Тема:
Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
Цели:
- Закреплять умение распознавать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
- Способствовать восприятию любви к животным через сказку.
- Способствовать развитию умения видеть имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?, внимания, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: герои р.н.с. «Теремок», карточки для учащихся, картинки для диктанта, аудиозапись сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети, садитесь! Сегодня у нас не обычный урок, а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране и поможем героям русской народной сказки «Теремок» справляться с трудностями. Для того чтобы перед нами появился теремок, надо вспомнить правило о существительном. Итак, расскажите правило об имени существительном.
II. Картинный словарный диктант. (открываем доску, на которой изображение теремка, на двери замок).
Учитель:
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Он не узок, не широк, не широк.
Шла лягушка из болота,
Видит – заперты ворота.
(на доску вывешивается сказочное изображение лягушки)
Учитель: Чтобы лягушке войти в теремок, надо снять замок. А замок-то с секретом. Секрет такой: я показываю картинку, а вы записываете словарные слова, в 1 столбик - слова, отвечающие на вопрос кто?, во 2-й – на вопрос что?
Пенал, карандаш, заяц, ученик, учитель, сорока, машина, язык, завод, воробей.
Проверка: Прочитайте слова в 1 столбике; во 2-м столбике (оценивание).
III. Списывание с доски текста с пропущенными буквами.
Учитель:
Лягушка сбила лапкою замок,
Заглянула в теремок.
(убираем замок)
Только свет зажгла лягушка.
Прибежала мышь-норушка.
(на доску вывешиваем сказочное изображение мышки).
Учитель: Лягушка дала мышке задание. Давайте поможем его выполнить. Надо списать с доски текст и вставить пропущенные буквы.
На доске:
А потом позв_нили цапли:
«Пришлите, пожалуйста, капли.
Мы лягушками объелись,
И у нас жив_ты разб_лелись»
Учитель: Из какой сказки взяла лягушка отрывок? (К. Чуковский «Телефон»)
На какое правило пропущенные буквы? (безударная гласная в слове).
Самопроверка: после списывания текста учитель цветным мелом вставляет буквы, а дети проверяют.
IV. Выборочное письмо.
Учитель:
Поселилась мышь с лягушкой,
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Прибежал из леса быстро
Петушок голосистый
(на доску вывешивается сказочное изображение петушка)
Учитель: Лягушка с мышкой дают задание петушку: послушав аудиозапись сказки «Теремок», записать 5 существительных.
(звучит запись, дети записывают слова).
Учитель: Слова помогли петушку найти, записали, а теперь над каждым словом запишите вопрос, на который это слово отвечает- вопрос кто? или что?
Взаимопроверка: ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность исполнения задания (оценивание некоторых работ).
V. Физпауза.
Учитель: Так как теремок стоял в лесу, то и физминутку мы вспомним про деревце.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
VI. Игра «Замени одним словом».
Учитель:
Вот живут они, лягушка,
Петушок да мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг – стучится старый еж.
(появляется изображение ежа).
Жители теремка дали такое задание ежу: собрать все ягодки и грибочки. Ребята, давайте поможем старенькому ежику. На обратной стороне ягодки или грибочка записаны словосочетания, их надо заменить одним словом и записать, поставив вопрос.
- Промежуток времени с утра до вечера (что? день).
- Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (кто? часовой).
- Здание, где учатся дети (что? школа).
- Мальчик, который учится в школе (кто? школьник).
- Человек, который ремонтирует часы (кто? часовщик или мастер)
- Предмет, которым пишут в школе на доске (что? мел).
- Небольшой открывающийся предмет, в котором хранят ручки и карандаши (что? пенал).
- Как называется самый главный взрослый человек в школе (кто? директор).
(на доске бумажные ягодки и грибочки вокруг ежа, ученики по одному подходят, берут ягодку или грибочек, читают классу задание, класс отвечает, ученик записывает на доске слово с вопросом, дети пишут в тетрадях).
VII. Работа по карточкам.
Учитель:
Вот живут они: лягушка,
Еж, петух да мышь-норушка.
Только вдруг из леса темного
К ним приходит волк бездомный
(на доску вывешивается сказочное изображение волка).
Волк умеет ловить мышат,
Довить лягушат,
Ежей душить,
Петухов потрошить.
Ребята, надо срочно спасать жителей теремка от страшного волка, а для этого нам надо выполнить задания волка: составить из слов предложения.
На доске карточки со словами: поле, красивый, в, стоит, чистом, теремок.
Учитель: Составьте предложение, запишите в тетрадь (на доске карточки расставляются в нужном порядке).
На партах у учащихся карточки с таким же заданием.
На карточках:
- Сегодня, пушистый, с, идет, утра, снег.
- яркое, солнце, Светит.
- хорошо, Как, кругом.
Учитель: Ребята, продолжаете работу по карточкам. Составляете самостоятельно предложения, записываете в тетрадь.
Совместная проверка (оценивание ребят).
Учитель: Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? на вопрос что? (слов, отвечающих на вопрос кто? не должно быть)
VIII. Итог урока.
Учитель: Вспомните и расскажите еще раз правило об имени существительном. Какие существительные отвечают на вопрос кто? На вопрос что? Хорошо. (оценивание ответов).
Учитель: Вот мы и помогли нашим героям спастись от волка. Где мы с вами побывали? Кому помогали? Герои сказки благодарят вас за помощь и говорят вам: «Спасибо за урок. Молодцы!»