Система работы на отделении заочного обучения – технология заочного обучения (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В нашей вечерней школе занятия проводятся по очно-заочной и заочной форме обучения. Представляю вкратце технологию заочного обучения, которую используем в работе.

Актуальность

Адекватной реакцией систем образования на изменение социального заказа стало появление учебных программ с гибкой структурой и новых образовательных технологий, ориентированных на индивидуальные запросы учащихся и их родителей. Большинство учащихся – слабоуспевающие не потому, что не любят учиться, а из-за большого перерыва в обучении.

Данная технология предусматривает решение проблемы пробелов в знаниях (в независимости от того, когда ученик пришел в ОУ, ему необходимо выполнить весь маршрут с начала и до конца).

Данная технология позволяет не только контролировать ход учебного процесса, но и всегда знать, в чем учащиеся испытывают затруднение.

Данная технология позволяет:

– обучаться с учетом выбранного профиля;

– обучаться тремя способами:

1. Очно (в соответствии с инвариантной частью учебного плана).

2. Дистанционно (заочно с предоставлением в указанные сроки учетных единиц, с последующим выходом на зачеты для подтверждения уровня освоения).

3. С использование информационный компьютерных технологий на электроном учебном месте (за счет часов консультаций).

-обучаться в удобное время;

-обучаться в удобном темпе, но соблюдая конечные сроки освоения образовательного маршрут (далее по тексту ОМ).

Роль учителя при делении учебного плана на 2 части: уроки по классно-урочной системе и консультации сводится к тому, что он может в рамках учебного плана руководить учебной работой очников и управлять на консультациях освоением учениками индивидуальных образовательных маршрутов.

Условия для организации ОП с заочниками:

Для осуществления технологии обучения заочников необходимо создать условия:

1.Образовательный маршрут:

– Разработать по каждому предмету ОМ, состоящий из отдельных блоков-модулей (зачет – это модуль; учетная единица (далее по тексту УЕ) – это блок).

– Определить какие ЗУН и ОУУН (требования к уровню подготовки выпускника) должны сформироваться в ходе изучения каждого модуля (зачета).

– Определить способы проверки освоения зачета (желательно уровень “А” и уровень “Б”, для учащихся выбравшего данный предмет в качестве профильного).

– Определить сроки (предельные) когда учащимися должны быть в ОУ сданы зачеты.

– Создать методическое обеспечение образовательных маршрутов (далее по тексту МООМ) на бумажных носителях, систему обучающих программ для ситуаций, если ученик не смог выполнить систему контроля по модулю (или определить ссылки на учебник).

– Создать систему текущего контроля освоения модуля по УЕ (тест, контрольные, сочинения и т.д. – работы проверочного характера, обязательные к выполнению в рамках данного зачета).

– Обеспечить лабораторно-практические работы по модулю – практические УЕ (методички, электронные варианты выполнения работ – виртуальные практические работы или лабораторные учебные места).

Систематизировать курс по каждому предмету:

  • ОМ по предмету включающий перечень зачетов, УЕ сроки сдачи, путеводитель с разъяснениями по особенностям работы (на бумажных носителях и в Эл виде).
  • КИМ по УЕ и зачетам (на бумажных носителях и с использованием автоматических контролирующих знания программ.).
  • МООМ с ссылками на учебники и пособия (тексты методических пособий созданные учителем и обучающие электронные программы по модулям).
  • лабораторно-практические (реально оборудованные рабочие места для проведения лабораторно-практических работ и виртуальные лабораторно– практические работы.).
  • путеводитель, позволяющий адаптировать ученика к электронному варианту освоения ОМ.
  • автоматическая система учета сданных УЕ и зачетов.

2. Наличие рабочих мест, позволяющих готовиться самостоятельно к освоению ОМ:

– Медиатека, обеспеченная ОМ на ПК (3-4) для учеников, где под руководством зав библиотеки ученики могут в 1 смену осваивать ОМ;

-компьютерный класс, где работающие в вечернее время осваивать, и сдают УЕ и зачеты (8-10 ПК) под руководством учителей консультантов.

– компьютерный класс (8-10), где есть возможность готовиться к ЕГЭ по всем предметам с использованием программ подготовки к ЕГЭ (как правила программ 1 С).

3. Наличие электронного программного обеспечения ОМ.

4. При ведении уроков по очной системе: видеофильмы, компьютерные презентации уроков и т.д.

5. Нормативно-правовая база, регламентирующая особенности ОП.

6. Графики работы в ком классов и учителей – консультантов, а также графики выполнения лабораторно-практических работ на реальных учебных местах.

