Правила игры:
- Представление команд (класс делится на 2 команды заранее);
- Представление капитана;
- Ведущий-учитель читает вопросы (вопросы записаны на карточках, их можно перемешать);
- Команда обсуждает ответ 1 минуту; на выполнение дается определенное время;
- Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку по истечении 1 минуты;
- Если команда отвечает неверно, вторая команда может ответить в течение 0,5 минуты;
- Вопрос состоит из двух частей: теория и практика. Практику выполняют обе команды, правильные работы приносят дополнительные баллы;
- За полный ответ – 10 баллов;
- Блиц – 30 баллов (по 10 – за каждый правильный ответ);
- Конкурс капитанов – 5 баллов;
- Дополнительный вопрос – 5 баллов.
Оборудование:
- 2 рисунка дерева;
- Ветка с листьями;
- Карточки с вопросами; (рисунок3)
- Напечатанная практическая часть (либо на каждого игрока, либо одну на команду);
- Экран результатов.
Ход игры.
1. Жеребьевка на право первого хода.
2. Вопросы (написаны на карточках):
1. Назвать все части слова.
Практика: (каждый член команды по очереди у доски) придумать за 3 минуты как можно больше слов к схеме, отвечающих на вопрос какой? (что?)
2. Какая часть слова может изменяться? Для чего служит?
Практика: указать слова с нулевым окончанием (1 человек от команды у доски).
лимон | летний |
облака | море |
обложка | пожар |
холод | ученик |
дневник | носок |
земля | земная |
Практика: вся остальная команда выполняет тест “Найди лишнее слово, докажи”
дождь, дождик, дождем, дожди;
играю, играем, игра, играют;
свет, светлый, светлое, светлая.
3. Блиц: 1) Неизменяемая часть слова, без которой слово не может существовать? (исключение – слово вынуть).
2) Что такое корень?
3) Какие слова являются родственными, однокоренными?
Практика: (выполняет вся команда за 3 минуты) написать в кроне дерева, корень которого будет хлеб (гриб), однокоренные слова.
Рисунок1
4. Конкурс капитанов (1 ветка с листьями). Необходимо за 3 минуты открыть как можно больше листьев с открытыми корнями и образовать от каждого корня несколько однокоренных слов (выполняется на доске).
С обратной стороны каждого листочка написаны корни: час, лёд, стол, трус, бел, лук, сад.
Рисунок2
5. Что такое приставка? Для чего служит?
Практика: (каждый член команды по очереди у доски) найди слова с приставкой: грозный, поездка, дождливый, походы, ночной, садовник, больница, разъехались.
6. Что такое суффикс? Для чего служит?
Практика: (каждый член команды по очереди у доски) найди слова с суффиксом: пробежка, садик, птенец, добрый, проделка, перевозчик, поезд, стрелок.
7. Вставь пропущенное слово (выполняет вся команда). Между чем и словом можно вставить слово, а между чем и словом – нельзя? Объясни разницу.
Практика: (выполняет вся команда) указать приставки и предлоги: Костя (за) шел (за) другом и (при) гласил его (по) гулять (по) лесу. (С) крыши дома (с) валилась сосулька. Сережа (по) смотрел, (по) думал и (по) ложил книгу (на) полку. (От) книги (от) валился переплет, его надо (под) клеить.
8. Что такое основа слова? Как найти основу?
Практика: (выполняет вся команда) выделить основу и окончание в словах: глазок, сосна, лучик, стрела, дубовый, ключик, качка, веточка, белый, синицы, грибы, поезд.
9. Какие части слова служат для образования новых слов?
Практика: (каждый член команды по очереди у доски) записать слова в порядке схем: подводный, водица, вода, подводник.
10. Дополнительный вопрос (если счет равный): какое слово лишнее и почему? (один игрок из команды у доски):
- сыр, сырник, сырный, сырость;
- соль, солонка, солист, солить;
- горе, горный, горка, гора, горшок;
- пол, поле, половик, половник.
Итоги:
- Подсчет баллов;
- Награждение команды-победителя;
- Выставление оценок.