Цели:
- добиваться понимания того, что знания необходимо получать с удовольствием и радостью, потому что это сила ума и души;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, сострадания, толерантности, умение дружить и жить в мире.
Оборудование:
Класс украшен шарами. На доске: плакат с надписью «Дети всего мира – за Мир!», изготовленные из белой бумаги изображения голубей, к клювам трех голубей прикреплены цветные конверты с вложенными в них записками (игра, танец «Лавата», сказки); на партах (у каждого ученика): лист цветной бумаги, ножницы, карандаш, кусок проволоки.
Ход урока
Вводная беседа.
Учитель: Вот и прошли ваши летние каникулы. Наконец мы с вами снова вместе! Я очень ждала этого дня. А кто из вас рад нашей встрече?
Как вы отдохнули летом? Кто из вас устал отдыхать? Кому очень хотелось в школу?
Ответы детей:
Учитель: Послушайте стихотворение Левшица «Скоро в школу».
Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
Скоро в школу. В ней я не был
Девяносто девять дней.
И сказать вам откровенно,
Я соскучился по ней.
Захотелось вынуть книги,
Взять тетради, взять пенал
Потому что, я ребята,
Отдыхать уже устал.
Работа над темой.
Учитель: Отдых окончился, начинается трудовая жизнь. Почему 1 сентября мы считаем необыкновенным днем?
Ответы детей:
Учитель: Этому дню радуются не только школьники и их родители, но и многие взрослые, которые тоже приступили сегодня к занятиям в техникумах, колледжах, университетах. Учиться интересно, всегда узнаешь много нового, но бывает и трудно. Как и во всякой работе, успехов сможет добиться каждый, если он будет прилежен, настойчив, любознателен, трудолюбив.
Проводится игра « Доскажи пословицу».
Не даром в народе говорят:
- Ученье свет, а неученее … (тьма).
- Ученье – путь к … (уменью).
- Учить – ум … (точить).
- Мир освещается солнцем, а человек - … (знанием).
- Век живи, век … (учись).
- Не стыдно не знать, стыдно не … (не учиться).
Учитель: Для всех детей, родителей, учителей всего мира, 1 сентября – праздник. Но для жителей Беслана, 1 сентября 2004 года стал днем трагедии. Вы, наверное, все знаете, видели, а может, кто-то слышал, что произошло в этот праздничный день в школе №1 города Беслан.
Высказывания детей.
Учитель: С первого по третье сентября городская школа №1 подверглась нападению террористов. В результате захвата заложников погибло около 400 человек, половина из них дети.
Сегодня годовщина со дня этой страшной трагедии. Не зря наш сегодняшний урок называется «Дети всего мира – за мир!»
А как вы понимаете, что такое мир?
Ответы детей:
Учитель: Мир – это чистое, безоблачное небо над головой, яркое солнце, улыбки родных, друзей. Смех, игры, когда не слышны звуки разрывающихся снарядов и выстрелов. Все это можно назвать одним коротким, но очень звучным словом – «Мир».
Посмотрите на доску, что вы видите?
Дети: Шары, голубей.
Учитель: А как вы думаете, почему наш класс украшен белыми голубями?
Ответы детей:
Учитель: Да, ребята, белые голуби – это символ мира. Но это не просто символы, эти птицы прилетели к нам из разных уголков нашей большой Земли и принесли приветы от детей, которые там живут, в знак мира и дружбы.
Давайте посмотрим, что они нам принесли?!
Учитель поочередно снимает прикрепленные к клювам голубей конвертики.
а) Игра.
Учитель:
У меня для вас игра,
«Может, нет, а может, да».
Подскажите мне ответ:
Может, да, а может, нет.
Учитель:
Рыбки спят на дне пруда?
Это правда, дети?
Дети: Да!
Учитель:
Понедельник и среда –
Это дни недели?
Дети: Да!
Учитель:
Солнце дарит людям свет?
Вы ответите мне?
Дети: Да!
Учитель:
Вискас – кошкина еда?
Вы ответите мне?
Дети: Да!
Учитель:
Я предвижу ваш ответ,
Мышь боится кошки?
Дети: Да!
Учитель:
Отвечайте на вопрос,
«Любят лошади овес?»