Нормативно-правовая основа заочного обучения, выработанная в МОУ ЦО-2.

Группы при заочной системе обучения открываются при наличии не менее 9 человек.

Обучающиеся самостоятельно определяют уровень освоения предметов, предусмотренных образовательной программой. Как правило, если профессиональные планы не связаны с изучаемым предметом, выбирается уровень “А”, если связаны, то выбирается уровень “Б”. Обучающиеся составляют с ОУ договор о желаемом наборе предметов за рамками инвариантной части учебного плана, об уровне изучения предметов учебного плана, о форме обучения, а также о выбираемых итоговых экзаменах. На основании договора составляется образовательный маршрут для каждого ученика ОЗО.

Основными формами текущей аттестации на заочном отделении является сдача учетных единиц. Обучающиеся, своевременно сдавшие все учетные единицы, предусмотренные зачетным разделом, получают зачет автоматически. Если работы, выполненные учащимися, были присланы в ОУ, то ученик на зачетных неделях и в период сессии должен подтвердить уровень освоения программы за данный класс через тестовый контроль. Оценка за автоматический зачет, как правило, не может превышать среднюю арифметическую результатов контрольных, лабораторных, практических или самостоятельных работ проверочного характера, предусмотренных зачетным разделом. (Для получения итоговой оценки, суммируются оценки за все учетные единицы и делятся на количество учетных единиц).

Обучающиеся, не получившие зачет автоматически, сдают материал зачетного раздела в период зачета. Для учащихся, не сдавших УЕ в срок вводятся зачетные недели: 1-10 декабря, 1-10 февраля, 1-10 апреля. Если обучающийся не сдал зачеты, предусмотренные учебным планом, такой обучающийся выводится на сессию для сдачи экзаменов. Срок проведения сессии с 15 по 30 мая (для переводных классов) и с 10 по 25 мая (для выпускных). Аттестованным обучающимся на данный период времени предоставляются дополнительные каникулы. Обучающиеся, не сдавшие экзамены в сессию, считаются не аттестованными по результатам года. Прием экзаменов в сессию осуществляется экзаменационной комиссией, назначенной приказом директора. Протоколы экзаменационной комиссии хранятся в архиве Центра в течение всего периода обучения учащегося.

Основными формами обучения на заочном отделении являются лекции, лабораторно–практические работы, групповые консультации, семинарские занятия. Рекомендуется распределять учебное время из расчета 20% (лекции) и 80% (лабораторные, практические, семинарские занятия и групповые консультации).

Всем учащимся-заочникам выдается образовательный маршрут. Учащиеся его выполняют самостоятельно или могут получать консультацию у учителя. Для того чтобы получить допуск к зачету, учащиеся должны предоставить в учреждение выполненные учетные единицы в указанные сроки (последние сроки сдачи УЕ: 1 неделя ноября, 4 неделя декабря, 1 неделя марта) до начала зачетной неделе. После проверки работ учителем до учащегося доводит сведения о защите учетных единиц (если есть замечания по выполнению работы, то учащийся исправляет замечания и предоставляет работы на зачетной неделе (1-10 декабря, 1-10 февраля, 1-10 апреля). Для обучающихся по заочной форме выносятся в отдельные дни консультации, на которых учащийся может получить консультацию, по интересующему его вопросу; подтвердить самостоятельное выполнение учетной единицы или сдать зачет. На период зачетной недели занятия заменяются приемом зачетов в соответствии с расписанием.

Технология обучения.

Заочная форма обучения имеет разновидности:

Первый вариант: регулярное посещение учебных занятий и своевременная сдача учетных единиц, автоматическое получение зачета (аналог очной системе обучения);

Второй вариант обучение по заочной форме без регулярного посещения занятий со сдачей в Центре учителю предметнику (консультанту) УЕ и зачетов, согласно учебного графика, в сроки оговоренное в ОМ с использование ИКП;

Третий вариант обучение по заочной форме без посещения учебных занятий, но с представлением учетных единиц в письменном или в электронном виде, в сроки, указанные учебным графиком с обязательной сдачей зачетов в зачетный период (или как крайний вариант сдача экзаменов в период сессии.)

Допускается:

* обучение по системе экстернат (за 3 месяца до окончания учебного года (т.е. до 1 марта) ученик подает заявление для прохождения государственной (итоговой) аттестации, зачисляется в заочную группу, получает консультации, имеет право на посещение лабораторных и практических занятий, проводимые для обучающихся по очной форме. Учащимися сдаются экзамены по всем предметам учебного плана за класс).

