Цели:
1. Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.
2. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся.
3. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.
Оборудование: рисунок звездного неба, звезды, плакаты с девизом и учебной задачей, образец написания цифры 0, карточки с неравенствами, карточки с цифрами, раздаточный материал – карточки с изображением животных, разрезные цифры, наборное полотно, рисунки солнца и солнца с облаком, карточки с именами детей, веера с числами от 0 до 10, учебник Аргинской И.И., Бененсон Е.П., Итиной Л.С. (часть 2).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Эмоциональный настрой.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим сказочное космическое путешествие.
Ученик читает стихотворение:
Далекие звезды в небе горят,
Зовут они в гости умных ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.
– Мы все станем космонавтами. Прочитайте хором слова, которые станут девизом нашего урока-путешествия.
На доске плакат:
Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
– Во время полета вы будете осваивать новые знания, а на небе каждый раз будет загораться новая звезда.
III. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, мышка), карточки с цифрами 2, 2, 3, 4, 4, 5, пустая карточка.
– Эти животные просят оказать им помощь. Что вы заметили? (Высказывания детей.)
Рисунок 1
– Предлагаю поработать в парах. Определите, сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. (Работа в парах.)
(Проверка с помощью вееров.)
– Молодцы, вы помогли животным. Зажигаем звезду.
(Прикрепляю звезду на звездное небо.)
– Что вы заметили, выполняя это задание?
– Что можете сказать о количестве крыльев у мышки?
– Да, у мышки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа?
– Знаете ли вы это число?
– Какую учебную задачу поставите для урока-путешествия? (Познакомиться с новым числом.)
– Молодцы, мы открываем еще одну звезду.
(Прикрепляю звезду на звездное небо.)
IV. “Открытие” детьми нового знания.
– Ваши мысли, какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у мышки?
– Кто думает по-другому?
– Уточните учебную задачу.
На доске прикрепляю плакат:
У.З.
Познакомиться с числом ноль и цифрой 0.
– Число ноль записывают цифрой 0.
(Показываю образец написания цифры 0.)
– Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)
Ученик читает стихотворение:
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
– На что предлагаете обратить внимание при написании этой цифры?
Объясняю и выполняю показ на доске:
– Могу прокомментировать. С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, который опускается на середину нижней стороны клетки. Потом опять округло двигаемся вверх к началу овала.
Дети прописывают цифры в учебнике (№ 85, стр. 36).
– Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее учителю и соседу по парте.
– Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.
(Прикрепляю звезду на звездное небо.)
V. Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),
Влево тоже наклоняйся (4 наклона).
Покружились, повертелись
И на место все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И считать мы начинаем.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Графический диктант (№ 83, стр.36).
– А теперь предлагаю задание для самых внимательных! Чтобы лететь было веселее, мы возьмем в полет друга. Нарисуем его по клеточкам.
Рисунок 2
Диктую:
– Влево – 1 клетка, вниз – 2, вправо – 4, вверх – 3, вправо – 1, вниз – 5, влево – 1, вверх – 1, влево – 1, вниз – 1, влево – 3, вверх – 1, вправо – 2.
Рисунок 3
– Кого же мы возьмем с собой в полет? (Собачку.)
– Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека. Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)
А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать.
Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:
- ушей; (2)
- лап; (4)
- хвостов; (1)
- рогов. (нисколько)
– С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)
– Вернемся к нашему рисунку. Сколько раз провели линию влево? (4)
– Сколько раз провели линию вправо? (3)
(Проверка с помощью вееров.)
– Какое задание можно выполнить с этими числами? (Записать неравенства, сумму,…)
– Предлагаю составить неравенства с этими числами. (Самостоятельная работа учащихся.)
(Открываю карточки с неравенствами. Самопроверка работы учащимися.)
– Проверьте свою работу.
(Дети читают записи хором.)
– А теперь попрошу вас записать сумму этих чисел и найти ее значение. (Самостоятельная работа учащихся.)
Выходит ученик для проверки у доски. Записывает, читает запись.
Рассматриваем варианты:
4 + 3 = 7 3 + 4 = 7
– Как вы думаете, почему значение суммы не изменилось?
– Вы еще этого, конечно, не знаете, об этом разговор нам еще предстоит.
– Кто ни разу не ошибся при выполнении этого задания?
– На небе загорается еще одна яркая звезда. Космонавтам можно немного отдохнуть.
(Прикрепляю звезду на звездное небо.)
2. Физминутка.
Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам –
Шлеп, шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
3. Задание на распределение внимания. Письмо изученных цифр (№ 87, стр. 37).
– В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то космическим телом. Ее так качнуло, что у веселых клоунов все цифры разлетелись, потерялись. Помогите клоунам найти спрятавшиеся цифры и обведите их ручкой.
(Самостоятельная работа учащихся.)
– Какие цифры спрятались?
Рисунок 4
(Дети называют, выставляю на наборном полотне цифры: 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.)
– Предлагаю выставить их в порядке возрастания.
(Ученик выставляет на наборном полотне.)
– Ребята, запишите эти цифры в своих тетрадях.
(Индивидуальная работа учащихся.)
– Справились? Молодцы! На небе загорелась очередная звезда! Все цифры на своих местах. Неисправность устранили.
VII. Рефлексия.
– Поздравляю всех! Путешествие к Солнцу закончилось. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звезд зажглось на нашем пути. А это значит, что столько новых знаний вы получили.
Какие открытия вы совершили за время путешествия?
(На доске выставляю два рисунка: солнце и солнце с облаком.)
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
– Кому на уроке, во время путешествия было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю определить карточку со своим именем к солнышку.
– Тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю определить карточку со своим именем к солнышку с облаком.
(Дети по рядам выходят к доске, выставляют свои карточки.)
– Спасибо всем участникам нашего полета!