Пояснительная записка
Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное воздействие на состояние человека. В связи с этим возрастает роль медицины как учебного предмета в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах здоровья, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных, жизненных ситуациях. Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья не только взрослого, но и подрастающего поколения побудило меня к созданию адаптивного спецкурса “ Основы медицины”.
Он предназначен для учащихся 4-8-x классов, и прекрасно дополняет курсы химии, биологии, в плане рассмотрения вопросов валеологии. Программа кружка рассчитана на 50 часов ( 2 ч. В неделю) и включает четыре раздела:
- Питание и здоровье.
- Образ жизни и вредные привычки.
- Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье.
- Профилактика различных заболеваний.
Программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний, активизировать познавательную деятельность в области углубления знаний обучающихся о здоровом образе жизни, сохранении здоровья.
Цель: Сформировать элементарные знания в области гигиены и медицины.
Задачи:
- Научить оказывать первую медицинскую помощь при поражениях различного характера, выполнять мероприятия по уходу за пораженными и больными;
- Развивать знания по профилактике инфекционных заболеваний;
- Воспитывать у обучающихся гуманное отношение к больному, пострадавшему, воспитывать патриотизм;
- Вооружить знаниями, направленными на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Реализация данной программы определяется выступлением обучающихся на конкурсе “Безопасное колесо”, учебно-исследовательской конференции учащихся, докладами, творческими работами и проектами и т.д.
Содержание программы
1. Питание и здоровье.
Питательные вещества. Их характеристика. Питание. Ценность пищевых продуктов. Минеральные вещества. Искусственная пища. Микро- и макроэлементы: биологическая роль. Нормы потребления жиров. Углеводов, белков.
Практическая работа. Составление суточного рациона питания.
2.Образ жизни и вредные привычки.
Алкоголизм. Курение. Наркомания. СПИД. О здоровом образе жизни. Профилактика алкоголизма и пьянства, наркомании и токсикомании, СПИДа.
Практическая работа. Определение уровня распространенности употребления наркотических средств среди учащихся школы.
3.Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье.
Основы организации медицинской службы гражданской обороны и ее задачи. Организация медицинской помощи пораженному населению. Поражения, их классификация. Понятие о ране. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечении и ранении. Виды повязок. Правила наложения повязок на голову, грудь, живот, верхние конечности, промежности, нижние конечности. Перелом. Виды переломов. ПМП при ожогах разной степени. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Радиация, мероприятия противорадиационной защиты населения. Характер поражения отравляющими веществами. Средства и помощь при поражении отравляющими веществами.
Практическая работа. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.
4. Профилактика различных заболеваний.
Инфекционные заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие о гигиене. Режим дня. Гигиена сна. Иммунитет и способы укрепления иммунитета. Гигиенические требования к школьному режиму. Гигиенические требования к школьному оборудованию. Гигиенические требования к одежде, обуви.
Практическая работа. Соблюдение гигиенических норм в школе.
