Тема урока: Звуки [ф], [ф’], [ш], буквы Фф, Шш.
Цель урока:
- определение твердых и мягких звуков в словах;
- развитие умственных действий, анализ, сравнение, классификация, сопоставление;
- умение слушать и слышать другое “Я”.
Оборудование урока:
непрозрачные мешочки с буквами Ф и Ш;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
II. Выход на тему
– Сегодня на урок я принесла мешочки с секретом. Хотите раскрыть тайну? Надо ощупать предмет и попробовать отгадать что это?
/Прохожу по рядам, дети пытаются определить, что в мешочках, называют варианты ответов/
– Что же это? /Кажется буквы/
– Какие? /Похоже на Ф и Ш/
Проверим. Показываю буквы.
О них мы и будем сегодня говорить.
Определите к какой группе они относятся? /Согласные, звуки при произношении встречают препятствие/
III. Работа по теме
1. Классификация предметных картинок (вывешаны на доску).
Рассмотрите картинки, подумайте на какие группы их можно поделить? По какому признаку? /Группы с буквами, где есть звуки [ф] [ф’] и звуки [ш]/
Дети называют предмет, выделяют звук, определяют твердый он или мягкий и делят на группы.
Обобщаем: какие звуки имеет буква Ф и Ш?
2. Работа с азбукой:
1) Рассмотрите верхнюю часть страницы. Каким буквам она посвящена?
В каких рисунках встречается буква Ф? В каких названиях есть звук [ф’]?
Нарисуйте у этих картинок зеленый квадратик. Какого цвета квадрат у твердого звука?
2) Из чего построена буква Ш? /Из шишек, шаров, шахмат/
Назовите рисунки в названиях, которых есть мягкий согласный буквы Ш.
Вывод: [ш] – твердый согласный всегда.
Может кто-то помнит: у какой еще согласной буквы нет мягкого звука? /Это буква ж/
Физминутка
3. Наблюдение за звуками буквы Ф.
– Напечатайте слово ФИРМА.
/Работают у доски и в тетрадях/
– Произнесите звук буквы Ф, определите какой он твердый или мягкий? Покажите цветом /цветной квадратик/.
– Измените слово, изменив гласную, изменился ли звук? Покажите.
ФОРМА ФЕРМА ФИМА
Что изменилось в последнем слове? Изменился ли звук?
4. Наблюдение за звуком буквы Ш.
Задание из азбуки: “найди среди слов такое же: штопка”
Кто быстрее?
Которое по счету?
Какой звук буквы Ш в этом слове?
Покажите цветом звуки буквы Ш в других словах этой строки.
Что узнали о звуках буквы Ш? /Имеет только один твердый звук/
Отдых. Игра “Не ошибись!”
Показываю карточки со словами: филин, шар, машина, азбука.
Задания:
1. Прохлопайте все звуки в словах.
2. Подпрыгните столько раз, сколько в нем слогов.
Сравнение согласных по звучанию:
1. Выполнение задания азбуки:
Выпиши парами конечные согласные буквы. Произнеси и послушай пары звуков /б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с/.
Понаблюдайте за их звучанием.
– Как звучат слова? /Звонко, слышен голос/
– Справа? /Глухо, голоса не слышно/
На какие группы согласные поделились? /Звонкие и глухие/
2. Задание на доске: ма – ма
– Подберите пару согласных, чтобы получились разные слова /мак – маг/.
– Как произносятся слова? /Одинаково/
– А пишутся? /По-разному/
– Что изменила буква? /Смысл слова/
– Что такое мак?
– Кто такой маг?
3. Чтение с новыми буквами.
У меня тоже есть волшебная палочка, как у мага. Сейчас я взмахну ею и мы окажемся на футболе.
Чтение из “Азбуки” веселого стихотворения о футболе.
Задание: найти слова с новыми буквами, определить какие звуки у этих букв: твердые – мягкие, звонкие – глухие.
Итог:
– Узнал ли ты что-то новое о согласных звуках?
– Можешь ли похвалить себя за работу на уроке?
– Кого еще бы похвалил, за что?