Цели урока:
- Систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах.
- Стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами.
- Воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к детскому дому, к своей семье-отряду.
- Обогащение познавательных способностей и формирование творческих умений учащихся.
I. (Пою)
Точка, точка, запятая,
Минус, рожица смешная
Ручки, ножки, огуречик –
Вот и вышел человек.
- Что можно сказать о нем? (ничего)
- Можно ли сказать, что он воспитанный, культурный, приятный для окружающих? (нет)
- Давайте, “наградим” человека такими качествами, благодаря которым его можно было бы назвать культурным, воспитанным (лучики повесить)
Что мы с вами увидели? (солнышко)
- Да, ребята, солнце символизирует все ценности человеческой жизни: (показать на лучи)
Культурный человек – солнышко, для других людей – светит, греет, улыбается.
- А в нашем классе есть культурные воспитанные дети? Конечно, каждый из вас является солнышком. Я буду называть вас, ребята, солнышками и подарю каждому из вас эмблему солнышка.
- Ребята, а что излучает солнышко? (тепло). Думаю, что сегодня на уроке у нас будет царить теплая, доброжелательная атмосфера.
- Мне хотелось бы, чтобы сейчас, прозвучала песня на казахском языке. (поем)
- О чем эта песня? (о мире, о солнце, о маме, обо мне).
II. - Сегодня у нас урок этики как всегда необычный.
Тема урока: (читаю). Эпиграфом к нашему уроку является строки из известной песни.
- Дети – это чудо света.
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
- У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая – это страна, в которой ты родился. Малая – это земля, на которой ты живешь, дом, в котором ты живешь. Для вас, ребята, малой родиной является г. Петропавловск, детский дом, имеющий свою 20-летнюю историю.
- Что же такое дом, семья? Слово это понятно как “хлеб” “вода”. Это любовь и заботы, труды, радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Я расскажу вам одну легенду: В давние времена была одна семья 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетала до правителя. И он спросил у главы семьи: Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Старец взял бумагу и написал на нем что-то. Правитель посмотрел, удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово: понимание. До сих пор в старых деревянных домах висят фотографии всех членов семьи.
В нашем музее тоже хранятся фотографии наших воспитанников-выпускников. Пока наши гости посмотрят фотоальбомы, мои, милые солнышки, исполняют песню “Теплый дом”, слова к этой песне написала Валентина Васильевна Суслова, которая работала здесь и гордится этим до сих пор, музыку написала ее дочь.
III. Что главное во всякой семье?
Конечно, любовь и взаимопонимание. А если есть проблема? Давайте, вместе подумаем: как делать так, чтобы дети лучше понимали нас – взрослых, и мы бы понимали детей. Давайте рассмотрим несколько ситуаций. – (Задание по группам).
- Что бы вы, ребята, предложили, как бы вы поступили?
Хорошо, ребята, молодцы. Думаю, что у вас всегда будет достойный выбор в жизненных различных ситуациях: (Достаточно выйти из жизненной различной ситуации, если внимательно проанализируя свои действия.)
IV. Мы уже говорили, что сила семьи в совместных делах и интересах. Правда, как нам хорошо, когда вместе занимаемся делами: вот эти аппликации из природного материала ребята выполнили на уроках труда, а вот эти салфетки выполнены руками наших девочек в кружке “Умелые руки”.
Посмотрите, какие рисунки приготовили ребята к сегодняшнему уроку. На рисунке Руслана Голышева видим, как ему тепло и радостно в детском дому, но друзей пока немного, у Василенко Наташи – увидели ее замкнутость, ей нужно бы иметь побольше друзей, ей нравится в детском доме, восхищается уютом и теплом. На рисунке Артема Искандырова – частоту и уют возле детского дома весь труд. Он показывает, что делам в детском доме уделяла большое внимание, Денису Левину в детском доме не одиноко, нашел здесь и братьев и сестренок, хоть они ему и не родные.
Дима Илюшин и Наташа Шинкаренко на рисунке показали нам на рисунке одно из самых любимых занятий – спорт.
На рисунки Дениса Ротару видим, что бывают у него солнечные дни и пасмурные. Хотелось бы ему иметь побольше понимающих друзей.
На некоторых рисунках мы видим, как вы любите детский дом. Заметили у всех на рисунках вокруг дома порядок.
Физ.минутка. – Ребята, встаньте, пожалуйста, друг к другу лицом.
- Сделав глубокий вдох – поглощаем в себя свет.
- Сделав выдох – освобождаемся от беспокойства представьте, что в сердце лежит цветок. Вот он раскрывается лепесток за лепестком.
- Это центр покоя, центр любви, положите правую руку на сердце. Повторите:
Мир 3 раза везде. Мир в тебе. Мир во мне.
Свет 3 раза везде. Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь 3 раза везде. Любовь в тебе. Любовь во мне.
Садитесь, мы продолжаем.
V. – Что же является основой теплого дома? Конечно, праздники, встречи с воспитанниками-выпускниками, когда все соберутся вместе!
- У вас было домашнее задание найти в газетах заметки, собрать информацию среда сотрудников д/д о том, что приносит радость и тепло всем в этом д/д.
(Выступление детей)
Игорь Громыко – видеозапись Валентинов день.
Как приятно все это слышать о наших воспитанниках выпускниках. Сколько бы лет не прошло, помнят они о своем родном д/д, о том месте, где каждый из вас формируется, как личность. И не случайно в песне, которую традиционно исполняет Валентина Ивановна, посвящая ее каждому воспитаннику, в день его совершеннолетия, звучат такие строки:
Но где б ты не бродил все равно
Ты помни, встречая рассвет,
Что место одно, есть такое одно,
Где ты появился на свет.
Сейчас прозвучит песня “Детский наш дом”.
Слова написала воспитатель семьи №6, Чернышева Л. П., а музыку Юрий Федорович Зайберт, директор колледжа искусств.
VI. Что ж такое дом, семья? С чем и можно сравнить? Это – небосвод, на которым всегда светит солнце. Лучи этого солнца: (прочитать лучики).
И давайте будем помнить о том, что все взрослые и дети хотят жить в мире красоты, фантазии и творчества. А какие мы, таков наш теплый дом, таковы наши дети, таким будет наше будущее, такой будет наша Родина. Давайте же, ребята, стараться ничем не омрачать, не расстраивать, не печалить наш теплый дом, а для этого попробуем выработать свои правила: и будем стараться их соблюдать да?
Домашнее задание у вас будет: написать эссе о д/д.
Прощаясь с вами, милые солнышки, мне хочется дать вам наказ:
Чтоб в жизни взрослой в счастье закружить
Вам, милые солнышки, надобно так мало:
Всего-то навсегда – высоким дорожить,
Да помнить Родины священное начало,Всего-то навсегда – не делать людям зла,
Всего-то навсегда – любить и быть любимым
Чтобы судьба все это сберегла –
Не будь виновником ни чьих сединок.