Содержание сценария урока.
Класс: 3
Предмет: “Окружающий мир”;
Курс: “Моё Отечество”.
Тема: “Москва златоглавая”.
Урок: № 1.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- фронтальная
Оборудование, средства обучения:
- магнитофон, диск с записью боя колокола и курантов;
- телевизор с видеозаписью фрагмента “Чудеса света. Кремль”;
- изображения (фотографии) Кремля, Соборной площади, шапки Мономаха, портрет Ивана Грозного (Приложение 1)
- карточки-даты (на доску): 1147, 1495 (Приложение 2)
- карточки-слова (на доску): Москва, Кремль, Соборная площадь, Барма, Постник, прощение, захоронение (Приложение 3, Приложение 4)
- учебник “Моё Отечество” под редакцией Д.Д. Данилова, С.В. Тырина.
Цель урока:
- формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства;
- создание образа царя Ивана Грозного и периода его правления.
Задачи:
Образовательная:
- помочь учащимся выяснить, как начался новый этап строительства Московского кремля, Соборной площади, и подчеркнуть связь этого этапа с предшествующими;
Развивающая:
- развивать умение логически мыслить при разностороннем рассмотрении объектов, выделении в них различных свойств и особенностей;
- развивать коммуникативные свойства речи посредством работы в группах;
Воспитательная:
- формировать нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей путем личностного восприятия историко-культурных ценностей;
- прививать интерес к науке истории, к прошлому России и помочь осознать необходимость приобретения новых знаний.
Эпиграф:
“Кремль – “сердце Москвы”
(из летописей о Москве)
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | 2 |
1. Организационно-творческий момент | |
-Приветствует учащихся | -делятся по желанию на 4 группы (до урока или в его начале) |
2. Формирование эмоционально-психологического настроя на предстоящий урок | |
-включает аудиозапись боя колокола и
курантов -зачитывает стихотворение А. Л. Барто “Древний град”
|
-прослушивают аудиозапись боя колокола
и курантов -обмен впечатлениями от услышанного |
3. Актуализация знаний | |
Вначале урока нам предстоит вспомнить,
что мы изучали на прошлых уроках. -Как называется раздел, который мы изучаем? -Для чего нужно было объединить все русские земли? -Чем до объединения земель была Москва? Составь дату из пропущенных в пословицах цифр (1147) Что она означает … в поле не воин Семь раз отмерь, … раз отрежь. Конь о … ногах, и тот спотыкается. У … нянек дитя без глазу. (задание развивающего характера) -Назовите первого правителя Московского государства, который стал величать себя Великим государем всея Руси? -Почему Ивана III называли Великим? -Чем славились люди Московского государства? -Вспомните и назовите известных людей Московского государства. -Как называли людей, которые жили в деревне, чем они занимались? -Что платили крестьяне знатным людям? -Как на Руси называли знатных людей? -Чем они отличались друг от друга?
-Где предпочитали жить знатные люди, почему? -Как называется до сих пор центральная, свободная площадь Москвы? -Какие названия носила раньше Красная Площадь? (задание развивающего характера) -Назовите главную крепость Москвы, которую называют сердцем Москвы и всей России? -Почему, на ваш взгляд, Кремль называют именно так? (задание развивающего характера) |
“Времена Московского государства” -Для освобождения от ордынского ига. -Небольшой крепостью. (на доску карточку “Москва”) -Один (1) -Один (1) -Четырех (4) -Семи (7) 1147 год (на доску) – первое упоминание о Москве её основателем Юрием Долгоруким. -Иван III Великий
-Заканчивал объединение земель вокруг Москвы и избавил Русь от ордынской зависимости. -Трудолюбием, мастерством, мудростью и покорностью. -Сергий Радонежский, Пересвет и Ослябю, Дмитрий Донской, Иван Федоров.. -Крестьяне; пахали землю, выращивали скот. -Налог или подать. -Боярин, дворянин -Боярин был советником у Великого государя, а дворянин, служил в конном войске Великого государя и получал за это землю. -Жить предпочитали в Москве, возле торговых или свободных площадей. -Красная площадь -Торг, Троица, Пожар, Красная. -Кремль. -Занимает центральное место в Москве, находилось правительство во все времена, происходит управление всей страной (предполагаемые ответы). |
4. Дыхательная медитация | |
Включает аудиозапись мелодии для
релаксации:
- что бы это могло быть? |
Выполняют инструкцию учителя
(варианты ответов детей) |
5. Создание проблемной ситуации | |
Мы действительно оказались на стенах
древнего Кремля XV века, когда он был только что
построен Из чего, на ваш взгляд, его могли строить раньше? Откройте учебник на с. 15, урок № 12, рассмотрите фотографию и сопоставьте выступление вашего одноклассника с их содержанием Что это могло быть: золотые купола и перезвон? А теперь посмотрите на тему урока “Москва златоглавая”: как вы думаете, о чём пойдет речь дальше? Откройте с. 16: проверьте ваши предположения |
(варианты ответов учащихся) Сообщение по теме одного из учащихся ( он вывешивает карточку Кремль и дату 1495 год) Рассматривают фотографию и сопоставляют их содержание (варианты ответов учащихся) (варианты ответов учащихся)
(варианты ответов учащихся) |
6. Совместное открытие нового знания. | |
Мы входим в Боровицкие ворота
Московского Кремля и оказываемся на Соборной
площади. Как вы думаете, почему у нее такое название? А теперь вместе отправляемся в путешествие по Соборной площади: (осуществляет контроль выступлений учащихся, с индивидуальными заданиями)
- За дверями Архангельского собора наше путешествие заканчивается и мы вновь возвращаемся на страницы нашего учебника. |
Здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы, колокольни Сообщение учащихся по этапам путешествия на Соборной площади; Вывешивают фотографии, рисунки: Колокольня Ивана Великого; карточка – “прощение” карточка – “захоронение” |
7. Первичное закрепление и расширение нового знания | |
Можем ли мы теперь ответить на вопрос :
почему Москву называют златоглавой? Вспомните, с опорой на с. 15 учебника, как Кремль менял сой облик? Перечислите названия храмов на Соборной площади (с. 17-19) Расскажите, что больше всего запомнилось из выступлений. Как вы думаете, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния? (задание развивающего характера) Более подробные и точные ответы можно найти на страницах книг “Я познаю мир” и “Детские энциклопедии” по истории. (По желанию педагога в данный этап можно включить фрагмент видеозаписи “Чудеса света. Кремль” Цель:
|
с. 16 – вывод -сосновые бревна, дубовые, белокаменные и в конце XV века стали из красного кирпича. -Колокольня Ивана Великого, Успенский собор, собор Василия Блаженного, Благовещенский собор, Архангельский собор. -(варианты ответов учащихся)
-(варианты ответов учащихся)
*Смотрят фрагмент, обсуждают увиденное и сравнивают услышанное ранее. |
8. Оценки за урок | |
- Посоветуйтесь в группах, какие отметки и почему, вы бы поставили за урок | (варианты ответов учащихся) |
9. Домашнее задание по группам, индивидуально | |
- Индивидуальное задание (на карточке) приготовить сообщение о гражданине Минине и князе Пожарском; -Групповое задание:
- Приготовить одного выступающего из группы по теме домашнего задания. |