Дети: Да!
Учитель:
Крокодил живет сто лет?
Это правда или нет?
Дети: Нет!
Учитель:
А полынь и лебеда –
Это овощи ведь?
Дети: Нет!
Учитель:
На вопрос ответим этот,
За зимой наступит лето?
Дети: Нет!
Учитель:
Подскажите мне ответ,
Спят зимой медведи?
Дети: Да!
Учитель:
Верблюд способен, дай ответ
Идти три дня без пищи?
Дети: Да!
Учитель:
Дать мне можете ответ,
Волк меняет шкуру?
Дети: Нет!
Учитель:
Отвечайте, детвора,
Вам понравилась игра?
Дети: Да!
б) Танец «Лавата».
Учитель снимает следующий конвертик с запиской.
Учитель: Из далеких, теплых стран, нам пришло письмо – предложение станцевать танец «Лавата».
Учитель вместе с детьми встает в круг и произносит слова.
Вместе танцуем мы трата – та, трата – та,
Это танец наш, танец «Лавата» (держась за руки, идут по кругу).
Дети повторяют движения за учителем.
Наши ручки хороши, (показывают свои руки)
А у соседа лучше (берутся за руки стоящего рядом и показывают их).
Наши локти хороши, (показывают свои локотки)
А у соседа лучше (берутся за локти соседа).
Наши ушки хороши, (показывают свои ушки)
А у соседа лучше (берутся за уши соседа).
Наши ножки хороши, (выставляют поочередно правую, левую ноги)
А у соседа лучше (берутся за ноги соседа).
Наши носики чудесны, (показывают на свой нос)
А у соседа лучше (показывают на нос соседа).
И волосики чудесны, (берутся за волосы)
А у соседа лучше (берутся за волосы соседа).
Наши пальцы хороши, (показывают свои пальчики)
А у соседа лучше (берутся за палец соседа, показывают его).
Сам собой я весь хорош, (крутятся, как бы хвалясь собой)
А сосед мой лучше (обнимаются с соседями, а потом со всеми ребятами класса).
в) Сказки.
Учитель снимает еще один конвертик.
Учитель: Все дети мира любят сказки. А любите ли их вы? Знаете ли?
Вот сейчас мы и проверим.
Любит мед и угощения, | У нее большое горе, |
И конечно, привидения | Со своей посудой в ссоре |
И на крыше он сидит | Ох ленивая старуха, |
Милый … доктор Айболит. | Это … Муха Цокотуха. |
(Карлсон) | (Федора) |
Кто играет на гармошке | Я к своей бабушке в гости иду, |
На виду у всех людей, | Я ей гостинцы в корзинке несу. |
Мне подсказывать не надо – | Очень мила, добродушна, невинна |
Это … злющий Бармалей. | Люди меня называют … Мальвина. |
(Крокодил Гена) | (Красная Шапочка) |
Бледнолицая девица, | Этот мальчик очень странный |
Солнца яркого боится, | С длинным носом деревянным, |
Ей бы вьюги, да снега - | С колпаком он на макушке, |
Это … Бабушка Яга. | И зовут его … Петрушка. |
(Снегурочка) | (Буратино) |
Учитель: молодцы! Знаете сказки и их героев. А какой бывает конец в сказках?
Дети: Счастливый.
Учитель: А почему?
Дети: Добро побеждает зло.
Учитель: Каким жестом обычно закрепляют союз дружбы?
Дети: Рукопожатием.
Учитель: Посмотрите, на ваших партах лежат: цветная бумага, ножницы и карандаш. С помощью этих предметов, мы сделаем букет «Дружные ручки».
Дети обводят свои ладошки на обратной стороне бумаги, вырезают по контуру. Заготовки прикрепляют к заранее приготовленным веткам с помощью проволоки.
3. Итог.
Учитель: Посмотрите, какой оригинальный букет у нас получился, все это, потому что мы работали слаженно, дружно.
А завершить наш урок, посвященный миру на всей Земле, я предлагаю песней, которая, наверное, является гимном всех детей, желающих жить только в мире.
Исполняется песня «Солнечный круг»
Литература:
Газета «Начальная школа» № 34 – 2004год, стр.25, «Дружные ручки».