Тема: В гости к зиме.
Цели урока: понаблюдать и обобщить зимние изменения в неживой природе; привести знания детей в систему.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Природоведческая минутка.
(Дежурный отмечает погоду).
ІІІ. Повторение.
– Какое время года прошло? (Осень).
– Какие характерные признаки осени вы знаете?
(В это время один ребёнок работает на компьютере по теме “В гостях у осени” в режиме “Контроль”.)
ІV. Введение в тему.
– Отгадайте загадки и определите тему сегодняшнего урока.
Старик – шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Узор на стекле).На всех валится,
Никого не боится. (Снежинка).Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег).
– Так о чём пойдёт речь на уроке?
V. Сообщение темы.
– Сегодня разговор пойдёт о зимних изменениях в природе.
Класс делится на три группы.
Один ребёнок работает на компьютере, три человека по карточкам, а остальные учащиеся работают с учителем по репродукциям художников на доске.
– Рассмотрите репродукции художников.
– Что объединяет эти картины? (Зима).
(И.И. Шишкин “Зима”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”, Н.Д. Кузнецов “Иней”)
– Обратите внимание, какой цвет преобладает в каждой картине?
– Какие краски используют художники, чтобы изобразить небо?
(Яркое солнце говорит о морозном дне, тяжёлые тучи – ожидание метели, вьюги, снегопада.)
– Какие ещё особенности зимней природы запечатлели художники?
(Тёплая одежда).
(Один из учеников выслушивает всех детей и дополняет ответы).
VІ. Работа по учебнику.
А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 2 класс.
– Какие явления природы бывают только зимой? (Снегопад)
– Почему снегопад не бывает в другие времена года?
– Из чего состоит снег?
– Какие явления вы еще знаете?
Оттепель; гололедица; метель; изморозь.
(Дети своими словами объясняют эти явления)
– Давайте откроем учебники на странице 122-123 и прочитаем, что обозначают эти слова с научной точки зрения.
VII. Физминутка зрительно-двигательных траекторий по методике доктора медицинских наук Базарного В.Ф.
VIII. Закрепление
.– Какие явления природы характерны для зимы?
(Один ученик работает у компьютера и читает задание вслух. А остальные дети работают с сигнальными карточками. Если согласны – зеленый цвет, если нет – красный)
IX. Экскурсия.
Наблюдение за изменениями в природе.
Явления: снегопад, изморозь.
Обобщение: после наблюдения природы (в классе).
X. Домашнее задание
Подготовить научное объяснение слова “изморозь”. Ответить на вопросы учебника, выполнить задание в тетради.