, игрушечные домики, деревья для имитации поверхности земли, свечки - гильзы для нагревания кастрюли.
  • Бумага, восковые карандаши.
  • Учебник АЛ. Плешаков «Природоведение» 3 класс.

 ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (магнитофон)

Меня пьют,
Мёня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)

- Мы продолжаем с вами говорить об удивительном мире природы, мы продолжаем с вами говорить о воде.

(включается музыка со звуками воды)

- Хочу вам представить нашу гостью - это капля Капитошка.

(на доску вывешивается портрет Капитошки)

2. Повторение пройденного материала. (Капитошка из магнитофона).

« Здравствуйте, ребята! Очень приятно побывать у вас в гостях. Я всегда рядом с вами, Знаю, что без меня вам будет очень трудно. Я всегда и везде помогаю вам. И жарким летним деньком мой дождик освежит вас, к в морозный холодный вечер согрею чашечкой горячего чал.

Интересно, а что вы знаете про меня? Попробуйте ответить на мои веселые вопросы., вон они в голубых конвертиках.»

КОНВЕРТ № 1

- Вода всегда вокруг вас. А как вы её используете? Приведите примеры.

(учитель вывешивает таблички, на которых написаны значения воды)

КОНВЕРТ .№ 2

Прочитайте стихотворение:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

О чём это стихотворение? О каких состояниях воды говорится в нём? Приведите примеры.

(учитель вывешивает таблички с названиями состояний воды)

КОНВЕРТ № 3

Найди меня? Где я спряталась в твоём классе? Почему говорят про воду, что она «вездесущая)?

КОНВЕРТ № 4

Будешь ли ты меня беречь? Как ты можешь это делать? Приведи примеры..

4. Тема урока.

- Давайте посмотрим на Капитошку!

(Капитошка из магнитофона):

«Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы, А знаете, я очень похожа на вас. Так же как, и вы, я очень любопытна, и поэтому бываю всегда и везде. А ещё я очень люблю путешествовать!!!

Только у меня к вам просьба! Нарисуйте, пожалуйста, карту моих путешествий.

Я вам о них расскажу, а вы внимательно слушайте.

Жила я когда-то в большом океане. Но жила не одна, а вместе со своими братьями и сестрами. Нас было много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев, стала невесомой, лёгкой и полетела вверх.

Летела я, летела, всё выше и выше, а по пути встречала своих братьев и сестёр. Мы стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. И вот нас собралось уже целое облако, большое и тяжёлое. Мы не могли больше удерживаться высоко над землёй и стали падать вниз.

Мне всегда интересно, где я упаду, где побываю, что нового узнаю?

Я приземлилась в речку вместе со своими братьями и сестрами. И мы снова стали жить весело.

Мне очень нравится путешествовать, и я всегда жду, когда этот момент наступит снова».

5. Самостоятельная работа.

- Ну, что, ребята, поможем?

Давайте попробуем составить карту путешествий Капитошки. Попробуйте с помощью стрелок изобразить его на одной картине. Приступайте!

(Детям раздаются карандаши и бумага)

6. Проверка выполнения работы

1) Работа с учебником.

Представители каждой команды вызываются к доске с плакатом, вешают его на доску.

- Где мы можем проверить правильность выполнения задания?
- Давайте проверим! Страница 38, второй абзац.

2) Анализ текста. (фронтальная беседа по схемам на доске)

- О каких превращениях воды мы с вами прочитали?

(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом «ИСПАРЕНИЕ»)

- Что представляет собой этот процесс?
- В каком виде вода испаряется?(табличка)
-Во что превращается? (табличка)
- Откуда происходит испарение?

(По ходу ответа вывешивается на схеме доски стрелка вверх со словом КОНДЕНСАЦИЯ)

- Что представляет собой этот процесс?
- Почему происходит конденсация?
- Во что он превращается? (табличка)
- Что с ней происходит в облаках?
- А какие осадки бывают?
- Проверьте, правильно ли выполнили задание?

(Обсуждаются все схемы)

- Путешествие капли называют

КРУГОВОРОТОМ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

- Как думаете, почему?

(Капитошка из магнитофона):

«Спасибо, ребята! Это будет мой путеводитель, а то вдруг с пути собьюсь.

До скорой встречи!»

7. Закрепление. Опыт.

- Предлагаю вам повторить путешествие Капитошки по – настоящему.

Вставайте вокруг стола.

(на столе, на штативе стоит кастрюля из огнеупорного прозрачного стекла;

в ней – песок, игрушечные дома, деревья, человечки, крышка – небо)

- Что вы видите? Опишите. (Земля, дома, небо)

- Что происходит? (Учитель зажигает свечки-гильзы)

- Что мы заменили свечками? (Источник тепла)

-Что происходит с поверхностью земли? Что заметили? (Пар осел на крышку)

- Что происходит с влагой?

-Докажите, что происходит испарение, конденсация.

8. Заключение.

- Сегодня мы путешествовали с капелькой. Понравилось?

Давайте попрощаемся с Капитошкой и скажем ей на прощание хорошие, добрые слова.

(Дети вытягивают у учителя листочки, на которых написано начало предложения)

Вода – это……

Мне нужна вода, потому что….

Я буду беречь воду, потому что…

Я хотел бы сказать воде…..

- Скажем все вместе «СПАСИБО»

На этом наш урок закончен.

9. Домашнее задание.

Начертите схему круговорота воды в рабочих тетрадях, составьте рассказ по данной схеме.

Составьте 10 вопросов по теме «Вода» для своего товарища.