Показателями успешности работы школы являются:
- Выполнение закона РФ “Об образовании”.
- Стабильность роста успеваемости учащихся и качества знаний учащихся.
- Увеличение числа учащихся – победителей олимпиад, призеров конкурсов.
- Успешное поступление выпускников школы в ВУЗы.
Основные направления работы школы были направлены на решение главной задачи школы: создание условий для формирования социально – адаптированной личности школьника в свете модернизации образования через:
- Совершенствование учебно – воспитательного процесса в свете обновления содержания образования.
- Внедрение новых образовательных технологий.
- Информатизация образовательного процесса.
- Формирование воспитательной среды.
- Система управления школой.
Наша школа является адаптивной – школой со смешанным контингентом учащихся, где учатся способные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно - развивающем обучении.
Всего обучается в школе на конец 2005/2006 учебного года– 307 учащихся
- 1 - 4 классы - 130
- 5 - 9 классы - 138
- 10 - 11 классы - 39
Из них обучается на дому – 4 чел, по программе VII вида – 27 чел, по программе VIII вида – 4 чел, дети – инвалиды – 4 чел.
Закончили учебный год на отлично – 39 чел.
На хорошо и отлично – 88 чел.
Таким образом, процент качества знаний составил - 41,3 %
По школе в сравнении:
Учебный год | 2001/2002 | 2002/2003 | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 |
Успеваемость | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Качество | 43,3 % | 42,3 % | 42,3 % | 41,6 % | 41,3 % |
Аттестаты с отличием | 5 | 6 | - | 3 | 3 |
Медали | 3 | - | 4 | 3 | - |
Наблюдается снижение качества знаний в сравнении с предыдущими годами. Во многом это связано с введением новой формы аттестации – единого государственного экзамена
Выполнение учебного плана и программ зафиксировано по всем предметам. Отставание в отдельных образовательных областях составляет всего 1 – 2 часа в связи с праздничными днями.
Анализ качества знаний по отдельным предметам за три года показывает следующую динамику развития:
№ | Предмет | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | |||
уровень усвоения | кач. знаний | уровень усвоения | кач. знаний | уровень усвоения | кач. знаний | ||
1. | Русский язык | 100 % | 53 % | 100 % | 57,3 % | 100 % | 65,9 % |
2. | Литература | 100 % | 67,4 % | 100 % | 71,7 % | 100 % | 79,5 % |
3. | Иностранный язык (англ.) | 100 % | 66,1 % | 100 % | 64,8 % | 100 % | 56,3 % |
4. | Математика | 100 % | 70,3 % | 100 % | 70,2 % | 100 % | 80,6 % |
5. | Алгебра | 100 % | 43,7 % | 100 % | 48,7 % | 100 % | 51,4 % |
6. | Геометрия | 100 % | 44,5 % | 100 % | 53,1 % | 100 % | 62,7 % |
7. | Информатика | 100 % | 85,3 % | 100 % | 85,5 % | 100 % | 88,2 % |
8. | Физика | 100 % | 56,1 % | 100 % | 48 % | 100 % | 52,7 % |
9. | Природоведение | 100 % | 86,6 % | 100 % | 87,5 % | 100 % | 89,6 % |
8. | География | 100 % | 56,7 % | 100 % | 60 % | 100 % | 63,6 % |
9. | Биология | 100 % | 55,5 % | 100 % | 64,2 % | 100 % | 70,5 % |
10. | Химия | 100 % | 47,2 % | 100 % | 52,2 % | 100 % | 57,8 % |
11. | История России | 100 % | 60,8 % | 100 % | 67,5 % | 100 % | 68,6 % |
13. | Всеобщая история | 100 % | 58,3 % | 100 % | 75,6 % | 100 % | 67 % |
14. | Обществознание | 100 % | 62,8 % | 100 % | 73,2 % | 100 % | 71,1 % |
15. | Черчение | 100 % | 57,6 % | 100 % | 59 % | 100 % | 63,3 % |
16. | Изобразительное искусство | 100 % | 92,2 % | 100 % | 93,4 % | 100 % | 97 % |
17. | Трудовое обучение | 100 % | 91,4 % | 100 % | 92,8 % | 100 % | 93,1 % |
18. | Физическая культура | 100 % | 90,8 % | 100 % | 93,1 % | 100 % | 92,8 % |
19. | ОБЖ | 100 % | 92,7 % | 100 % | 92,7 % | 100 % | 92,7 % |
20. | Музыкальное искусство | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
В целом прослеживается положительная динамика роста практически по всем предметам, что свидетельствует о повышении профессионализма и совершенствовании профкомпетентности учителей, применении в системе современных технологий, в частности информационных, усиление работы со слабоуспевающими и способными учащимися.
