Урок по литературному чтению в 3-м классе "Мы с мамой и папой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся по разделу: “Мы с мамой и папой”;
  • воспитание любви к своим родителям;
  • развитие чувства привязанности к своим родителям, близким, необходимости в каждом члене семьи.

Ход занятия.

I Организация класса.

- Здравствуйте ребята!

II Постановка проблемного вопроса.

- Наш урок я предлагаю начать с поучительной сценки.

Домой заявились
Сережка и Сашка
С коньками под мышкой,
С подружкою Машкой,
С большим аппетитом
С приблудной дворняжкой.
И что они видят
На кухне, бедняжки?

Саша

Ни мамы, ни папы,
Ни бабушки нет,
На кухне не ждет нас горячий обед.

Сережа

И нам с подоконника
Тащит дворняжка
В обычном почтовом
Конверте бумажку.

Маша (читает)

Весь год мы крутились
По дому как белки.
Стирали, готовили,
Мыли тарелки.
Вы тоже порою
Помочь нам могли бы.
А вы не сказали
Нам даже спасибо!
Нет, мы не семья,
А всего лишь ошибка!
Мы очень обижены,
Скажем вам прямо!
Прощайте же!
Бабушка, папа и мама!

Сережа

Пропали мы, Саша!

Саша

Пропали, Сережка!
Вот ходит по дому
Голодная кошка.

Сережа

Сурово глядит
Одноклассница Машка,
И укоризненно
Лает дворняжка.

Вместе

Немедленно нужно
Семью нам вернуть!

  • Что же вы узнали из этой сценки?
  • Зачем ребята хотят вернуть семью?

III Сообщение темы и целей занятия.

  • Какой раздел мы закончили читать?
  • Какая тема нашего урока?

Сегодня мы вспомним, какие произведения читали в разделе и познакомимся с вашей семьей.

IV Обобщение знаний по разделу.

Работа в группах по карточкам.

Задание: исправьте ошибки в названиях произведений, допишите фамилию автора.

“Если был бы я мальчишкой” _____________________________________

“Подарки под кроватью” _________________________________________

“Спелые яблоки” ________________________________________________

“Девочка в цирке” _______________________________________________

“Веселый день” _________________________________________________

Какие ошибки вы нашли?

Назовите авторов этих произведений.

Индивидуальная работа по карточкам.

Ф. И. Ученика ______________________________________________________

Задание: соедините автора и его героев.

Иосиф Дик Севка и Валерка
Виктор Драгунский Севка и Костя
Марк Твен Том и Гек
Геомар Куликов Мишка и Дениска

Дымка и Антон

А теперь проверим как вы справились с заданием?

Знакомство с понятием “семья”.

Ребята как одним словом можно назвать папу, маму и ребенка?

Сколько человек в вашей семье?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о семье и как понимаете их?

  • Коли семья вместе, так и душа на месте.
  • Каково на дому, таково и самому.
  • Семья в куче – не страшна и туча.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Не будет добра коли в семье вражда.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
  • Семья без детей – что цветок без запаха.
  • Полна хата детей, так и счастливо в ней.

Чтение стихотворений наизусть.

Некоторые ребята выучили стихотворения о семье, давайте их послушаем.

Разлука.

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: - Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Перед сном.

Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела.
У тебя я
Не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой…
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.

О ком рассказывали ребята в прочитанных стихотворениях?

Кто из вас может рассказать о своей маме?

Мой папа рассердился.

Я заработал двойку
Из-за трехзначных чисел.
Мой папа рассердился,
Но голос но повысил.
Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол!
Нет, он молчит часами…
Он слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.
Он, мне не отвечая,
Меня не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая…
Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка!
А мне молчанье в тягость!
Я с горя спать улягусь.

  • О ком было это стихотворение?
  • Давайте проверим, хорошо ли вы знаете своего папу?
  • Как называется паста, которой папа чистит зубы?
  • Сколько у папы белых рубашек?
  • Что папа умеет делать лучше всего?
  • Какое любимое блюдо у папы?
  • Как папе нравится, чтобы вы его называли?

Две бабушки.

Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!

-Как зовут вашу бабушку?

В пустой квартире.

Я дверь открыл своим ключом.
Стою в пустой квартире.
Нет, я ничуть не огорчен,
Что я в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Могу я делать что хочу –
Ведь я один в квартире,
Один в пустой квартире.
Спасибо этому ключу!
Сейчас я радио включу,
Я всех певцов перекричу!
Могу свистеть, стучать дверьми,
Никто не скажет: “Не шуми!”
Никто не скажет: “Не свисти!”
Все на работе до пяти!
Спасибо этому ключу…
Но почему-то я молчу,
И ничего я не хочу
Один в пустой квартире.

 Ребята, а как вы думаете почему еще может быть пусто в квартире? (Когда родители в ссоре)

Святая ложь.

Прихожу вчера
Домой,
Папа –
Как глухонемой.
Ну, а мама
Скажет слово,
И у нас
Молчанье снова.
Если папа с мамой
В ссоре,
Я на свете не живу,
Спрячусь где-то
В коридоре
И реву.
Но вчера
Я слезы стерла.
Папа, папа,
Посмотри!
Что-то мне
Попало в горло
И в груди
Болит внутри!
Тут они
Вскочили оба:
Ты больна?
А нет озноба?
Мама шепчет:
-“Неотложку”…-
Папа просит:
Дай мне ложку
Посмотреть ее гортань.
Не волнуйся
Перестань…
Разберемся мы
И сами,
Успокойся!-
Шепчет маме.
Помирились…
Как я рада!
Ставит градусник
Не надо.

- Оказывается есть несколько советов, которые дали ребята, чтобы сделать своих родителей счастливыми, послушайте их (здесь учитель зачитывает строки из работ ребят).

А вот несколько советов, которые нам дает Григорий Остер.

Вредный совет. Григорий Остер.

Начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,-
Папа пленных не берет.
Кстати, выясни у мамы,
Не забыла ли она –
Пленных бить ремнем по попе
Запрещает Красный Крест.

Вредный совет. Григорий Остер.

Перед тем как у своих родителей
Что-нибудь хорошее выпрашивать,
У себя спросите: “Заслужил ли я?
Был ли я послушным,
Милым мальчиком?”
Если да – просите вдвое большего,
Если нет – просите вдвое жалобней.

А каким советам будете следовать вы?

Чтение сочинений.

Многие из вас написали сочинение о своей семье, кто хочет зачитать сочинение?

V Итог урока..

Вот и подошел к концу наш урок, нам осталось ответить на последний вопрос.

Вопрос: Как ты думаешь, почему человеку обязательно нужна семья (мама и папа)?

Ответ: Я думаю человеку нужна семья, потому что ……………………………….

Ребята нам предстоит большое дело: создать альбом семей нашего класса, кто готов мне помочь?