Интегрированная программа опережающего обучения географии и математике в системе общего образования

Разделы: География


Пояснительная записка

Цели программы: обеспечить интеллектуальное, нравственное и духовное развитие учащихся; возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе, овладеть конкретными географическими знаниями по физической географии, географии материков и океанов, географии природы России, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для подготовки к поступлению в вуз; сформировать представления об идеях и методах географии как средствах моделирования явлений и процессов.

Задачи программы: обеспечить возможность каждому ученику выстроить свою индивидуальную траекторию движения по освоению курсов физической географии, географии материков и океанов, географии природы России; научить учащихся самостоятельно работать и передавать свои знания товарищам; развивать географические и творческие способности учащихся; приобретение учащимися обширных теоретических знаний, прочных практических навыков в рамках общеобразовательной программы по географии, конкурсных заданий вступительных экзаменов в вузы, изучение элементов географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования.

Опережение достигается с помощью следующей методики преподавания географии:

  1. Новый материал подается крупными блоками (голографическими единицами информации), позволяющими увеличить объем изучаемого материала при снижении нагрузок на учащихся. Стремление к галографичности представляемой информации не ограничивается только одной учебной дисциплиной — географией, а распространяется и на естественнонаучные школьные предметы. Поэтому возможно осуществление интеграции учебных дисциплин через географию. Это является ключом к опережающему обучению этим предметам. Закрепление географических знаний и навыков осуществляется в дальнейшем на занятиях по физике, химии, астрономии и биологии.
  2. Обучение происходит в форме погружения. Классическое и неклассическое погружение по географии идет у лаборатории географов, на котором ученики – члены лаборатории географов изучают предмет и готовят погружение для остальных учащихся школы. Синергетическое погружение по географии проходит одновременно во всех коллективах школы, помимо профессионального учителя в его проведении принимают активное участие учителя, подготовленные из числа учащихся.
  3. Для реализации данной программы опережающего обучения географии и обеспечения учебного процесса создается лаборатория географов, в состав которой входят преподаватель высшего учебного профильного заведения (научный консультант), дипломированный учитель географии средней школы, студенты педагогических вузов, школьники разного возраста. Работа лаборатории начинается в период традиционных летних, осенних, зимних, весенних каникул, когда ведется подготовка к новому учебному году и продолжается в течение всего учебного года, в свободное от учебы время.
  4. Синергетический подход, требующий взаимодействия со всеми без исключения элементами педагогической системы, реализуется через взаимообучение и взаимоконтроль: возможность учиться и взаимодействовать со всеми учащимися. В течение учебного года лицеисты имеют возможность заниматься в постоянно действующем коллективе, коллективе, созданном на время погружения, а также временном коллективе, созданном для выполнения задачи по разработке определенной темы.
  5. За учебный год ученик меняет свою позицию от объектной через субъектную к авторской. Это способствует успешности обучения и личностному росту учащихся. Ученик может самостоятельно определять темп своего индивидуального продвижения.
  6. Преподавание идет в разновозрастном коллективе.
  7. По итогам погружений ученики сдают зачет по теории, пишут контрольные работы. В случае плохой оценки ученик имеет возможность получить дополнительные консультации и помощь, как от товарищей, так и от учеников из лаборатории географов, учителя и пересдать зачет. Государственная (итоговая) аттестация по географии проводится по федеральным материалам, формируемым на основе сборников открытых текстов, разработанных соответствующим федеральным или краевым ведомством.

Программа опережающего обучения географии представлена для трех возрастных групп: для учащихся 13–14 лет, что соответствует 6–7 классам общеобразовательной школы, 14–15 лет – 7–8 классы и 15–16 лет – 8–9 классы с целью создания условий для индивидуального развития каждого учащегося, возможности выбора индивидуальной образовательной траектории. Как показали эксперименты и анализ исследования, успеваемость учащихся не зависит от физического возраста для определенных возрастных промежутков. Для каждой возрастной категории учеников представленная программа охватывает весь курс физической географии, географии материков и океанов и географии природы России, но с доминированием группы тем, соответствующих возрастным особенностям. Для учащихся первой категории (13–14 лет) содержание программы будет соответствовать первому уровню. Опережение для них, как по объему, так и по охвату тем и по времени упреждения традиционной программы может иметь наибольшую величину. Среднюю величину опережения, как правило, имеет содержание программы для учеников 14–15, что соответствует второму уровню. Для этой категории учащихся предусмотрено повторение, систематизация ранее изученного материала и открывается перспектива для ускоренного завершения курса средней школы. Для старшей возрастной категории (15–16 лет) – третий уровень прохождения программы, опережение носит, как правило, ближний характер, так как не выходит за пределы одного учебного года или одной темы.

