Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о глаголах" (урок-семинар)

Разделы: Начальная школа


Система: “Школа-2100”.

Класс: 4.

Автор учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина.

Тип: урок-семинар.

Метод: поисковый.

Форма: групповая, задания с элементами творчества.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы “Глагол”.
  2. Научить обращению к словарям, справочникам, дополнительной литературе.
  3. Научить работать в группе.

Оборудование: план урока в каждой группе (на листочках), словари, элементы букв.

Ход урока

1). Орг. момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, речка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2). Минутка чистописания.

- Соберите из элементов буквы. (Работа в парах.)

- На какие группы можно разделить буквы? (На гласные и согласные.)

- Докажите. (По цвету.)

- Пропишите в тетради свою букву, составив закономерность.

(Самопроверка. Оцените себя по 5- бальной системе.)

3). Сообщение темы и цели.

- А теперь соберите из полученных букв слово. (Работа в группах.)

- Какое слово у вас получилось? (Глагол)

- Кто догадался, какова тема урока? (Это тема урока.)

Глагол самая огнепышущая,
Самая живая часть речи. (А. Югов)

- Прочитайте эпиграф к уроку, объясните, как вы понимаете его?

4). Работа по теме урока.

- Мы с вами сегодня будем работать по предложенному плану, который лежит у вас на столах.

План урока.

  1. Происхождение слова глагол.
  2. Роль глагола в речи.
  3. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.
  4. Все ли глаголы могут употребляться в 1-м лице единственного числа.

- Откуда произошло слово глагол и что оно обозначает?

(На этот вопрос готовила ответ 1 группа.)

- Какова роль глагола в речи?

(А на этот вопрос готовила ответ 2 группа.)

Задание: с помощью приставок образовать новые глаголы от слова сказать.

Сказать – найти значение по словарю.

Проверка.

- Какие слова записали. Подберите синонимы.

Инсценировка отрывка из стихотворения Г. Гюйко:

За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний болтать ногами, болтать языком.

- Подберите словосочетание с глаголом бежать, чтобы глагол имел разные значения.

- Какой из этого можно сделать вывод? (Некоторые глаголы могут быть многозначные.)

- А сейчас подберите к слову бежать синоним. (Работа со словарями в группах.)

- Какой вывод можно сделать? (Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.)

- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой.

Зябн.т осинка
Дрож.т на ветру
Стын.т на солнышке
Мёрзн.т в жару.

Задание:

  1. Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используя карточки.)
  2. Назовите глаголы-синонимы.
  3. Что вы можете сказать об этом предложении? Нет ли здесь ловушки?
  4. Расставьте знаки препинания.
  5. Прочитайте стихотворение ещё раз про себя и запишите по памяти.
  6. Выделите безударные в корне слова.

(Взаимопроверка. Оцените товарища.)

5). Физминутка.

6). Наблюдение за глаголами.

- Послушайте звуки леса (аудикассета).

- Какие звуки вы услышали? А какие звуки вы слышали, когда были в лесу?

- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева “Море и утёс.”

И бунту.т, и клокоч.т,
Хлещ.т, свищ.т и рев.т,
И до звёзд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.

Задания:

  1. Какую картину вам удалось представить, расскажите.
  2. С помощью какой части речи Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?
  3. Какие слова вызвали затруднения в понимании?
  4. Найдите значение этих слов по толковому словарю.
    1. 1 группа – слово клокочет.
    2. 2 группа – слово допрянуть.
    3. 3 группа – слово незыблемых.
  5. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.

- А теперь 3 группа отвечает на 3 вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов.

7). Инсценирование. (2 мальчика.)

- В этом году на соревнованиях города я обязательно победю …, нет побежу …, - засмеялся Валера.

- Эх ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Кирилл.

- А как же сказать правильно? Подумайте в группах.

Вывод: глагол победить в 1-м лице не употребляется. Также не употребляются в 1-м лице: убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть.

Однако ситуация не безвыходная. Как можно сказать?

Одержать победу.

Буду пылесосить.

Чищу пылесосом.

- Запишите предложение, раскрыв скобки.

Я (убедить) товарища.

Фронтальная проверка.

8). Словарная работа в группах.

- Вы должны составить свои словарные слова. Каждая группа составляет по 5 слов с ловушками.

1 группа – с орфограммой глаголы 2 лица единственного числа.

2 группа - с орфограммой тся без ь знака.

3 группа – с орфограммой ться с ь знаком.

9). Творческая работа.

На доске записаны глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

Задание разноуровневое:

На “4” - списать глаголы, определить спряжение.

На “5” - написать сочинение-миниатюру.

- Что такое миниатюра? Найдите в толковом словаре.

Проверка.

10). Подведение итогов.

- Что в уроке самое интересное было?

- В чём возникли затруднения?

11). Рефлексия.

- На полу два круга красный и синий, нужно встать в круги. В красный, если оцениваете себя на “отлично”. На все вопросы отвечали правильно. В синий, кто работал хорошо. Ну, а кто не достаточно на ваш взгляд может остаться на своих местах.

12). Дом. задание.

Написать сочинение (описание или повествование, или рассуждение.)

Урок окончен. Спасибо за работу.