Динамика снижения качества знаний наблюдается только по двум предметам: иностранный язык и физика. Причины могут быть следующие:
Смена учителя иностранного языка и объективность выставления оценок (ранее иностранный язык преподавал молодой специалист с малым опытом работы), введение иностранного языка на I ступени обучения в условиях эксперимента, что вызывает определенную трудность в освоении младшими школьниками предмета и отражается на качестве знаний.
Итоговая аттестация учащихся:
Средний по муниципальному образованию процент успеваемости учащихся выпускных классов | Средний по муниципальному образованию процент качества обучения учащихся выпускных классов | Средний по муниципальному образованию процент учащихся выпускных классов, имеющих высший балл “5” по всем предметам | |
Первая ступень общего образования (4-й кл.) |
100 % | 57,4 % | 25,3 % |
Вторая ступень общего образования (9-й кл.) |
100 % | 26,4 % | 8,8 % |
Третья ступень общего образования (11 кл.) |
100 % | 55,5 % | –––– |
Выбор итоговой аттестации учащимися 11 классов в форме ЕГЭ
№ | Предмет | Количество сдававших / процент |
1. | Математика | 21 / 100 % |
2. | Русский язык | 15 / 71,4 % |
3. | История России | 4 / 19 % |
4. | Физика | 3 /14,2 % |
5. | Химия | 2 / 9,5 % |
6. | Биология | 4 / 19 % |
7. | География | 5 /23,8% |
8. | Обществознание | 1/ 4,7% |
9. | Литература | ––– |
10. | Английский язык | ––– |
Самым востребованным является русский язык, востребованы предметы естественного цикла, физика, исторические дисциплины. Не были выбраны литература, английский язык. Вызывает беспокойство “литература”, которая за этот и предыдущие годы в форме ЕГЭ не была востребована ни разу.
Выбор итоговой аттестации учащихся 9-х классов
№ | Предмет | Всего сдававших предмет чел. / % |
1. | Алгебра | –––– |
2. | Русский язык | –––– |
3. | История России | 2 / 5,4 % |
4. | Физика | ––– |
5. | Химия | 9 / 24,3 % |
6. | Биология | 2 / 5,4 % |
7. | География | 4 /10,8 % |
8. | Обществознание | 8 / 21,6 % |
9. | Литература | 4 / 10,8 % |
10. | Иностранный язык | ––– |
11. | История Всеобщая | ––– |
12. | Физическая культура | 16 / 43,2 % |
13. | Технология (трудовое обучение) | 4 / 10,8 % |
14. | Черчение | 13 /35,1 % |
15. | ОБЖ | не велся предмет |
16. | Информатика | 8 /21,6 % |
15. | Другие (в соответствии с учебным планом) | –––– |
Большой процент выбора предмета – “Физическая культура”, “Черчение”. “Химия”, “Обществознание”, “Информатика”. Совсем не выбрали “Русский язык”, “Иностранный язык”, “Физика”.