Программа составлена так, чтобы на ее основе мог работать учитель с лицеем – лабораторией при изучении географии во время классического погружения в предмет. В рамках этой же программы осуществляется неклассическое погружение по созданию собственного образовательного продукта для взаимообучения при проведении постнеклассического погружения. Программа опережающего обучения географии при синергетическом подходе состоит из трех разделов: “Требования к географической подготовке учащихся”, “Тематическое планирование учебного материала”.

Раздел “Требования к географической подготовке учащихся” определяет итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть при переходе на новый уровень. Кроме того, почти во всех разделах есть варианты того, что ученики могут представлять (это возможный вариант требований к учащимся из зоны ближайшего развития) и что видеть в качестве перспективы (это возможный вариант требований к учащимся из зоны перспективного развития). Для интеграции предмета с математикой включен раздел “Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей”. В последнем разделе “Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей” требования представлены однозначно, так как у нас не накоплено достаточного опыта работы с этим материалом, нет детей – носителей информации.

Основная ценность программы заключается в возможности получения учащимися основного общего и среднего (полного) общего образования по географии в сжатые сроки. Программа составлена для разновозрастных коллективов учащихся и может быть использована как учителями средних школ, так и во внешкольном обучении, в круглогодичных оздоровительных лагерях, в санаториях, на факультативах, а так же при подготовке учащихся для поступления в вузы.

Требования к географической подготовке учащихся

Первый уровень

Вводная часть

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать как потребности практики привели географическую науку к необходимости расширения знаний;
  • как изменялись представления о форме и природе Земли в древнем мире: развитие этих знаний в результате путешествий Х.Колумба, Ф.Магеллана;
  • могли приводить примеры современных географических наблюдений и исследований.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • наблюдать и фиксировать явления и объекты природы;

В результате изучения курса математики учащиеся должны видеть перспективу:

  • что на основе полученных знаний будут знакомиться с историй получения знаний о материках и океанах.

План местности

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • сформировать понятие “план местности”:
  • знать способы изображения земной поверхности, различия в изображении местности на рисунке, аэрофотоснимке, космическом снимке, плане;
  • должны иметь знания об способах изображения абсолютных высот точек: отметками и горизонталями.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • определять по плану направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек;
  • ориентироваться на местности;
  • выполнять элементы глазомерной съемки.

Географическая карта

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать длину окружности Земли;
  • линии градусной сетки - меридианы и параллели;
  • способы изображения неровностей земной поверхности;
  • местоположение своего населенного пункта на карте и абсолютную высоту местности.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • определять направления, географические координаты и высоту точек;
  • определять географическое положение объекта по карте.

В результате изучения курса математики учащиеся должны видеть перспективу:

  • определения крайних точек материка, его физико-географического положения;
  • пользоваться картами разного содержания, для того чтобы дать характеристику материку и станам, которые находятся на нем.

Литосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать понятия о земной коре, горах, равнинах;
  • основные формы рельефа суши и дна океанов;
  • различие равнин и гор суши по высоте;
  • виды движений земной коры;
  • изменение рельефа материков и океанов под воздействием внешних процессов;
  • знать положение на картах полушарий и России основных форм рельефа;
  • своеобразие рельефа, горных пород своей местности и причин их обусловивших;
  • значение особенностей рельефа своей местности для человека.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • различать по внешним признакам осадочные и магматические породы;
  • показывать по физической карте и определять географическое положение гор и равнин, их высоту;
  • обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • расширение представлений о фундаменте, осадочном чехле платформы;
  • описывать особенности различных регионов, их природные богатства.

Гидросфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать понятия о гидросфере, морях, реке, речном бассейне, озере;
  • знать составные части гидросферы: океаны, воды суши, вода в атмосфере;
  • иметь представление о мировом круговороте воды;
  • знать части океана;
  • знать о средней солености вод океана;
  • виды движения вод в океанах;
  • основные виды вод суши, подземные и поверхностные;
  • способы изображения вод, суши на плане местности и на карте;
  • положение на карте основных водных объектов (морей, проливов, заливов, течений, рек, озер, каналов), островов, полуостровов, океанических впадин, предусмотренных программой;
  • особенности вод своей местности;
  • принадлежность к речному бассейну;
  • зависимость вод от рельефа;
  • причины изменения их состояния по временам года;
  • хозяйственное значение;
  • меры по бережному использованию и охране.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать и определять по карте географическое положение объектов;
  • обозначать и надписывать их на контурной карте;
  • определять по карте глубины океанов и морей;
  • устанавливать на местности, по картам и плану местности зависимость от рельефа направления и характера течения рек.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • расширение знаний о водных объектах материков и океанов нашей планеты.

Атмосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • иметь понятия об атмосфере, ветре, осадках, погоде, климате;
  • знать причины образования ветра и зависимости его скорости от разницы атмосферного давления;
  • знать основные виды облаков и осадков;
  • положения поясов освещенности на глобусе и карте;
  • знать типы погоды своей местности по сезонам;
  • уметь давать характеристику климата своей местности.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменения погоды;
  • объяснять смену времен года своей местности;
  • вычислять среднюю температуру и строить график за месяц, год;
  • вычерчивать “розу ветров”, диаграммы облачности и осадков;
  • cоставлять описания погоды за сутки, месяц;
  • развить мировоззренческую идею о взаимосвязи различных явлений природы на примере раскрытия связей между литосферой, гидросферой и атмосферой.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • что при помощи знания об общих закономерностях природы и по картам можно определить степень благоприятности природных условий для жизни в стране, по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.

Биосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • иметь понятия о биосфере;
  • знать разнообразие и неравномерность распространения животных и растений;
  • иметь представление о воздействии организмов на оболочки Земли;
  • иметь представление о влиянии человека на биосферу;
  • знать о почвах, растительном и животном мире своей местности;
  • знать о взаимосвязи между природой и деятельностью человека в своей местности.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • наблюдать за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды;
  • наблюдать за изменением почвенного покрова, описывать почвы на местности и по карте.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • что изучение правил поведения человека в окружающей среде может уменьшить количество техногенных негативных явлений;
  • применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путем сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Взаимосвязи компонентов природы

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • описывать особенности компонентов природы своей местности;
  • знать своеобразие природных комплексов своей местности, изменения в них по сезонам;
  • использование человеком мер по охране;
  • примеры взаимосвязи компонентов природы.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • составлять описание природного комплекса своей местности.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • все оболочки являются составной частью географической оболочки, между ними взаимосвязь;
  • уметь описывать состояние окружающей среды, её изменения, влияния на качество жизни населения.

Человечество на Земле

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать численность населения Земли;
  • способы изображения государств и столиц на политической карте мира, населенных пунктов на плане местности;
  • должны знать основные виды хозяйственной деятельности и быт своего населенного пункта.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать на плане местности населенные пункты, на политической карте государства и их столицы.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • определять географическое положение материка, страны, особенности размещения населения;
  • описывать по картам страны;
  • основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии;
  • природные ресурсы и их использование;
  • изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;
  • охрана природы.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • извлекать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Второй уровень

Вводная часть

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать как потребности практики привели географическую науку к необходимости расширения знаний;
  • как изменялись представления о форме и природе Земли в древнем мире: развитие этих знаний в результате путешествий Х.Колумба, Ф.Магеллана;
  • могли приводить примеры современных географических наблюдений и исследований;
  • открытие Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении;
  • знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющиеся представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли;
  • современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. международное сотрудничество в изучении Земли.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • работать с источниками географической информации: картами, дневниками путешественников, справочниками, словарями.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • что на одном из материков Земли – Евразии, находится наша страна, о которой они будут расширять свои знания.

Географическая карта

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знакомство с историей создания карт;
  • роль, свойства и виды карт;
  • явления и процессы на картах, способы их изображения;
  • определить место Земли в Солнечной системе;
  • знать длину окружности Земли;
  • линии градусной сетки – меридианы и параллели;
  • способы изображения неровностей земной поверхности;
  • географическое положение и история исследования океанов и материков Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • определять по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах;
  • определять направления, географические координаты и высоту точек;
  • определять географическое положение объекта по карте;
  • пользоваться картами разного содержания, для того чтобы дать характеристику материку и станам, которые находятся на нем;
  • определения крайних точек материка, его физико-географического положения;
  • решать задачи по карте.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • виды географического положения России: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое;
  • сравнение географического положения России и других государств, географическое положение.

Литосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • возраст нашей планеты, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы;
  • сейсмические пояса Земли;
  • геологическое время;
  • карта строения земной коры;
  • рельеф земной поверхности;
  • закономерности размещения крупных форм рельефа;
  • природные катастрофы, происходящие в литосфере;
  • особенности природы материков Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии;
  • преобладающие на них формы рельефа: равнин, гор, нагорьев;
  • формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов;
  • размещение месторождений полезных ископаемых.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • обозначать на контурной карте крупные формы рельефа и месторождений полезных ископаемых.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • основные формы рельефа России;
  • области современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
  • закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;
  • влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • объяснять зависимость расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Гидросфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать гипотезы происхождения гидросферы;
  • знать о единстве вод Земли и их составные части: океаны, воды суши, вода в атмосфере;
  • свойства вод Мирового океана;
  • водные массы;
  • система поверхностных течений в океане;
  • внутренние воды суши материков, их зависимость от рельефа и климата, хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать и определять по карте географическое положение водных объектов;
  • обозначать и надписывать их на контурной карте;
  • выделять на карте побережий и шельфа как особых территориальноаквальных природных комплексов;
  • описывать крупные речные системы, оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов таких рек.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • роль рек в освоении территории и развитии экономики России;
  • водные ресурсы России и человек, неравномерность распределение водных ресурсов, роль их потребления и загрязнения.

Атмосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать гипотезы происхождения атмосферы;
  • роль атмосферы в жизни Земли;
  • пояса освещенности и тепловые пояса;
  • распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле;
  • климатическая карта;
  • воздушные массы и постоянные ветры;
  • климатические пояса Земли и типичные для них погоды;
  • опасные природные явления в атмосфере;
  • факторы формирования климатов материка.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • объяснять примеры приспособления человека к особенностям того или иного типа климата;
  • оценивать климатические условий для жизни и хозяйственной деятельности населения с использованием данных климатограмм;
  • сравнивать климат отдельных частей материков в одном климатическом поясе.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • определять типы климатов России;
  • влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Биосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать гипотезы возникновения жизни на Земле;
  • пути расселения по Земле растений, человека и животных;
  • знать о воздействии организмов на оболочки Земли;
  • иметь представление о влиянии человека на биосферу;
  • знать о характерных представителях растительного и животного мира, почвы природных зон материков Африки, Австралии, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • определять причины разнообразия природных зон материков;
  • определять черты сходства и различия основных компонентов природы и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • что изучение правил поведения человека в окружающей среде может уменьшить количество техногенных негативных явлений;
  • применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путем сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Взаимосвязи компонентов природы

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • строение и свойства географической оболочки;
  • круговорот веществ и энергии;
  • природные комплексы, их строение и разнообразие на материках;
  • природные зоны материков;
  • географическая зональность;
  • вертикальная поясность на материках;
  • карта природных зон;
  • примеры взаимосвязи компонентов природы;
  • использование человеком мер по охране природы;
  • почва как особое природное образование;
  • изменение природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • оценивать по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий;
  • выявлять компоненты природных комплексов на местности, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • факторы образования почв, почва – национальное богатство;
  • почвенные ресурсы России, изменение почв в процессе их хозяйственного использования;
  • формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли;
  • физико-географическое районирование России.

Человечество на Земле

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • размещение людей по материкам, климатическим поясам, природным зонам;
  • распределение людей по удаленности от океана;
  • карта народов и плотности населения;
  • миграции людей;
  • основные этносы;
  • основные религии;
  • страны мира, группировка их по различным признакам;
  • крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • описывать природные условия, население и хозяйственную жизнь какой-либо страны;
  • обосновывать причины современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка;
  • группировка стран по различным признакам.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

  • численность населения России в сравнении с другими государствами;
  • Россия – многонациональное государство;
  • городское и сельское хозяйство;
  • миграции населения.
  • Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • уметь проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Третий уровень

Вводная часть

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать государственную территорию России;
  • знать историю формирования и освоения государственной территории России;
  • огромные российские пространства: плюсы и минусы;
  • государственные границы России, их типы и виды;
  • сухопутные и морские границы;
  • Россия на карте часовых поясов;
  • местное, поясное, декретное. Летнее время, его роль в хозяйстве и жизни людей;
  • этапы и методы географического изучения территории России;
  • административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • дать характеристику географического положения России;
  • определять поясное время для разных пунктов России.

