В своей практике при изучении темы “Площади” в 8 классе я использую такой форму как практическая работа. Обучение ведется по учебнику “Геометрия 7-9”, авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцева, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Учащиеся заранее заготавливают дома фигуры из цветной бумаги (параллелограмм, ромб, прямоугольный, равнобедренный и разносторонний треугольники, трапеция равнобокая и с разными боковыми сторонами). Перед учащимися стоит задача нахождения площади данных фигур путем перекраивания и складывания новой фигуры до прямоугольника, а также выводится формула площади. После этого исходная фигура приклеивается на чистый лист А4, а рядом перекроенная или достроенная фигура с выводом формулы площади. Здесь используется свойство площади и том что, если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме этих площадей, а также идея достроения фигуры до прямоугольника путем перекраивания. Например, прямоугольный треугольник мы достраиваем до прямоугольника или разрезаем по средней линии и полученный треугольник прикладываем так, чтоб получился прямоугольник. Затем на следующих уроках мы теоретически доказываем выведенные формулы площадей. При такой форме работы ученики наглядно как бы “видят” как выводится формула и лучше усваивают тему.
Урок-практическая работа по геометрии в 8 классе по теме “Площадь параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции”.
Цели урока:
- Вывод формулы площадей параллелограмма, ромба, треугольника и трапеции;
- Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать;
- Привить интерес к геометрии.
Необходимые материалы: вырезанные из бумаги цветные заготовки параллелограмма, ромба, треугольника (прямоугольный, равносторонний, разносторониий) и трапеции (равнобокая и трапеция с разными боковыми сторонами) по 2-3 штуки, 2 листа А4, клей, ножницы.
План урока
I. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Актуализация знаний. Повторение темы “Площадь многоугольника”.
III. Практическая работа учащихся с заготовками фигур.
IV. Этап подведения итогов урока.
V. Определение задания на дом.
Ход урока
I. Учитель. Сегодня нам предстоит вывести формулы площадей параллелограмма, ромба, треугольника и трапеции. Начнем практическую работу.
II. (фронтальная форма учебной работы). Опрос учащихся по основным понятиям темы “Площади”. Повторяется формула нахождения площади прямоугольника.
III. Практическая работа. Вместе с классом работаем с первой фигурой - с параллелограммом. Задаются наводящие вопросы. Например:
- Как найдем площадь параллелограмма?
- До какой фигуры можно достроить?
- Как нужно разрезать и сложить части?
- Как найдем площадь полученной фигуры? Какая получится формула?
Тогда ширина полученного прямоугольника есть высота, а длина прямоугольника- это длина основания параллелограмма. После этого приклеиваем исходную и перекроенную фигуру на чистый лист А4 и рядом записываем полученную формулу, отмечая на рисунке необходимые элементы. Далее ребята работают с остальными фигурами, используя идею перекраивания и складывания фигур до прямоугольника.
Далее работают с ромбом. Здесь учащиеся могут выразить площадь через длины диагоналей или используют идею параллелограмма. Затем работают с оставшимися фигурами.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель. Сегодня мы с вами провели практическую работу. Площади каких фигур мы с вами вывели? Какую идею мы использовали при этом? Как мы это сделали? Как найти площадь параллелограмма, ромба, прямоугольного, равностороннего и разностороннего треугольников, трапеции?
V. Задания на дом. Вычислить площади своих фигур, использованных в практической работе.