Система: “Школа-2100”.
Класс: 4.
Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.
Тип: урок-семинар.
Метод: поисковый.
Форма: групповая, задания с элементами творчества.
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Глагол”.
- Научить обращению к словарям, справочникам, дополнительной литературе.
- Научить работать в группе.
Оборудование: план урока в каждой группе (на листочках), словари, элементы букв.
Ход урока
1). Орг. момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, речка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2). Минутка чистописания.
- Соберите из элементов буквы. (Работа в парах.)
- На какие группы можно разделить буквы? (На гласные и согласные.)
- Докажите. (По цвету.)
- Пропишите в тетради свою букву, составив закономерность.
(Самопроверка. Оцените себя по 5- бальной системе.)
3). Сообщение темы и цели.
- А теперь соберите из полученных букв слово. (Работа в группах.)
- Какое слово у вас получилось? (Глагол)
- Кто догадался, какова тема урока? (Это тема урока.)
Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи. (А. Югов)
- Прочитайте эпиграф к уроку, объясните, как вы понимаете его?
4). Работа по теме урока.
- Мы с вами сегодня будем работать по предложенному плану, который лежит у вас на столах.
План урока.
- Происхождение слова глагол.
- Роль глагола в речи.
- Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
- Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.
- Откуда произошло слово глагол и что оно обозначает?
(На этот вопрос готовила ответ 1 группа.)
- Какова роль глагола в речи?
(А на этот вопрос готовила ответ 2 группа.)
Задание: с помощью приставок образовать новые глаголы от слова сказать.
Сказать – найти значение по словарю.
Проверка.
- Какие слова записали. Подберите синонимы.
Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:
За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?
- Объясните значение словосочетаний болтать ногами, болтать языком.
- Подберите словосочетание с глаголом бежать, чтобы глагол имел разные значения.
- Какой из этого можно сделать вывод? (Некоторые глаголы могут быть многозначные.)
- А сейчас подберите к слову бежать синоним. (Работа со словарями в группах.)
- Какой вывод можно сделать? (Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.)
- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой.
Зябн.т осинка
Дрож.т на ветру
Стын.т на солнышке
Мёрзн.т в жару.
Задание:
- Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используя карточки.)
- Назовите глаголы-синонимы.
- Что вы можете сказать об этом предложении? Нет ли здесь ловушки?
- Расставьте знаки препинания.
- Прочитайте стихотворение ещё раз про себя и запишите по памяти.
- Выделите безударные в корне слова.
(Взаимопроверка. Оцените товарища.)
5). Физминутка.
6). Наблюдение за глаголами.
- Послушайте звуки леса (аудикассета).
- Какие звуки вы услышали? А какие звуки вы слышали, когда были в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева “Море и утёс.”
И бунту.т, и клокоч.т,
Хлещ.т, свищ.т и рев.т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
Задания:
- Какую картину вам удалось представить, расскажите.
- С помощью какой части речи Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
- Какие слова вызвали затруднения в понимании?
- Найдите значение этих слов по толковому
словарю.
- 1 группа – слово клокочет.
- 2 группа – слово допрянуть.
- 3 группа – слово незыблемых.
- Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.
- А теперь 3 группа отвечает на 3 вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов.
7). Инсценирование. (2 мальчика.)
- В этом году на соревнованиях города я обязательно победю …, нет побежу …, - засмеялся Валера.
- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Кирилл.
- А как же сказать правильно? Подумайте в группах.
Вывод: глагол победить в 1-м лице не употребляется. Также не употребляются в 1-м лице: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.
Однако ситуация не безвыходная. Как можно сказать?
Одержать победу.
Буду пылесосить.
Чищу пылесосом.
- Запишите предложение, раскрыв скобки.
Я (убедить) товарища.
Фронтальная проверка.
8). Словарная работа в группах.
- Вы должны составить свои словарные слова. Каждая группа составляет по 5 слов с ловушками.
1 группа – с орфограммой глаголы 2 лица единственного числа.
2 группа - с орфограммой тся без ь знака.
3 группа – с орфограммой ться с ь знаком.
9). Творческая работа.
На доске записаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.
Задание разноуровневое:
На “4” - списать глаголы, определить спряжение.
На “5” - написать сочинение-миниатюру.
- Что такое миниатюра? Найдите в толковом словаре.
Проверка.
10). Подведение итогов.
- Что в уроке самое интересное было?
- В чём возникли затруднения?
11). Рефлексия.
- На полу два круга красный и синий, нужно встать в круги. В красный, если оцениваете себя на “отлично”. На все вопросы отвечали правильно. В синий, кто работал хорошо. Ну, а кто не достаточно на ваш взгляд может остаться на своих местах.
12). Дом. задание.
Написать сочинение (описание или повествование, или рассуждение.)
Урок окончен. Спасибо за работу.