Географическая карта

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • виды географического положения России: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое;
  • сравнение географического положения России и других государств.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
  • решать географические задачи.

Литосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать крупные формы рельефа страны, их размещение, внешние и внутренние процессы, влияющие на развитие рельефа;
  • размещение полезных ископаемых и геологические структуры.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • называть и показывать крупные равнины и горы;
  • соответствие платформенным и складчатым областям;
  • показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
  • объяснять закономерности их размещения;
  • приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
  • сделать описания отдельных форм рельефа по картам.

Гидросфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • реки России;
  • особенности их размещения;
  • хозяйственное использование рек;
  • озера, болота, многолетняя мерзлота, подземные воды;
  • роль рек в освоении территории и развитии экономики России;
  • водные ресурсы России и человек, неравномерность распределение водных ресурсов, роль их потребления и загрязнения.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать и определять по карте географическое положение водных объектов;
  • обозначать и надписывать их на контурной карте;
  • выделять на карте побережий и шельфа как особых территориальноаквальных природных комплексов;
  • описывать крупные речные системы, оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов таких рек.

Атмосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • факторы, определяющие особенности климата России;
  • закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты;
  • типы климатов России –  разнообразие условий жизни.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • называть факторы, влияющие на формирование климата России;
  • иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
  • уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной солнечной радиации;
  • определять влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Биосфера

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • знать основные почвообразующие факторы;
  • основные типы почв и их свойства;
  • сформировать понятия “ПТК”, “ландшафт”;
  • зональное, азональное причина расположения природных зон;
  • изучить правила поведения человека в окружающей среде –  это может уменьшить количество техногенных негативных явлений.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать на картах основные природные зоны России, называть их;
  • приводить примеры наиболее характерных представителей растительного, животного мира;
  • объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
  • показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
  • приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
  • уметь применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путем сохранения и улучшения качества окружающей среды.

Взаимосвязи компонентов природы

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • факторы образования почв, почва –   национальное богатство;
  • почвенные ресурсы России, изменение почв в процессе их хозяйственного использования;
  • формирование природных комплексов –   результат длительного развития географической оболочки Земли;
  • физико-географическое районирование России.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте крупные природные районы России;
  • называть и показывать на карте географические объекты;
  • уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
  • выделять экологические проблемы природных регионов.

В результате изучения курса географии учащиеся должны видеть перспективу:

Человечество на Земле

В результате изучения курса географии учащиеся должны:

  • численность населения России в сравнении с другими государствами;
  • Россия –  многонациональное государство;
  • городское и сельское хозяйство;
  • миграции населения.
  • оценить природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
  • карта народов и плотности населения;
  • миграции людей;
  • основные этносы;
  • основные религии;
  • крупные города, культурно-исторические центры страны.

В результате изучения курса географии учащиеся должны уметь:

  • описывать природные условия, население и хозяйственную жизнь какого-либо региона.
  • элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
  • уметь анализировать числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков;
  • уметь анализировать информацию статистического характера.

Тематическое планирование

Содержание обучения географии разбито на шесть погружений. Первое погружение традиционно направлено на формирование целостного видения географии и охватывает главные вопросы. Это погружение в отличие от остальных рассчитано на 16 аудиторных и 16 часов самостоятельной работы. Второе погружение посвящено изучению материков, океанов, народов и стран.

Аналогично выстраивается материал следующих погружений. Как правило, каждое погружение рассчитано на 24 часа аудиторных занятий и 24 часа самостоятельной работы.

Программа опережающего обучения географии составлена на основе Сборника нормативных документов, составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев; Программы для общеобразовательных учреждений, составители: Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк; Стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по географии; тематического планирования учебного материала “География” (V– VIII классы), авторы О.А.Винницкая, Е.Ф.Фоминичева, А.В.Кораблинова, М.И.Луганская, М.В.Шморгун; “Начальный курс географии” (VI класс), автор Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова; “Океаны, народы и страны, материки” (VII класс) автор И.В.Душина; “География России” (VIII класс).