Результаты итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ
Предмет | Средний балл |
Математика | 3,2 балла |
Русский язык | 3,5 балла |
История России | 4 балла |
Физика | 3,6 балла |
Химия | 3,5 балла |
Биология | 3,6 балла |
Обществознание | 4 балла |
География | 3 балла |
Результаты итоговой аттестации в 11-м классе в традиционной форме
Предмет | Средний балл |
Русский язык и литература (письменно) |
3,7 балла |
Литература | 5 баллов |
Информатика | 5 баллов |
Физическая культура | 4,6 балла |
ОБЖ | 5 баллов |
Трудовое обучение | 4,7 баллов |
Результаты итоговой аттестации в 9-м класса
Предмет | Средний балл |
Математика | 2,5 балла |
История России | 4,5 балла |
Химия | 4,5 балла |
Биология | 4 балла |
Обществознание | 3,7 балла |
География | 4 балла |
Черчение | 3,6 балла |
Информатика | 4,2 балла |
Литература | 4 балла |
Трудовое обучение | 4,7 балла |
Русский язык (письменно) | содержание – 3,6 балла грамотность – 3,7 балла |
физическая культура | теория – 3,4 балла практика – 4,1 балл |
За 2005/2006 учебный год администрацией школы было посещено 292 урока и внеклассных мероприятий.
Основные направления посещения и контроля уроков:
- Внедрение эффективных технологий обучения как условие повышения качества образования;
- Результаты апробации новых учебно – методических комплексов;
- Уровень самоконтроля за деятельностью на уроке учащихся и учителей;
- Реализация личностно – ориентированных подходов к обучению;
- Преподавание дисциплин в условиях предпрофильной подготовки;
- Преемственность содержания образования на всех ступенях обучения.
Отмечено, что ряд учителей организовывают учебную и внеурочную деятельность согласно требованиям модернизация содержания образования: БобриневаА.В., Альтяпова Ю.В., Константинова Э.Н., Виноградова Л.Ю., Пронь Т.Г.,
Активно внедряют информационные технологии в процесс обучения школьников, используют мультимедиапродукцию Константинова Э.Н.,Артеменко Е.Н., Аврамчук Н.Ф., частично Боробова Е.В., Ткаченко Т.С., Шахова Т.Н., Палецких С.В., Виноградова Л.Ю.
Но по большому счету уроки организованы на недостаточно высоком уровне. Основные проблемы – это использование преимущественно комбинированного типа урока, отсутствие системы опроса, однообразие форм и приемов работы.
Личностно – ориентированное обучение предполагает использование здоровьесберегающих технологий. На уроках, которые были посещены, только у учителей начальной школы проводились физминутки, психологические тренинги, динамические паузы, зарядка для глаз. Наблюдается перезагруженность учащихся домашними заданиями, которые зачастую не дифференцируются, задается большой объем письменных работ (Самсонова Н.Н., Колесникова Л.С.).
В практике учителей школы реализуется первый уровень требований:
ФИО учителей, давших высокие результаты обучения:
- Кардаш Т.В. – начальные классы – 84,6 %
- Бобринева А.В. – начальные классы – 73,3 %
- Самсонова Н.Н. – иностранный язык – 5 Б – 100 %,6 А – 79 %,11 – 70 %
- Виноградова Л.Ю. – математика 5 Б – 93 %, 6 А – 78 %
- Палецких С.В. - история – 5 А, Б – 100 %, 11 – 77 %
- обществознание 10 – 80 %, 11 – 83 %
- Константинова Э.Н. – история – 6 А – 72 %
- обществознание – 7 А – 86 %
- Пронь Т.Г. – география – 5 А – 83 %,5 Б – 100 %, 9 А – 82 %
Методическая работа:
Исходя из главной задачи была сформулирована перед педколлективом методическая проблема: внедрение эффективных технологий в системе образовательного пространства школы в свете модернизации Российского образования.
Большую роль в преобразовании сфер жизнедеятельности школы играют методические объединения учителей, творческие и проблемные группы.
