Строковые операторы и функции языка Basic

Разделы: Информатика


Цель урока: Изучить строковые операторы и функции Turbo Basic, их синтаксис и семантику.

Задачи урока:

учебные

  • усвоение учащимися строковые операторы и функции Turbo Basic
  • формирование умений и навыков записи операторов на Бейсике

развивающие

  • развитие творческих способностей
  • развитие у учащихся познавательного интереса
  • развитие логического мышления учащихся при составлении программ
  • формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний

воспитательные

  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы
  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока:

  • компьютеры
  • среда программирования Turbo Basic
  • листы с практическими заданиями
  • листы с текстовыми заданиями
  • компьютерная презентация в Power Point.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Закрепление изученного материала
  4. Подведение итогов урока
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами начнем знакомство со строковыми операторами и функциями. Вы узнаете, как записываются строковые операторы и функции, и для чего они предназначены.

2. Объяснение нового материала

Учитель: Как вы думаете, что в Бейсике называют текстом, символьной строкой, строкой символов или просто строкой?

ОПР: Текстом, символьной строкой, строкой символов или просто строкой в Бейсике называют совокупность вводимых с клавиатурой символов.

Имена строковых переменных отличаются от обычных добавлением знака $.

Сами строки как правило заключаются в кавычки.

Каждый символ, представленный на клавиатуре для компьютера переводится в числовой код.

Эти коды объединены в стандартную международную таблицу кодов ASCII. Коды с 0 по 32 не имеют изображения на экране и служат для функций управления (пробел, клавиши управления курсором и т.д.).

Далее следуют знаки препинания, цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита и другие символы, которые вы можете найти на клавиатуре. Всего их 128.

А еще 128 кодов (от 129 до 255) служат для расширения возможностей клавиатуры, например для генерации национальных символов — в нашем случае для кириллицы.

Учитель: Открыли презентацию “Строковые операторы и функции”. (Приложение1)

3. Закрепление изученного материала

Учитель: Практическая работа - начинаем выполнять задание №1. Прочитает условие задачи в слух …………

Задания:

  1. Определите, что за символы скрываются под кодами 33, 66, 99, 100, 128
  2. Определите коды первых символов Вашего имени и Фамилии.
  3. Напишите программу, выводящую на экран символы, скрывающиеся за кодами 129-255
  4. Определите сколько символов в адресе:
  5. 197110, Россия, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 78-33.
  6. Написать программу, определяющую, сколько символов во введенном с клавиатуре тексте.
  7. Из символов одного текста с помощью строковых функций и операции слияния получить другой текст
  • Из "информатика" получить "форма" и "рифма".
  • Из "индивидуальность" получить "диво" и "лавина".
  • Из "структура" получить "рак" и "трут".
  • Из "стандартизация" получить "заря" и "артист".
  • Преобразовать тексты:
  • Из текста "береги честь смолоду" получить текст "смолоду честь береги".
  • Из текста "один с сошкой, а семеро с ложкой" получить текст "семеро с ложкой, а один с сошкой".
  • Из текста "мал золотник, да дорог" получить текст "дорог золотник, да мал".
  • Из текста "на всякого мудреца довольно простоты" получить текст "на мудреца всякого простоты довольно".

Применяя функции ASC и CHR$ к примеру простейшей шифровки информации, когда символы вводятся побуквенно, а программа определяет их код, добавляет к ним 1 и выводит на экран вместо введенного символа символ с новым получившимся кодом.

Слово для тестовой проверки такой программы — "САТ", после его побуквенного введения должно получиться "DBU".

Вызов первых решивших к доске.

1. Задана строка а$ = "10 мая 2001 года". Записать значения следующих функций:

1.1. b = LEN(a$);

1.2. с$ = LEFT$(6, a$);

1.3. d$ = RIGHT$ (6, а$);

1.4. е$ = MID$(a$, 8, 4);

1.5. f$ = UPCASE$(a$);

1.6. g$ = MID$(a$, 8);

1.7. n$ = MID$(a$, 15) + MID$(a$, 4, 2);

1.8. p$ = LEN(MID$(a$, 10))

2. Определить какие слова получаются в результате выполнения приведенной программы:

CLS

F$= “ГАЗОНОКОСИЛЬЩИК”

W$=MID$(F$, 4, 2)+RIGHT$(F$,7)

D$= MID$(F$, 4, 2)+LEFT$(F$,2)

T$= MID$(F$, 9, 1)+ MID$(F$, 7, 2)+ MID$(F$, 11, 2)+ MID$(F$, 7, 2)+

? W$

? D$

? T$

4. Подведение итогов.

Учитель: Заканчиваем сою работу. Выходим из программы. Садимся за парты.

По итогам работы на уроке учитель выставляет учащимся оценки.

5. Домашнее задание

Подготовиться к опросу по записям в тетради.

Составить программу: Применяя функции ASC и CHR$ к примеру простейшей шифровки информации, когда символы вводятся побуквенно, а программа определяет их код, добавляет к ним 1 и выводит на экран вместо введенного символа символ с новым получившимся кодом.

Слово для тестовой проверки такой программы — "САТ", после его побуквенного введения должно получиться "DBU".