Обобщающий урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Состав слова". Форма проведения – брэйн-ринг

Разделы: Начальная школа


Правила игры:

  1. Представление команд (класс делится на 2 команды заранее);
  2. Представление капитана;
  3. Ведущий-учитель читает вопросы (вопросы записаны на карточках, их можно перемешать);
  4. Команда обсуждает ответ 1 минуту; на выполнение дается определенное время;
  5. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку по истечении 1 минуты;
  6. Если команда отвечает неверно, вторая команда может ответить в течение 0,5 минуты;
  7. Вопрос состоит из двух частей: теория и практика. Практику выполняют обе команды, правильные работы приносят дополнительные баллы;
  8. За полный ответ – 10 баллов;
  9. Блиц – 30 баллов (по 10 – за каждый правильный ответ);
  10. Конкурс капитанов – 5 баллов;
  11. Дополнительный вопрос – 5 баллов.

Оборудование:

  1. 2 рисунка дерева;
  2. Ветка с листьями;
  3. Карточки с вопросами; (рисунок3)
  4. Напечатанная практическая часть (либо на каждого игрока, либо одну на команду);
  5. Экран результатов.

Ход игры.

1. Жеребьевка на право первого хода.

2. Вопросы (написаны на карточках):

1. Назвать все части слова.

Практика: (каждый член команды по очереди у доски) придумать за 3 минуты как можно больше слов к схеме, отвечающих на вопрос какой? (что?)

2. Какая часть слова может изменяться? Для чего служит?

Практика: указать слова с нулевым окончанием (1 человек от команды у доски).

лимон летний
облака море
обложка пожар
холод ученик
дневник носок
земля земная

 

 

 

 

 

 

Практика: вся остальная команда выполняет тест “Найди лишнее слово, докажи”

дождь, дождик, дождем, дожди;

играю, играем, игра, играют;

свет, светлый, светлое, светлая.

3. Блиц: 1) Неизменяемая часть слова, без которой слово не может существовать? (исключение – слово вынуть).

2) Что такое корень?

3) Какие слова являются родственными, однокоренными?

Практика: (выполняет вся команда за 3 минуты) написать в кроне дерева, корень которого будет хлеб (гриб), однокоренные слова.

Рисунок1

4. Конкурс капитанов (1 ветка с листьями). Необходимо за 3 минуты открыть как можно больше листьев с открытыми корнями и образовать от каждого корня несколько однокоренных слов (выполняется на доске).

С обратной стороны каждого листочка написаны корни: час, лёд, стол, трус, бел, лук, сад.

Рисунок2

5. Что такое приставка? Для чего служит?

Практика: (каждый член команды по очереди у доски) найди слова с приставкой: грозный, поездка, дождливый, походы, ночной, садовник, больница, разъехались.

6. Что такое суффикс? Для чего служит?

Практика: (каждый член команды по очереди у доски) найди слова с суффиксом: пробежка, садик, птенец, добрый, проделка, перевозчик, поезд, стрелок.

7. Вставь пропущенное слово (выполняет вся команда). Между чем и словом можно вставить слово, а между чем и словом – нельзя? Объясни разницу.

Практика: (выполняет вся команда) указать приставки и предлоги: Костя (за) шел (за) другом и (при) гласил его (по) гулять (по) лесу. (С) крыши дома (с) валилась сосулька. Сережа (по) смотрел, (по) думал и (по) ложил книгу (на) полку. (От) книги (от) валился переплет, его надо (под) клеить.

8. Что такое основа слова? Как найти основу?

Практика: (выполняет вся команда) выделить основу и окончание в словах: глазок, сосна, лучик, стрела, дубовый, ключик, качка, веточка, белый, синицы, грибы, поезд.

9. Какие части слова служат для образования новых слов?

Практика: (каждый член команды по очереди у доски) записать слова в порядке схем: подводный, водица, вода, подводник.

wpe316.jpg (3670 bytes)

10. Дополнительный вопрос (если счет равный): какое слово лишнее и почему?  (один игрок из команды у доски):

  • сыр, сырник, сырный, сырость;
  • соль, солонка, солист, солить;
  • горе, горный, горка, гора, горшок;
  • пол, поле, половик, половник.

Итоги:

  1. Подсчет баллов;
  2. Награждение команды-победителя;
  3. Выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3