Одна из задач методической работы в 2005/2006 учебном году - создание новых форм профессиональных педагогических объединений (уход от традиционных МО учителей по профессиональным областям).
Были созданы:
- Годичная команда учителей по организации предпрофильной подготовки;
- Совет классных руководителей;
- Проблемная группа учителей по созданию реализации элективных курсов;
- Проблемная группа по информатизации образования;
- ПМПк
- Школьная аттестационная комиссия
- Экологическая работа в школе (творческая группа)
- Издательская деятельность ( творческая группа)
- Проблемные группы учителей начальной школы ( две группы)
Хорошую результативную работу можно отметить только проблемной группы по информатизации образования и творческой группы по издательской деятельности. Совсем невостребованной оказалась проблемная группа по реализации элективных курсов. В 2005/2006 году попытка создать свою авторскую программу элективного курса была только у учителя географии Пронь Т.Г.
На базе нашей школы в 2005/2006 учебном году прошли мероприятия районного уровня:
- Деятельностный подход в начальной школе.
- Модернизация естественно – географического образования.
- Итоговая аттестация школьников по математике в условиях ЕГЭ и предпрофильной подготовки.
- Все мероприятия получили высокую оценку присутствовавших на нем руководителей и учителей района.
В школе активно идет процесс обновления содержания образования через внедрение и апробацию новых учебно – методических комплексов:
В 2006/2007 учебном году в школе апробировалась программа “ Школа 2100”( 1 А,Б, 3 А,Б - 1 год обучения и 3 год обучения), “Гармония” ( 4 А,Б - 4 год обучения),
“Перспективная начальная школа” ( 2 год обучения). По - прежнему внедряется курс информатики и иностранного языка со второго класса в начальной школе. В среднем звене учителя математики Виноградова Л.Ю. и Колобов Е.В. апробирует курс математики под редакцией Г.В. Дорофеева (5Б,6 А,6 Б классы), учитель истории Палецких С.В. второй год реализует новый курс “ Обществознание” в 5 классах под редакцией А.И.Кравченко, в старшем звене впервые учитель русского языка и литературы Боробова Е.В. апробирует курс русского языка под редакцией Н.Гольцовой.
Организация предпрофильной подготовки осуществляется полностью. Программа по реализации элективных и ориентационных курсов выполнена 100 %. Технология “портфолио” правильно понята учащимися и родителями. Выбран тип “портфолио” - это “портфолио документов”.
На сегодняшний день портфолио имеют из 36 учащихся - 30.
Причины отсутствия “портфолио”:
- Нет никаких достижений;
- Низкий уровень навыков самоорганизации;
- Нежелание, не видят в создании “портфолио” необходимости, уходят после 9 класса.
Использование возможностей заочных школ в организации профильного обучения с дистанционной поддержкой остается проблемой. На сегодняшний день в таких школах обучается только 10 % девятиклассников.
Причиной низкого процента является главным образом отсутствие сети Интернет в школе и дома у учащихся.
По – прежнему остается проблемным вопрос оснащения кабинетов и классных комнат в условиях профильного и предпрофильного обучения. На сегодняшний день ставится вопрос о создании ресурсных кабинетов. Такими кабинетами можно считать базовый кабинет по программе “ Школа 2100” - зав. Бобринева А.В., кабинет истории и обществознания – зав. Константинова Э.Н., кабинет химии – зав. Рупас А.Ф. и изостудию – зав. Сенатрева Л.П. В 2006 /2007 году стоит задача создания ресурсных кабинетов биологии и литературы.
Не на достаточном уровне организована работа со способными и слабоуспевающими учащимися. Работа с данной категорией учащихся носит скорее эпизодический характер, чем системный. Все же хочется отметить хорошую работу в данном направлении Константиновой Э.Н., Пронь Т.Г., Костяновой Л.А., Аврамчук Н.Ф., Альтяповой Ю.В., Самсоновой Н.Н., Ткаченко Т.С.
