Цель урока: Изучить строковые операторы и функции Turbo Basic, их синтаксис и семантику.
Задачи урока:
учебные
- усвоение учащимися строковые операторы и функции Turbo Basic
- формирование умений и навыков записи операторов на Бейсике
развивающие
- развитие творческих способностей
- развитие у учащихся познавательного интереса
- развитие логического мышления учащихся при составлении программ
- формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний
воспитательные
- привитие учащимся навыков самостоятельной работы
- воспитание бережного отношения к компьютерной технике
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока:
- компьютеры
- среда программирования Turbo Basic
- листы с практическими заданиями
- листы с текстовыми заданиями
- компьютерная презентация в Power Point.
План урока:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами начнем знакомство со строковыми операторами и функциями. Вы узнаете, как записываются строковые операторы и функции, и для чего они предназначены.
2. Объяснение нового материала
Учитель: Как вы думаете, что в Бейсике называют текстом, символьной строкой, строкой символов или просто строкой?
ОПР: Текстом, символьной строкой, строкой символов или просто строкой в Бейсике называют совокупность вводимых с клавиатурой символов.
Имена строковых переменных отличаются от обычных добавлением знака $.
Сами строки как правило заключаются в кавычки.
Каждый символ, представленный на клавиатуре для компьютера переводится в числовой код.
Эти коды объединены в стандартную международную таблицу кодов ASCII. Коды с 0 по 32 не имеют изображения на экране и служат для функций управления (пробел, клавиши управления курсором и т.д.).
Далее следуют знаки препинания, цифры, строчные и прописные буквы латинского алфавита и другие символы, которые вы можете найти на клавиатуре. Всего их 128.
А еще 128 кодов (от 129 до 255) служат для расширения возможностей клавиатуры, например для генерации национальных символов — в нашем случае для кириллицы.
Учитель: Открыли презентацию “Строковые операторы и функции”. (Приложение1)
3. Закрепление изученного материала
Учитель: Практическая работа - начинаем выполнять задание №1. Прочитает условие задачи в слух …………
Задания:
- Определите, что за символы скрываются под кодами 33, 66, 99, 100, 128
- Определите коды первых символов Вашего имени и Фамилии.
- Напишите программу, выводящую на экран символы, скрывающиеся за кодами 129-255
- Определите сколько символов в адресе:
- 197110, Россия, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 78-33.
- Написать программу, определяющую, сколько символов во введенном с клавиатуре тексте.
- Из символов одного текста с помощью строковых функций и операции слияния получить другой текст
- Из "информатика" получить "форма" и "рифма".
- Из "индивидуальность" получить "диво" и "лавина".
- Из "структура" получить "рак" и "трут".
- Из "стандартизация" получить "заря" и "артист".
- Преобразовать тексты:
- Из текста "береги честь смолоду" получить текст "смолоду честь береги".
- Из текста "один с сошкой, а семеро с ложкой" получить текст "семеро с ложкой, а один с сошкой".
- Из текста "мал золотник, да дорог" получить текст "дорог золотник, да мал".
- Из текста "на всякого мудреца довольно простоты" получить текст "на мудреца всякого простоты довольно".
Применяя функции ASC и CHR$ к примеру простейшей шифровки информации, когда символы вводятся побуквенно, а программа определяет их код, добавляет к ним 1 и выводит на экран вместо введенного символа символ с новым получившимся кодом.
Слово для тестовой проверки такой программы — "САТ", после его побуквенного введения должно получиться "DBU".
Вызов первых решивших к доске.
1. Задана строка а$ = "10 мая 2001 года". Записать значения следующих функций:
1.1. b = LEN(a$);
1.2. с$ = LEFT$(6, a$);
1.3. d$ = RIGHT$ (6, а$);
1.4. е$ = MID$(a$, 8, 4);
1.5. f$ = UPCASE$(a$);
1.6. g$ = MID$(a$, 8);
1.7. n$ = MID$(a$, 15) + MID$(a$, 4, 2);
1.8. p$ = LEN(MID$(a$, 10))
2. Определить какие слова получаются в результате выполнения приведенной программы:
CLS
F$= “ГАЗОНОКОСИЛЬЩИК”
W$=MID$(F$, 4, 2)+RIGHT$(F$,7)
D$= MID$(F$, 4, 2)+LEFT$(F$,2)
T$= MID$(F$, 9, 1)+ MID$(F$, 7, 2)+ MID$(F$, 11, 2)+ MID$(F$, 7, 2)+
? W$
? D$
? T$
4. Подведение итогов.
Учитель: Заканчиваем сою работу. Выходим из программы. Садимся за парты.
По итогам работы на уроке учитель выставляет учащимся оценки.
5. Домашнее задание
Подготовиться к опросу по записям в тетради.
Составить программу: Применяя функции ASC и CHR$ к примеру простейшей шифровки информации, когда символы вводятся побуквенно, а программа определяет их код, добавляет к ним 1 и выводит на экран вместо введенного символа символ с новым получившимся кодом.
Слово для тестовой проверки такой программы — "САТ", после его побуквенного введения должно получиться "DBU".