Цели:
- Знакомство детей с творчеством С.Маршака.
- Выработка навыков беглого осознанного чтения
- Развитие речи
- Создание сюжета сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты,
Слушайте, запоминайте,
Даром время не теряйте!
II. Сообщение темы урока.
(муз. произведение “В гостях у сказки”)
Ребята, слышите музыку?
Какая она?
А почему вы думаете, что она сказочная?
И мы с вами сегодня на уроке будем знакомиться со сказкой Самуила Маршака. А как она называется, давайте прочитаем
(на стенде “Сегодня на уроке” открывается надпись, вокруг 2 мышонка)
- Ой, что это случилось? Кто погрыз надпись?
Что же нам теперь делать?
Кто сможет приструнить мышей, и как мы узнаем, какую сказку будем сегодня читать?
Мне кажется, я знаю, кто нам сможет помочь. У вас на партах есть карточки со словами. Если вы сложите из них фразу, то узнаете, кто из героев придёт нам на помощь.
(играет песенка кота Леопольда, дети складывают и читают фразу работа в группах)
Итак, к нам на помощь пришёл кот Леопольд. Смотрите у него записка.
(один ребёнок читает)
“Хитрые мыши всегда всем мешают, но они пообещали мне, что вы узнаете название сказки, если выполните задания, которые они для вас приготовили”.
1-е задание:
Отгадайте загадку:
В подполье, в каморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?….(Мышка)
2-е задание:
Расскажите стихотворение о мышах
Ребята, давайте мы не только расскажем, но и покажем, т.е. выполним физминутку.
III. Физминутка
Мышки встали по порядку,
Мышки делают зарядку :
Раз – руками три хлопка,
Головою три кивка,
Два – присели, потом встали,
Три – потопали ногами,На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим,
Семь, восемь – лень отбросим,
-Ребята, загадка про мышку, стихотворение про мышку, и в гости к нам пришли мышата. Может, вы уже догадались о ком наша сказка?
- Итак, сегодня мы будем читать сказку С.Маршака, которая называется “Сказка о глупом мышонке”. Откройте учебник на странице 79-81.
IV. Знакомство со сказкой.
- Сейчас мы с вами будем читать эту сказку по звуковому ориентиру, будьте внимательны, следите. А когда прочитаем, вы мне ответите на вопрос, почему мышонка назвали глупым?
(чтение по звуковому ориентиру: магнитофон)
V. Беседа по содержанию
1) Почему мышонка назвали глупым?
2) Как называется песенка, которую пели животные для мышонка?
3) Когда поют колыбельную? Как её поют? Кто обычно поёт колыбельную песенку?
4) Кто приходил петь колыбельную песенку для мышонка?
5) Как пели песенку животные?\
На доске.
Рисунок: | карточка: |
Мама – | пискляво |
Утка – | громко |
Жаба – | скучно |
Лошадь – | страшно |
Свинка – | грубо |
Курица | невозможно уснуть, другими словами резко |
Щука – | тихо |
Кошка - | сладко |
6) Чья песенка понравилась мышонку больше?
7) Почему мышка мать не нашла своего глупого мышонка?
8) Какой вывод можно сделать?
Отсюда мы можем сделать вывод:
Сладкая песенка кошки была опасна для мышонка. Недаром ведь в народе говорят: не того бойся, кто правду говорит, а того, кто сладко поёт. На языке мёд, а на сердце лёд.
VI. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли мышки погулять
Раз – цветочек, два – грибочек,
Положили в кузовочек.
Дальше по лесу пошли
И на речку набрели
Ну а в речке – рыбки,
Рыбки – невелички.Рыбки плавают в водичке
Рыбкам весело играть ,
Рыбка, рыбка – озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка дальше поплыла
VII. Чтение по цепочке
- Когда вы будете читать, попробуйте показать голосом, как пели песенку герои.
VIII. Создание мультфильма.
- Различные издательства выпустили книжки со сказкой о глупом мышонке, а на киностудии “Союзмультфильм” создали мультфильм по нашей сказке, но хитрые мыши сгрызли и его. Остался только первый и последний кадр. Давайте, мы с вами восстановим мультфильм т. е. будем художниками-мультипликаторами. У вас на партах лежит кадр вам нужно наклеить героев и повесить кадры на доску по порядку. Работаем в группах.
- Молодцы. Мы восстановили мультфильм, а на следующем уроке мы постараемся его озвучить его т. е будем читать по ролям.
IX. Подведение итогов.
- С какой сказкой мы познакомились?
- Кто написал эту сказку?
- Эта сказка литературная или народная?
- К какой группе сказок она относится?
- Понравилась ли вам эта сказка? Почему?
На листах у вас записаны пословицы. Выберите те которые относятся к нашему уроку т.е выражают идею нашей сказки и объясните ваш выбор:
- Повторенье – мать ученья.
- Не верь тому, кто сладко поёт, а верь тому, кто правду говорит.
- На языке мёд, а на сердце лёд.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Ребята, мы сегодня были в гостях у сказки, а в сказках случаются разные чудеса, поэтому тётя Кошка не успела скушать нашего глупого мышонка. Посмотрите, вот он спит в своей кроватке.
- Молодцы вы сегодня хорошо работали на уроке. Давайте, построим цветочек настроения нашего урока. У вас на партах лежат весёлые колобки. Если после нашего урока настроение у вас хорошее, то возьмите колобка, который улыбается , если плохое, то того, который грустит.
Дети выходят к доске и вешают своих колобков на доску.
Получается цветочек настроения:
- И наш глупый мышонок проснулся. Всё что мы с вами делали сегодня на уроке, ему приснилось во сне, и за вашу хорошую работу он приготовил для вас небольшие сюрпризы.
(игрушечный мышонок с сюрпризным мешочком )