Цель урока: повторить теоретический и практический материал по теме “Логарифмическая функция”, подготовиться к контрольной работе и к ЕГЭ по теме.
Структура урока (из расчета 2 урока по 45 мин)
- Организационный момент.
- Повторение теоретического материала.
- Устная работа.
- Тест с кодированными ответами.
- Фронтальная работа - решение уравнений и неравенств.
- Самостоятельная работа.
- Задания из ЕГЭ.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Эпиграф: Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы (поэт Борис Слуцкий)
1. Организационный момент.
(Звучит классическая музыка перед уроком и на перерыве между уроками).
- Логарифмы – это все: музыка и звуки. С помощью логарифмов вычисляют высоту, т.е. частоту любого звука.
2. Повторение теоретического материала
:Дайте определение:
- логарифма
- логарифмической функции
- логарифмического уравнения
- области определения логарифмической функции.
Перечислите:
- основные способы решения логарифмических уравнений.
3. Устная работа см. (приложение 1)
4. Тест с кодированными ответами см. (приложение2)
5. Фронтальная работа – решение уравнений и неравенств.
Построить график функции и перечислите её свойства.
Решить уравнения:
1. log5(x-2)=1
Ответ: х=7
2. log7 log3 log2 x=0 (Один ученик решает у доски с пояснением)
Ответ: х=8
3. log2(х2+4х+3)=3 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
Ответ: х1= -5; х2=1
4. log2(х2 -3х+1)=log2(2х-3) (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
Ответ: х=4
5. log3(х+6)+log3(х-2)=2 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
Ответ: х=3
6. log2(1+х)+log3(-9-2х)=log23 (Один ученик решает у доски с пояснением)
Ответ: решений нет
7. log6( 6х – 8 – х2) - log6( 4х – 23)=0 (Решают самостоятельно)
Ответ: решений нет
8. log22х – log2х – 2=0 (Решает ученик на обратной стороне крыла доски)
Ответ: x=4; x=1/2
9. (Один ученик решает у доски с пояснением)
Ответ: x=2, х=
10. 7= 4 (Решает полуустно)
Ответ:
11. x =8 (Решает учитель с помощью учеников)
Ответ: x=, х=2
12. logx(x2-4x+4)=1 (Решает учитель с помощью учеников )
Ответ: x=4
13. Решить неравенства:
а) log15(x-3)+log15(x-5)<1 (Решает ученик с пояснениями)
Ответ: 5<x<8
б) (Решает ученик с пояснениями)
Ответ: .
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
14. Решить систему уравнений
а)
Ответ: (15, 5)
б)
Ответ: (1; 9)
6. Самостоятельная работа
(по индивидуальным карточкам) (см. (приложение 3)7. Задания из ЕГЭ:
Задание 1А
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
log4(x-5)=log255.
1) (-4;-2), 2) (6; 8), 3) (3; 6), 4) (-8;-6).
Ответ: 3.
Задание 2А
Решите неравенство
.
1) , 2) , 3)(-10; 20), 4) (0,1; 20).
Ответ: 3.
Задание 3А
Найдите решение[x0; y0] системы уравнений
и вычислите значение разности x0 -y0.
1) 3; 2) 4; 3) 1; 4) 0.
Ответ: 2.
8. Итог урока
Мы сегодня обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания и умения по теме. За сегодняшний урок я ставлю следующие оценки:
9. Домашняя работа
(По индивидуальным карточкам (28 вариантов) и “Логарифмическая комедия”).
- Логарифмическая комедия (на приз Непера).
- “Комедия” начинается с неравенства , бесспорно правильного. Затем следует преобразование ,тоже не внушающее сомнения. Большому числу соответствует больший логарифм, значит.
После сокращения на имеем 2>3.
В чем ошибка этого доказательства?
В заключение урока Мязитова Рамиля прочтет вам стихотворение американского математика Мориса Клайна
“Музыка может возвышать или умиротворять душу
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни,
А математика способна достичь всех этих целей”.