Групповые занятия проводятся согласно календарно-тематического планирования (12 часов), на групповых занятиях реализуется следующая деятельность:

* Установочные лекции с использованием медиаресурсов на экране, распечатанных лекционных материалов (20-40% учебного времени)

* Отработка учебного материала в соответствии с содержанием УЕ на практических занятиях (допускается использование ПК)

* Организация лабораторно-практических работ (допускается использование ИКП при отсутствии лабораторного оборудования)

* Подготовка очников к ЕГЭ, проверка готовности по изучаемому разделу

учебной программы (контроль не реже 1 раза в месяц).

*Прием УЕ и зачетов в соответствии с образовательным маршрутом.

При регулярном посещение групповых занятий и выполнении УЕ в указанные сроки учащийся зачет получает автоматически.

Ученики, не имеющие возможность регулярно посещать ОУ, обучающиеся по второму варианту приходят на занятия в дни приема УЕ и зачетов в соответствии с ОМ сдает зачеты через тестовый контроль ПК. (Протокол сдачи зачета хранится в учебной части)

Учетные единицы выполняются на листках и хранятся у учителя предметника. У каждого учителя предметника есть экран успеваемости по классам и электронный журнал, созданный учителями в Excel.

Для обучающихся по заочной форме выносятся в отдельные дни консультации, на которых учащийся может получить консультацию, по интересующему его вопросу; подтвердить самостоятельное выполнение учетной единицы или сдать зачет, если его не устроило время занятия в группе.

Нормативно-правовое обоснование появления консультации:

При очной форме обучения на консультации и прием зачетов отводится 4 часа (в базисном учебном плане) на класс. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. В среднем на группу получается 2 часа на прием зачетов в неделю. Часы консультаций и приема зачетов выносятся в отдельные дни (В зависимости от количества заочных групп и очных классов насчитывается в среднем 16 часов на все ОУ, что позволяет 4 дня в неделю по 4 часа обеспечивать присутствие консультантов в компьютерном классе).

Если на занятии присутствуют учащиеся с разными формами обучения, то учитель так организует процесс, что бы в деятельность были включены все учащиеся: заочникам выдается учетная единица, методическое сопровождение, с помощью которого он будет ее выполнять; с очником идет работа в соответствии с КТП. Широко используется система взаимопомощи учеников очников ученикам не регулярно посещающим (по типу консультанта)

Заочник обучающихся по 3 варианту получает за выполненные письменные зачетные работы в журнал оценки с пометкой “з”. Уровень освоения учебного зачетного раздела должен быть подтвержден учеников непосредственно в ОУ в период консультаций, на зачете или в сессию. С этой целью в классном журнале на прием УЕ выделяются 2 графы. В первую ставят оценку за присланную работу, во 2ю за ее защиту. Оценка за зачет определяет оценками полученными учеником при защите работы.

Если ученики заочники не сдали своевременно УЕ и зачеты, в ОУ существуют зачетные недели в (1-10 декабря, 1-10 февраля, 1-10 апреля и сессия в мае). Классный руководитель обязан обеспечить явку на зачетную неделю (сессию) ученика задолжника. Учитель предметник принимает зачет, в случае полученной “2”, организуется обучение учеников по обучающим ИКП и повторный контроль знаний.

Стимулирование учащихся

  1. Дополнительные каникулы в период зачетной недели и сессии для учащихся успешно освоивших образовательный маршрут.
  2. При регулярном посещении занятий и своевременной сдаче учетных единиц учащийся получает зачет автоматически.
  3. Систематический контроль за сдачей учетных единиц и зачетов, и принятие мер по выполнению учебного плана. Ответственность классного руководителя.
  4. Благодарственное письмо на работу, родителям.

Ведение документации на отделении:

  1. Классный журнал (для заочников)
  2. Электронный журнал в Excel для недельного контроля.
  3. Временная занятость заочников для определения удобного режима занятий.
  4. Договора на ОМ, с указанием выбора предметов для изучения уровня “А” и “Б”.
  5. Приказы по зачтению результатов учеников, полученные ими в ОУ с государственной аттестацией.
  6. Электронный банк данных по группе риска.

Данная технология дает учителю:

1. Возможность организовать ОП с учащимися, осваивающими разные маршруты.

2. Контроль знаний, в том числе и задолжников.

3. Подготовка к ЕГЭ.

4. Организация лабораторно-практических работ с использование медиаресурсов в отсутствии оборудования.

Данная технология дает администрации:

1. Административный контроль за качеством.

2. Автоматизация системы управления.