Учебно-тематическое планирование
№ п./п. |
Название темы | Кол-во часов | |
Теоретич. | Практич. | ||
1 | Питание и здоровье. | 10 | |
2 | Образ жизни и вредные привычки. | 6 | |
3 | Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье. | 8 | 15 |
4 | Профилактика различных заболеваний. | 8 | 3 |
Всего часов | 32 | 18 |
Методическое обеспечение программы
№ п/п |
Тема занятия | Форма занятия | контроль |
Питание и здоровье | |||
1 | Питательные вещества. Питание. | Лекция | |
2 | Нормы потребления жиров и углеводов. | п/р | |
3 | Значение овощей и фруктов в рационе питания. | Лекция | |
4 | Ценность пищевых волокон. | конференция | |
5 | Соль и ее влияние на организм. | Лекция | |
6 | Искусственная пища: за и против. | Беседа | |
7 | Рациональное питание и здоровье. | Беседа | |
8 | Макро- и микроэлементы: биологическая роль. | Ролевая игра | |
9 | Здоровье нации. | Лекция | |
10 | Питание и здоровье. | Игра | |
Образ жизни и вредные привычки. | |||
1 | Здоровый образ жизни. | лекция | |
2 | О вреде алкоголя. | Беседа | |
3 | О вреде курения. | Беседа | |
4 | Наркомания и токсикомания, причины их возникновения, опасность для здоровья. | Ролевая игра | |
5 | СПИД. | Лекция | |
6 | Профилактика алкоголизма и пьянства, наркомании и токсикомании, СПИДа. | Ролевая игра | |
Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье. | |||
1 | Основы организации медицинской службы гражданской обороны и ее задачи. | лекция | |
2 | Организация медицинской помощи пораженному населению. | Лекция | |
3 | Понятие о ране. Классификация ран и их осложнения. | Беседа | |
4 | Виды кровотечений и их характеристика. | Беседа | |
5 | ПМП при ранениях. Профилактика осложнений ран. | П/р | |
6 | Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. | п/р | |
7 | Правила наложения стерильных повязок на промежность и нижние конечности. | п/р | |
8 | Правила наложения стерильных повязок на грудь. | п/р | |
9 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | п/р | |
10 | Первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. | П/р | |
11 | Переломы костей и их осложнения. Средства иммобилизации и правила оказания первой медицинской помощи при переломах. | п/р | |
12 | Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей черепа, плечевого пояса, грудной клетки и верхних конечностей. | п/р | |
13 | Способы оказания ПМП при переломах позвоночника, костей таза и нижних конечностей. | п/р | |
14 | Понятие об ожогах и ПМП при них. | п/р | |
15 | Понятие об оживлении организма при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. | п/р | |
16 | ПМП при несчастных случаях и внезапных заболеваниях. | п/р | |
17 | Выполнение нормативов по оказанию ПМП. | п/р | зачет |
18 | Понятие о проникающей радиации и радиоактивном заражении местности, характер поражения людей. | Беседа | |
19 | Мероприятия противорадиационной защиты населения. Средства и способы профилактики и оказания ПМП при радиационных поражениях. | Конференция | |
20 | Характер поражения людей отравляющими веществами. | п/р | |
21 | Средства и способы оказания ПМП при поражении отравляющими веществами. | п/р | |
22 | Транспортировка пораженных больных. | Беседа | |
23 | Применение лекарственных средств. | Семинар | доклады |
Профилактика различных заболеваний. | |||
1 | Инфекционные заболевания. | Лекция | |
2 | Понятие о дезинфекции. Дезинсекции и дератизации. | Лекция | |
3 | Микроб на службе человека, микроб против человека. | Лекция | |
4 | Понятие о школьной гигиене. | п/р | |
5 | Пищевые отравления. | Беседа | |
6 | Сон и его гигиеническая организация. | п/р | |
7 | Организация режима дня в школе и дома. | п/р | |
8 | Понятие о здоровом и больном организме. | Доклады | |
9 | Физическое развитие – ведущий показатель состояния здоровья учащихся. | Конференция | |
10 | Способы и методы укрепления иммунной системы ребенка. | Ролевая игра | |
11 | Итоговое занятие “здоровый образ жизни”. | КВН | доклады |
Материальное обеспечение
Бинты, повязка малая и большая (стерильная), пакеты перевязочные медицинские, косынки медицинские, куски ткани для наложения повязок по Маштафанову на плечо, грудь, живот и другие области тела, лейкопластырь, салфетки стерильные, вата, секундомер, кровоостанавливающие жгуты, материал для наложения закрутки, брючный ремень, шприц – тюбик, шинный материал, аптечка индивидуальная, респиратор, ватно-марлевые повязки.
Комплект плакатов “ПМП при различных поражениях”, “Кровеносная система человека”, “ Виды повязок”.