В перспективе необходимо реализовывать творческий потенциал педагогов школы, видится создание научного общества учащихся, творческих мастерских.
2005/2006 учебный год
- Победители районных предметных олимпиад – 24 чел.- 8,1 %
- Победители творческих конкурсов – 9 чел. - 3,2 %
- Победители спортивных соревнований – 11 чел. - 3,7 %
Согласно Концепции модернизации Российского образования современная школьная библиотека должна представлять всем участникам педагогического процесса доступ к обширной справочной информации, в настоящее время школьная библиотека, кроме имеющейся литературы различного рода, в 2005/2006 году значительно пополнилась видео и аудиоматериалами. Создан видеосалон, проведена работа по эстетическому виду помещения, имеются информационные стенды, создан электронный каталог.
Был проведен ряд читательских конференций, активно работал актив библиотеки, библиотечные уроки проводились в системе, организован клуб семейного чтения.
Компьютеризация школы должна качественно изменить роль школьной библиотеки и содержание ее деятельности. Библиотека, кабинет информатики с выходом в сеть Интернет образуют единый информационный центр для учащихся, педагогов и родителей.
В целях распространения опыта работы учителей в течение учебного года функционировала “ Школа положительного педагогического опыта”. Все запланированные открытые уроки и мероприятия были успешно проведены.
Количество открытых уроков – 36 уроков
Самыми лучшими можно назвать:
- Пронь Т.Г. – 10 класс “ Страны АТР. Япония” - география
- Оксенюк В.Б. – 1 класс “ Число 7” - математика
- Боробова Е.В. – 10 класс “ Интервью как жанр публицистики” - русский язык
- Аврамчук Н.Ф. 3 А класс “ Театр кукол” - интегрированный урок “технология - изобразительное искусство”
- Виноградова Л.Ю. 6 А класс “ Проценты и дроби” - математика
Но, несмотря на предпринятые педагогическим коллективом шаги, по совершенствованию современного урока, не устранена проблема методического характера. А именно преподавание предметов не достигло высокого уровня педагогической технологии. Часть учителей, имеющих уже достаточно большой опыт работы. Слабо владеют методикой прменения диагностики психолого – педагогического состояния класса и не обладают навыками корректной мотивации учебной деятельности учащихся. Особого внимания требует проблема методики лекционно – зачетной системы обучения. Учителя – стажисты очень неохотно внедряют в практику работы информационные технологии.
В школе разработана система повышения квалификации учителей через аттестацию. В 2005/2006 учебном году прошли аттестацию 9 учителей, что составляет 23,6 %.
Из них пять учителей проходили аттестацию впервые.
На следующий год заявление на аттестацию подали 5 учителей.
Важным моментом повышения квалификации учителей является курсовая подготовка. Длительные курсы в 2005/2006 учебном году прошли 5 педагогов. Краткосрочные курсы прошли 80 % учителей. На сегодняшний день курсовая подготовка в школе пройдена 97,3 %.
Несмотря на большой объем проделанной работы в школе остаются проблемы по совершенствованию методической работы профкомпетентности учителей:
- обобщение положительного педагогического опыта;
- управление образованием на диагностической основе
- формы и методы работы со способными и слабоуспевающими учащимися
- внедрение эффективных образовательных технологий в педагогический процесс.
Политика школы в новом учебном году:
- основной акцент в управленческой сфере необходимо сделать на разработку более эффективной системы тщательного отслеживания образовательных процессов в школе – мониторинг;
- продолжить работу по формированию творческого потенциала личности учащегося и педагога в условиях развивающей направленности обучения;
- доведение учебно – воспитательного процесса до уровня технологии путем внедрения эффективных педагогических технологий в педагогический процесс;
- повысить влияние информатизации школы на качество преподавания всех образовательных предметов