Цель урока:
- в игровой форме, между параллельными классами закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;
- ликвидировать пробелы по изученному материалу;
- заинтересовать учеников изучением истории;
Оборудование: плакаты, кроссворды, рисунки, табличка “ареопаг”, карточка красного цвета, оценочные таблицы, магнитофон, подобранная лирическая музыка.
Оформление зала. По стенам класса развешаны плакаты из бювара с
иллюстрациями по истории Древнего мира, раздел Древняя Греция.
Учащимися заранее подготовлены на листах ватмана колонны ионического или дорического стиля; каждая команда для соперников на ватмане и на карточке подготовила кроссворд; подготовлены название и девиз, для каждого члена команды подготовлена эмблема.
Ход урока
1 этап: Вступительное слово учителя от имени богини истории Клио. Учитель ставит перед классом задачу, объясняет условия игры, представляет уважаемых членов ареопага – судей оценивающих ответы команд, после каждого этапа по трех бальной системе. Представляет своего помощника, бога Гермеса-вестника богов (переодетый мальчик)
– Гермес будет помогать мне, и раздавать фишки болельщикам за правильные ответы. Тот болельщик, который получит большее количество фишек получает медальку “Знаток истории”
– Итак, начнем наше соревнование. Да победят достойнейшие!
2 этап: Представление команд
– название
– девиз
– приветствие
Выставление оценок за первый этап.
Пока объявлялись оценки, капитанам были розданы карточки с заданиями.
3 этап: Конкурс капитанов
Капитанам выдаются заранее подготовленные учителем карточки с вопросами, по которым каждый капитан составляет рассказ и сопровождает его показом на карте.
1 карточка.
Подготовь развернутый ответ по следующим вопросам, сопровождая свой ответ показом на карте.
- Где жили греческие племена более трех с половиной тысяч лет назад? (В южной части Балканского полуострова)
- Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейским)
- В морях много островов, самым большим был …….? (Крит)
2 карточка.
Подготовь развернутый ответ по следующим вопросам. Сопровождая свой ответ показом на карте.
- Какой климат. Какое лето и какая зима? (Лето жаркое, а зима прохладная, с частым бурями)
- Если в Греции крупные реки? (Нет)
- Берега Балканского полуострова сильно изрезаны; много бухт, что способствовало созданию множества городов таких, как…? (Микены, Афины, Фивы..)
Выставление баллов.
Учитель:
– Подобно египтянам древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей, так как верили в силу человека. Греки придумали много интересных мифов о своих богах, в которых они ведут себя как люди. Сейчас мы проведем викторину, которая покажет усвоенные вами знания по пройденной теме.
4 этап: Викторина “ Мифы Древней Греции”. За каждый правильный ответ, команда получает один балл.
Каждой команде задаются вопросы, если команда не справляется, то ей на помощь могут придти болельщики.
- Как называли себя греки и свою страну? (Эллины, Эллада)
- Назовите имя, автора поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер)
- Назовите предмет, из-за которого поссорились три богини? (Яблоко)
- Какие города-государства участвовали в Троянской войне? ( Греческие города под предводительством царя Микен и Троя)
- Назовите название, горы, на которой по представлениям др. греков жили боги? (Олимп)
- Назовите имя героя, совершившего 12 подвигов? (Геракл)
- Назовите имя героя, победившего чудовище, жившее в лабиринте (Тесей)
- Как звали мастера построившего лабиринт? (Дедал)
- Назовите имя чудовища, для которого был построен лабиринт. (Минотавр)
- Чему покровительствовал бог Дионис? (Виноделию)
- Чему покровительствовала богиня Деметра? (Земледелие)
- Вечно юные девы, умеющие в случае необходимости сделаться невидимыми? (Нимфы)
- Дочь Зевса и Геры, богиня охоты, покровительствующая животным? (Артемида)
- Покровитель музыки, поэзии, хранитель всего возвышенного и прекрасного? (Аполлон)
Объявление баллов.
5 этап. Конкурс “Кто это?”
Выступают заранее переодетые три болельщика от каждой команды.
(Дети одеты в белые простыни, с атрибутами принадлежащими тому или иному божеству изготовленными заранее, с выученным текстом)
Звучит лирическая музыка.
Варианты шарад, по три для каждой из команд.
- Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром – все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой – и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс)
- Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)
- Ударю я трезубцем – и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли , как пушинки. Отложу свой трезубец – и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон)
- Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Кербер сторожит вход в мое царство.
- Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери – следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита)
- Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица-павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера)
Выставление баллов.
Учитель: На уроках мы знакомились с творчеством знаменитого древнегреческого поэта Гомера (помощник дает за правильные ответы фишки)
Вопросы болельщикам
– Что вам известно о Гомере?
– Назовите известные произведения Гомера
– Чему посвящена “Илиада”?
– Чему посвящена “Одиссея”?
6 этап. Соревнование. Определите, какому произведению принадлежит отрывок, доказывая, почему вы пришли к такому выводу.
Читаются шесть любых отрывков из “Илиады” и “Одиссеи”
Выставление баллов.
7 этап. Домашнее задание команд.
Дети разыгрывают сценку по любому мифу. Команда соперников должна отгадать, назвать миф и устно ответь, чем заканчивается миф.
8 этап. Решите кроссворд.
На доске висят пустые кроссворды, выполненные на ватмане или начерченные на доске. Ребята меняются подготовленными заранее кроссвордами. Каждая команда отгадывает и заполняет кроссворд на карточке и на доске.
Пока команды работают, учитель проводит игру с болельщиками.
– Изучая тему “Древняя Греция”, мы познакомились с крылатыми выражениями, которые мы употребляем и сейчас. Назовите их и объясните смысл? ( Ахиллесова пята, троянский конь, нить Ариадны, между Сциллой и Харибдой, яблоко раздора….)
Проверяем кроссворды.
Один из членов от каждой команды у заполненного кроссворда дает объяснение и называет загаданный термин. Соперники проверяют правильность ответов, и если не согласны с ответом, поднимают красную карточку, исправляя ответ.
В итоге выделятся два загаданных слова – полис и демос.
– Можете ли объяснить эти слова? Нет! С этими словами мы с вами будем знакомиться на следующих уроках и узнаем еще много интересного.
Объявляются баллы. Жюри подводит итоги игры.
На столе у каждой команды подготовлены оценочные карточки, которые заполняют команды.
Предлагаю один из вариантов проверочной карточки (смотрите Приложение)
Учитель болельщикам: никто теперь не верит, что на вершине Олимпа живут боги. От них остались только мифы и легенды. Однако и мы с вами, и ученые изучаем мифы древних греков.
– Как вы думаете, зачем мы изучаем мифы древних греков?
– Нужно ли, по вашему мнению, изучать мифы? Почему?
– Благодарит за участие в игре.
Жюри объявляет команду победительницу. Награждаются участники игры и наиболее активные болельщики. Членам команд выдаются медальки “Знаток истории” с указанным местом 1 или 2. Болельщик, получивший наибольшее количество фишек, также получает медальку.